double arrow

Выработка альтернативных решений

В этой фазе интервью консультант обсуждает с клиентом разные варианты изменения рассматриваемой ситуации, они совместно ищут, сравнивают и оценивают альтернативы для преодоления "застоя" и расширения вариативности дальнейшего развития ситуации (Мей Р., 1997). Работая с альтернативными решениями, консультант должен постоянно рефлексировать над содержанием своей профессиональной позиции и помнить о том, что «правильность» решения может оценить только клиент, хотя некоторые клиенты ожидают от них четких директивных рекомендаций (Мей Р., 1997).

На этом этапе психолог-консультант должен помочь клиенту сформулировать возможные альтернативы привычному поведению, а затем, внимательно анализируя и критически оценивая их, выбрать тот вариант, который для клиента является наиболее подходящим. Ю.Е. Алешина (1999) уделяет особое внимание тому, чтобы результатом работы на этом этапе был детально разработанный план позитивного реагирования клиента.

Клиент может сам найти конструктивные альтернативы своему поведению, наблюдая за действиями друзей, близких, анализируя произведения культуры, искусства, на что его можно направить. Часто проблемные ситуации имеют не одно какое-либо решение, а целую программу взаимосвязанных действий. И такая программа либо у клиента уже есть, тогда консультант помогает ему осознать ее и актуализировать, либо она определяется (составляется) в процессе консультативной работы. При этом составленная программа действий должна соответствовать ценностям клиента, учитывать его дефициты и ресурсы, а также быть реальной по срокам исполнения (Роджерс К., 1994). Психолог-консультант должен стремиться к тому, чтобы клиент нашел альтернативы своему поведению именно сам, чтобы это были именно его альтернативы, чтобы они органично вырастали из его жизненного опыта. Но в некоторых случаях психологу-консультанту допустимо и предлагать возможные поведенческие альтернативы клиенту (Мей Р., 1997).

Разработка плана конкретного позитивного реагирования клиента предполагает, что в психологической консультации психолог и клиент детально спланируют, где и когда, в каком месте, и в какое время, в какой форме новое конструктивное поведение будет иметь место. Будут обсуждены все подводные камни, возможные препятствия на пути этого поведения. Иначе позитивное поведение может быть отложено на очень далекое время, а то и вообще не состояться (Абрамова С.Г., 1995).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: