double arrow

Способ абсолютных разниц

Способ абсолютных разниц является одной из модификаций элиминирования. Он применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном факторном анализе только в мультипликативных и мультипликативно-аддитивных моделях. И хотя его использование ограничено, но благодаря своей простоте он получил широкое применение в АХД. Особенно эффективно применяется этот способ в том случае, если исходные данные уже содержат абсолютные отклонения по факторным показателям.

При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста исследуемого фактора на базовую (плановую) величину факторов, которые находятся справа от него в модели.

Рассмотрим алгоритм расчета для мультипликативной факторной модели типа . Имеются плановые и фактические значения по каждому факторному показателю, а также их абсолютные отклонения:

; ; ; .

Определяем изменение величины результативного показателя за счет каждого фактора:

;

;

;

.

Рассмотрим методику расчета влияния факторов этим способом для четырехфакторной мультипликативной модели валовой продукции:

ВП = ЧР´Д´П´ЧВ:

=(1200 – 1000)´250´8,0´80,0 = +32 000 млн. руб.;

=1200´(256 – 250)´8,0´80,0 = +4608 млн. руб.;

=1200 ´ 256 ´(7,6 - 8,0) ´ 80,0 = - 9830 млн. руб.;

=1200 ´ 256 ´7,6 ´ (102,796 - 80,0) = + 53 222 млн. руб.;

Всего + 80 000 млн. руб.

Таким образом, способ абсолютных разниц дает те же результаты, что и способ цепной подстановки. Здесь также необходимо следить за тем, чтобы алгебраическая сумма прироста результативного показателя за счет отдельных факторов была равна общему его приросту.

Рассмотрим алгоритм расчета факторов этим способом в смешанных моделях типа Y =(a – b)c. Для примера возьмем факторную модель прибыли от реализации продукции:

П =VРП (Ц – С).

Прирост суммы прибыли за счет изменения объема реализации продукции:

;

цены реализации:

;

себестоимости продукции:

.

Расчет влияния структурного фактора при помощи этого способа проводится следующим образом:

.

Таблица 6.4

Расчет влияния структурного фактора на изменение выручки от реализации продукции способом абсолютных разниц

Сорт про-дук-ции Цена 1 т, тыс. руб. Объем реализации, т Структура продукции Изменение средней цены реализации за счет структуры продукции, тыс. руб.
план факт план факт
        0,9 0,8 -270
        0,1 0,2 +230
Итого -     1,0 1,0 -40

Как видно из табл. 6.4, за счет изменения структуры реализации средняя цена за 1 т молока уменьшилась на 40 тыс. руб., а за весь фактический объем реализации продукции прибыли было получено меньше на 10 млн. руб. (40 тыс. руб. ´ 250 т).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: