Это специальные техники, которые развивают умение консультанта слушать партнера, они стимулируют самоконтроль консультанта и дают клиенту обратную связь - свидетельство того, что он услышан.
Базовая способность консультанта, психотерапевта это умение слушать клиента (Роджерс К., 1994, Мей Р. 1994)., Р. Часто умение слушать является основным инструментом в стремлении консультанта наиболее глубоко понять другого человека. Кажется, это так просто - слушать, на самом деле "терапевтическое" слушание достаточно трудное дело. В обычной беседе мы в лучшем случае делим коммуникативное пространство пополам, а чаще всего - стремимся отвоевать большую часть для себя, и поэтому «получаем»: "Ты не слышал, что я говорил", - а это всегда вызывает неприятные чувства у обоих партнеров. Люди очень тонко чувствуют фальшь во внимании и слушании друг друга, они хотят физического, эмоционального присутствия в коммуникации, они хотят от другой личности быть полностью "здесь" в момент общения.
|
|
"Присутствие", "существование с клиентом" реализуется во внимании к нему, сопровождается глубинным проживанием-сопереживанием. В работе с клиентом это является основой отношений сотрудничества. Уметь слушать - значит адекватно расшифровывать смысл слов клиента, выяснять их реальное значение. Кроме того, применяя техники вербализации можно показать клиенту, что он услышан (Шеховцова Л.Ф., 1996).
Техники вербализации - это техники повтора слов клиента: когда клиент слышит свои слова из уст консультанта, он понимает, что его слушали, услышали и поняли (Алешина Ю.Е., 1999).