Речевое поведение проявляется в манере, характере речевых действий и речевой деятельности, включая соматическую активность.
Если речевая деятельность специалиста в основном направлена на предметное информирование, то речевое поведение включает и передачу экспрессивной информации, обеспечивающей регуляцию взаимоотношений с клиентами.
В структуру речевых поступков, из которых складывается речевое поведение, входят субъект, объект, которому адресуется информация, цель, содержание, используемые средства — вербальные и невербальные.
Высказывания, обращенные к клиенту, вызывающие определенные ответные реакции — словесные, поведенческие, являются поступками, отражающими уровень профессиональной культуры. Речевые поступки социального работника имеют определенное коммуникативное содержание и форму. Профессиональное общение складывается из взаимного обмена речевыми поступками социального работника и клиента.
Культура речевого поведения обусловлена целесообразным выбором и организацией языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении лингвистических и этических норм позволяют эффективно решать коммуникативные задачи.
|
|
Изучение теории и практики профессионального общения позволяет выделить следующие функции речевого поведения социального работника: самопрезентационную, мотивационную и психотерапевтическую.
Тема 5. Невербальные средства в управлении
Профессиональным общением социального работника
Цель: раскрыть роль невербальных средств общения в профессиональной деятельности социального работника.
Вопросы
5.1. Средства невербального общения:
- фонация
-кинесика
- проксемика
5.2. Внешнее самооформление
Средства невербального общения
Все многообразие невербальных средств принято разбивать на три группы: 1) фонационные, 2) кинетические, 3) проксемические. Соответственно невербальное поведение социального работника складывается из интонации — движений голоса, движений тела и расположения в пространстве.