Клиент может сказать: «Я — окно. Ко мне подходят люди; Смотрят на мир за мной, не замечая меня, несмотря на то, что именно я сохраняю в их жилище тепло». Таким изящным способом консультант получит представление и о структуре проблемы клиента и о специфике его восприятия себя в ней.
Некоторым клиентам трудно говорить о лицах, вовлеченных в проблему. В подобных случаях для прояснения сути проблемы и способов ее разрешения полезно перевести проблему из субъективной реальности клиента в метафорическую. Данный переход можно осуществить при помощи вопроса: «Как бы это могло происходить на корабле (если клиент ходит в море), в саду (если клиенту нравится этот вид деятельности), в магазине?» и т.п. Подбираете метафору, основываясь на предварительно собранной информации, под специфику жизненной ситуации клиента. И клиент может сказать: «Садовник ухаживает за садом, но ему грустно при мысли, что когда он устанет, растения не дадут ему возможности укрыться от лучей- палящего солнца». И тогда консультант может спросить: «Что может сделать садовник для того, чтобы ситуация изменилась?» И, возможно, клиент скажет: «Он должен четко сказать растениям, что он от них ожидает». Когда специалист понимает, что располагает достаточ ной информацией, он может осуществить обратный переход из метафорической реальности в реальность клиента при помощи вопроса: «Что это может значить для вашей ситуации?»
|
|
В тех случаях, когда у клиента имеется воспоминание о некой ситуации, итог которой ему хотелось бы изменить, консультант может предложить ему придумать сказку (историю, анекдот), в которой он был бы главным героем (или главный герой попадал в подобную ситуацию) и вел бы себя таким образом, что данная ситуация имела желательный для него исход, который удовлетворил бы клиента и впоследствии, оказавшись в подобной ситуации он мог бы воспользоваться данной структурой поведения для получения желаемого результата.
Метафоры также полезны для прояснения отношения клиента к своему прошлому, настоящему и будущему. С этой целью консультант может спросить клиента, какие метафоры он мог бы использовать для описания своей жизни в любом из данных временных отрезков. Выслушав метафоры, психолог должен продолжать работать над их прояснением. Например. Если клиент определяет свое прошлое как черную дыру, то выясните: ведет ли она куда-нибудь, что за ней находится, есть ли в ней жизнь и если да, то кто населяет данное пространство.
93 Коннер Р.В. Стратегическая семейная терапия. — Новосибирск, 2001. Ч. П. С. 8.