Обсуждена на заседании кафедры. (предметно-методической секции)

(предметно-методической секции)

«____»_____________200__г.

Протокол № ___

МГУПИ – 2007г.

Тема лекции: «Стратегическое, текущее и оперативное планирование
деятельности предприятия»
 
Учебные и воспитательные цели:
1. Изучение основных положений
2. Основные понятия материала по теме: «Стратегическое, текущее и
оперативное планирование деятельности предприятия»
 
Время: 7 часа (315 мин.)
 
Литература (основная и дополнительная):
См. список рекомендованной литературы
 
 
Учебно-методическое обеспечение:
1. Наглядные пособия: Основная и дополнительная литература по теме
практического занятия. Текущая периодическая литература.
 
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
Введение – до 5 мин.
 
Основная часть (учебные вопросы) – до 305 мин.
1-й учебный вопрос Формирование стратегии предприятия на перспективу.
Выбор наиболее перспективных видов продукции и рынков их сбыта.
Определение потенциальных потребителей продукции и поставщиков
материальных ресурсов. Разработка планов капитального ремонта и замены
оборудования. Определение наиболее приоритетных направлений использования
инвестиций. Оценка ожидаемых результатов от реализации возможных
инвестиционных проектов. 70 мин.
2-й учебный вопрос Оценка мощности производственных подразделений
предприятия и предприятия в целом при выпуске различных видов продукции.
Формирование оптимального портфеля заказов. Определение объемов
производства продукции предприятием за очередной плановый период,
реализуемой в результате свободной продажи. Выбор рынков сбыта данного
вида продукции и объемов ее поставок. Определение предпочтительного
варианта реализации продукции при ее свободной продаже. Выбор рынков
приобретения требуемых предприятию материальных ресурсов и их
потенциальных поставщиков на очередной плановый период. 100 мин.
3-й учебный вопрос Выбор наиболее предпочтительного варианта доставки
материальных ресурсов на предприятие. Выбор транспорта и транспортных
организаций, осуществляющих доставку материальных ресурсов на
предприятие и готовой продукции ее покупателям или в места свободной
продажи за очередной плановый период. 50 мин.
4-й учебный вопрос Регулирование объемов производства продукции
различных видов и объемов их поставок. Регулирование цен на продукцию,
реализуемую в результате свободной продажи. Определение наиболее
предпочтительного пункта поставки единичной партии готовой продукции для
ее свободной продажи. 40 мин.
Заключение – до 5 мин.
 
ТЕКСТ ЛЕКЦИИ
Введение – до 5 мин.
         

Стратегическое планирование связано с выработкой стратегии предприятия на более отдаленную перспективу. Стратегия предприятия, в первую очередь, касается продукции, им выпускаемой, и основных направлений развития его производства. Если рассматривать продукцию, то возможны следующие решения: увеличение или снижения объемов выпуска продукции различных видов; замена одних видов продукции другими; увеличение или снижение объемов поставок продукции различных видов на существующие рынки их сбыта; поиск новых рынков сбыта и потребителей, с которым заключаются договора на поставку продукции. Если рассматривать основные направления развития производства, то к ним относятся: расширение, техническое перевооружение и реконструкция, реструктуризация и перепрофилирование.

Основная часть (учебные вопросы) – до 305 мин.
1-й учебный вопрос Формирование стратегии предприятия на
перспективу. Выбор наиболее перспективных видов продукции и рынков их
сбыта. Определение потенциальных потребителей продукции и
поставщиков материальных ресурсов. Разработка планов капитального
ремонта и замены оборудования. Определение наиболее приоритетных
направлений использования инвестиций. Оценка ожидаемых результатов
от реализации возможных инвестиционных проектов.

Расширение предприятия связано с новым строительством, техническое перевооружение – с заменой старого оборудования на новое, реконструкция – помимо технического перевооружения связана с перепланировкой существующих помещений, реструктуризация – с изменением существующего числа производственных подразделений, перепрофилирование – с изменением специализации данного предприятия. Развитие производства также связано с капитальным ремонтом и модернизацией существующего оборудования, а также внедрением средств механизации и автоматизации производственных процессов.

