Тема: ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе.
Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.
Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Юриспруденция (лат. jurisprudentia — знание права) — 1) профессиональная практическая деятельность юристов; 2) наука о государстве и праве (юридическая наука, правоведение), т.е. теоретическая деятельность в области права или отрасль обществоведения, предметом изучения которой является право, его нормы, институты и отрасли, взаимосвязь права и государства, их роль, социальное назначение и ценность в обществе, общие и частные закономерности возникновения и развития государства и права в их структурном разнообразии.
|
|
Norma (лат.) – правило, образец, стандарт.
Правила, созданные людьми
Технические нормы – правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и природными ресурсами. | Социальные нормы – общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей |
Система социальных норм отражает достигнутую обществом ступень экономического, социально-политического и духовного развития.
Виды социальных норм:
Нормы обычаев – правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного применения:
- ритуал – правило поведения, в котором самым главным является строго заданная заранее форма его исполнения;
- обряд – это правило поведения, заключающееся в выполнении некоторых символических действий (идеологическое воздействие);
- нрав – правила, выражающие психологию определенных социальных групп (как правило выражают пережитки прошлого в области морали)
- традиции – элементы социального и культурного наследия человечества, передающиеся из поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени.
Нормы морали – правила поведения, являющиеся производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. Контроль за их исполнением в основном осуществляется посредством духовного воздействия (долг, оценка и самооценка поступков человека). Санкции – укоры совести и общественное осуждение.
Нормы этикета – правила поведения, в которых так или иначе проявляется отношение человека к другим людям. (Речевой этикет, этикет письма, деловой этикет, гостевой этикет и т.д.)
|
|
Корпоративные нормы – правила поведения, установленные общественными организациями. Содержатся в уставах этих организаций. В основном это нормы организационного характера и за их нарушение следует организационное наказание.
Религиозные нормы – правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах.
Правовые нормы – правила поведения, установленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.
Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими социальными нормами, но наиболее тесную взаимосвязь право имеет с моралью.
Однако нормы морали распространяют свое влияние на более широкую сферу общественных отношений; они менее конкретны и их неисполнение не влечет за собой наказания.
Соотношение права с нормами обычаев различно и зависит от того, как к последним относится государство.
Степень и характер взаимоотношения правовых и религиозных норм зависит от правовой системы конкретного государства.
Право не является единственным регулятором общественных отношений. Однако, устанавливая права и обязанности конкретных лиц и организаций, именно право вносит определенный порядок в общество и государство.
Система права – это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм, а также в их дифференциации на отрасли и институты.
Черты системы права:
- единство, согласованность и непротиворечивость составляющих его норм;
- объективность;
- иерархичность построения составляющих ее правовых норм.
В системе права можно выделить три уровня:
- первый (низший) – норма права – это волевое, общеобязательное, формально определенное правило поведения, регулирующее общественные отношения путем предоставления прав и возложения обязанностей, соблюдение которого обеспечено возможностью государственного принуждения.;
- второй – правовой институт – обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общественных отношений;
- третий (высший) – отрасль права – совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений.
В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия:
1) предмет правового регулирования – сфера качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права;
2) метод правового регулирования – способ и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет конкретной отрасли права. В нем отражается степень самостоятельности субъектов права (императивный метод – отношения власти-подчинения и диспозитивный метод – равенство сторон).
Источники (формы) права – это официальные способы выражения и закрепления правовых норм, придания правилам поведения общеобязательного юридического значения.
Основные виды форм права:
Правовой обычай – это устойчивое, сложившееся в результате многократного применения правило поведения людей в обществе, которое санкционировано государством и соблюдение которого гарантируется государственным принуждением.
Судебный (административный) прецедент – это решение суда (или административного органа) по конкретному делу, которое принимается за образец при разрешении других аналогичных дел.
Нормативный договор – соглашение двух или более субъектов права, которому государство придает общеобязательный характер.
|
|
Правовая доктрина – представляет собой мнения ученых-юристов по вопросам права.
Религиозные тексты (прежде всего Коран и Сунна) имеют широкое распространение в мусульманских странах.
Нормативно-правовой акт (НПА) – это изданный или санкционированный компетентными государственными органами документ, обладающий государственно-властным характером, имеющий официально-документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства, а также обладающий определенной юридической силой.
Под юридической силой понимается степень подчиненности данного НПА другим НПА. Она показывает место НПА в правовой системе государства и зависит от того, какое место в системе государственных органов занимает орган, издавший данный НПА.
В зависимости от юридической силы НПА делятся на законы и подзаконные акты.
Закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой НПА, выражающий государственную волю по важнейшим вопросам общественной жизни.
Законы бывают основные (Конституция и ФКЗ) и текущими (все остальные законы – Федеральные законы и законы субъектов РФ).
Конституция – это основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации и обладающий высшей юридической силой в системе НПА государства.
Федеральные конституционные законы (ФКЗ) – это те законы, принятие которых предусмотрено Конституцией РФ в особом усложненном порядке.
Среди массы текущих законов выделяются кодексы – законы, с помощью которых систематизируются юридические нормы в какой-либо определенной отрасли права (кодификация).
Совокупность всех действующих законов называют законодательством.
Подзаконные акты – это правотворческие акты компетентных органов власти, которые основаны на законе и не противоречат ему. Они обладают меньшей юридической силой, чем законы, и призваны конкретизировать принципиальные положения законов применительно к различным жизненным ситуациям (Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, ведомственные акты и акты МСУ, внутренние акты организаций).
|
|
Действие НПА во времени определяется двумя моментами: моментом вступления НПА в силу и моментом утраты им юридической силы.
НПА вступает в силу либо со времени его принятия, либо с того времени, которое указано в самом акте, либо по истечении определенного срока после опубликования.
Официальным опубликованием ФКЗ, ФЗ, акта палаты ФС РФ считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Любые НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Действие НПА прекращается в случаях:
- истечения срока действия (самоотмена)
- указания государственного органа об отмене (прямая отмена)
- принятия нового акта по тем же вопросам тем же или вышестоящим государственным органом (косвенная отмена).
По общему правилу применяется тот НПА, который вступил в юридическую силу и не утратил ее.
Пределы действия НПА в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Территория РФ – территория всех ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. НПА РФ действуют также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (200-мильная прибрежная полоса).
НПА могут иметь общий характер, т.е. действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресоваться лишь некоторым из них.