Планирование деятельности предприятия, связанного с развитием его производства, сводится к следующему. На первом этапе решения данной задачи осуществляется разработка одного или нескольких инвестиционных проектов. Для каждого из этих проектов определяются: размер единовременных затрат, требующихся для их реализации; величина ожидаемых чистых доходов, получаемых предприятием от реализации рассматриваемых инвестиционных проектов по различным периодам времени одинаковой длительности, равной одному году, принадлежащим перспективе. Далее для каждого инвестиционного проекта определяются значения показателей, характеризующих его результативность. В качестве таких показателей используется срок окупаемости инвестиций (СО) и их эффективность (Е), приведенный чистый эффект (NPV), индекс рентабельности инвестиций (ROI) и внутренняя норма прибыли инвестиционного проекта (IRR). Срок окупаемости инвестиций (CO) характеризует собой время, исчисленное в годах, за которое накопленные значения чистого дохода, получаемые в результате реализации рассматриваемого инвестиционного проекта, равняются размеру инвестиций, требующемуся для его реализации. Эффективность инвестиций (E) является обратной величиной сроку их окупаемости. При определении значений показателей NPV, ROI и IRR используется метод дисконтирования, учитывающий различную стоимость денег во времени. При определении значения NPV из суммарной величины дисконтированных чистых доходов, получаемых в результате реализации рассматриваемого инвестиционного проекта, вычитаются дисконтированные значения единовременных затрат, требующихся для его реализации. При определении значения ROI первая из указанных величин делится на вторую величину. Значение IRR находится исходя из предположения справедливости соотношения NPV = 0.

Значения чистого дохода, получаемого от реализации рассматриваемого инвестиционного проекта, за периоды времени одинаковой длительности, принадлежащие перспективе, находятся, учитывая следующие факторы. Во первых, увеличение объема производства и реализации продукции, во вторых, повышение качества и конкурентоспособности продукции, позволяющий продавать ее по более высокой цене, в третьих, снижение себестоимости продукции за счет уменьшения потерь материальных и энергетических ресурсов, в четвертых, снижение вынужденных потерь рабочего времени и простоев оборудования, в пятых, увеличение производительности труда, фондоотдачи и оборачиваемости оборотных средств.

При оценке предпочтительности тех или иных рассматриваемых инвестиционных проектов помимо значений указанных выше показателей, необходимо учитывать возможные риски. Они представляют собой вероятность снижения размера чистого дохода, получаемого предприятием за счет реализации рассматриваемого инвестиционного проекта, и увеличения размера единовременных затрат, требующихся для его реализации.

Решение задачи, связанной с планированием капитального ремонта и замены действующего на предприятии оборудования, сводится к следующему. Для любой произвольно взятой единицы оборудования последовательно решаются две задачи. Первая из них связана с оценкой предпочтительности ее текущего или капитального ремонта в рассматриваемом периоде времени, вторая задача связана с оценкой предпочтительности ее капитального ремонта или замены в рассматриваемом периоде времени. Решение и той, и другой задачи осуществляется исходя из минимизации совокупных издержек, определяемых затратами на содержание оборудования и потерями, связанными с его простоями из-за поломок и временем нахождения в ремонте.

Текущее планирование связано с планированием объемов производства и реализации продукции, а также разработкой планов материально-технического снабжения предприятия в очередном плановом периоде.

Продукция, выпускаемая предприятием, в современных условиях может быть реализована по договорам и в результате свободной продажи. По этой причине планы производства и реализации продукции включают в себя планы, относящиеся к продукции, реализуемой по договорам и в результате свободной продажи.

Если рассматривать планы производства продукции, реализуемой по договорам, то в данном случае используется следующий методический подход к решению данной задачи. В соответствии с ним определяются производственные возможности предприятия по выпуску различных видов продукции. Далее по каждому из видов продукции, соответствующих специализации предприятия, определяются прямые затраты, относящиеся на единицу изделий. Одновременно с ними находятся условно-постоянные затраты предприятия за плановый период. Эти затраты расчетным путем относятся на единицу различных видов продукции. Далее определяется себестоимость единицы различных видов продукции и величина прибыли, получаемая от их реализации. С помощью модели безубыточности находится минимально необходимый выпуск предприятием продукции обезличенного вида.

Далее используя критерий максимизации прибыли, получаемой от реализации выпускаемой продукции, определяются оптимальные объемы производства продукции, отражаемые в плане.

2-й учебный вопрос Оценка мощности производственных подразделений
предприятия и предприятия в целом при выпуске различных видов
продукции. Формирование оптимального портфеля заказов. Определение
объемов производства продукции предприятием за очередной плановый
период, реализуемой в результате свободной продажи. Выбор рынков сбыта
данного вида продукции и объемов ее поставок. Определение
предпочтительного варианта реализации продукции при ее свободной
продаже. Выбор рынков приобретения требуемых предприятию
материальных ресурсов и их потенциальных поставщиков на очередной
плановый период.

Если рассматривать продукцию, реализуемую с помощью свободной продажи, то в данном случае планирование начинается с определения прямых затрат, относящихся к единице различных видов изделий. Далее осуществляется анализ ситуации, возникающей на конкурентных рынках. В результате этого анализа определяются экономически целесообразные объемы поставок различных видов продукции на различные рынки. При этом предполагается, что при ожидаемых рыночных ценах реализация экономически целесообразного объема поставок отдельно взятого вида продукции на отдельно взятый рынок обеспечит предприятию заданное значение уровня рентабельности, определяемое с помощью маржинального дохода. Под маржинальным доходом, если брать одно изделие, понимается разница между ценой на него и прямыми затратами на производство и реализацию продукцию. В данном случае затраты, связанные с реализацией продукции, определяются затратами на ее транспортировку в требуемые адреса. Определяя эти затраты, осуществляется выбор наиболее предпочтительного вида транспорта и транспортных средств. Этот выбор обеспечивает минимизацию совокупных издержек, включающих в себя затраты на транспортировку продукции и потери от иммобилизации денежных средств предприятия в запасах продукции в пути. Используя данные, отражающие экономически целесообразные объемы поставок продукции различных видов на различные рынки, осуществляется загрузка неиспользованных производственных мощностей предприятия. При решении этой задачи используется критерий максимизации маржинального дохода. В результате решения данной задачи находятся планы производства продукции предприятием, реализуемой с помощью свободной продажи. Далее распределяются условно-постоянные затраты на единицу различных видов изделий. В итоге находится себестоимость единицы различных видов изделий, выпускаемых предприятием в соответствии с планом в очередном плановом периоде и реализуемых с помощью свободной продажи. Далее определяется ожидаемая величина прибыли, получаемая предприятием от реализации единицы продукции различных видов, реализуемой с помощью свободной продажи.

3-й учебный вопрос Выбор наиболее предпочтительного варианта
доставки материальных ресурсов на предприятие. Выбор транспорта и
транспортных организаций, осуществляющих доставку материальных
ресурсов на предприятие и готовой продукции ее покупателям или в места
свободной продажи за очередной плановый период.

При формировании планов материально-технического снабжения предприятия определяется потребность данного хозяйствующего субъекта в различных видах материальных ресурсов за очередной плановый период. При этом используются: запланированные объемы производства продукции различных видов на очередной плановый период; нормы расхода различных видов материальных ресурсов при выпуске единицы различных видов продукции.

Далее находится требуемый объем завоза материальных ресурсов различных видов за очередной плановый период. Для этого из величины потребности предприятия в материальных ресурсах отдельно взятого вида за очередной плановый период вычитается ожидаемая величина его запаса на начало данного периода времени. К полученной величине прибавляется требуемый объем запаса данного вида материальных ресурсов на предприятии на конец очередного планового периода. После определения требуемого объема завоза выбираются наиболее предпочтительные рынки приобретения и потребители материальных ресурсов различных видов предприятием за очередной плановый период. При решении этой задачи наиболее предпочтительными поставщиками и рынками приобретения материальных ресурсов считаются те, которые обеспечивают минимальные совокупные издержки, отнесенные на единицу материальных ресурсов отдельно взятого вида. Дополнительно к этому по каждому из поставщиков можно учитывать его рейтинг, определяемый качеством поставляемых материальных ресурсов и его надежностью. Эта надежность определяется своевременностью поставок материальных ресурсов потребителям. Одновременно с выбором поставщиков выбираются наиболее предпочтительные виды транспорта и транспортные средства. Критерием решения данной задачи является минимизация совокупных издержек, включающих в себя затраты на транспортировку материальных ресурсов и потери от иммобилизации денежных средств их потребителя в запасах в пути и на складе материальных ценностей.

4-й учебный вопрос Регулирование объемов производства продукции
различных видов и объемов их поставок. Регулирование цен на продукцию,
реализуемую в результате свободной продажи. Определение наиболее
предпочтительного пункта поставки единичной партии готовой продукции
для ее свободной продажи.

Далее осуществляется разработка производственной программы предприятия на очередной плановый период. Она характеризует собой объемы выпуска различных видов продукции предприятием во времени. При этом учитывается два основных фактора: обеспеченность предприятия различными видами материальных ресурсов в различные моменты времени; требуемый режим отгрузки продукции различных видов ее потребителям. Можно осуществлять разработку производственной программы, используя только первый из указанных выше факторов. Тогда режим отгрузки готовой продукции ее потребителям устанавливается исходя из разработанной производственной программы. Далее определяется требуемая величина оборотных средств предприятия на начало очередного планового периода. Она включает в себя две составляющих. Величина первой из этих составляющих находится как произведение среднесуточной потребности предприятия в оборотных средствах на ожидаемое значение длительности производственно-реализационного цикла. Эта длительность характеризуется временем, начиная с момента запуска сырья и основных материалов в производство и кончая моментом получения оплаты за выпущенную и отгруженную предприятием продукции. Величина второй составляющей определяется средней стоимостью запасов материальных ресурсов на предприятии в очередном плановом периоде.

Оперативное планирование затрагивает следующие вопросы. Во первых, регулирование объемов поставок и производства продукции различных видов в очередном плановом периоде. Во вторых, регулирование цен на выпускаемую и реализуемую продукцию в течение этого периода времени. В третьих, регулирование рынков сбыта продукции, реализуемой с помощью свободной продажи. При решении этих задач используется критерий максимизации чистого дохода, включающего в себя помимо прибыли от реализации продукции потери от иммобилизации денежных средств предприятия в нереализованных запасах готовых изделий.

Заключение – до 5 мин.
В данной лекция рассмотрены формирование стратегии предприятия на перспективу. Выбор наиболее перспективных видов продукции и рынков их сбыта. Определение потенциальных потребителей продукции и поставщиков материальных ресурсов. Разработка планов капитального ремонта и замены оборудования. Определение наиболее приоритетных направлений использования инвестиций. Оценка ожидаемых результатов от реализации возможных инвестиционных проектов. Оценка мощности производственных подразделений предприятия и предприятия в целом при выпуске различных видов продукции. Формирование оптимального портфеля заказов. Определение объемов производства продукции предприятием за очередной плановый период, реализуемой в результате свободной продажи. Выбор рынков сбыта данного вида продукции и объемов ее поставок. Определение предпочтительного варианта реализации продукции при ее свободной продаже. Выбор рынков приобретения требуемых предприятию материальных ресурсов и их потенциальных поставщиков на очередной плановый период. Выбор наиболее предпочтительного варианта доставки материальных
ресурсов на предприятие. Выбор транспорта и транспортных организаций, осуществляющих доставку материальных ресурсов на предприятие и готовой продукции ее покупателям или в места свободной продажи за очередной плановый период. Разработка планов производства продукции предприятием за очередной плановый период. Определение потребности предприятия в материальных ресурсах и объемов их завоза за очередной плановый период. Планирование затрат на производство и реализацию продукции. Разработка производственной программы предприятия. Определение требуемой средней величины оборотных средств предприятия на очередной плановый период. Установление цен на выпускаемую предприятием продукцию. Регулирование объемов производства продукции различных видов и объемов их поставок. Регулирование цен на продукцию, реализуемую в результате свободной продажи. Определение наиболее предпочтительного пункта поставки единичной партии готовой продукции для ее свободной продажи.
Ответить на вопросы студентов.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: