double arrow

Тема . Экономика производителя

Одна из важнейших социальных ролей личности — роль производителя. В условиях перехода к новому, информа­ционно-компьютерному, технологическому способу производ­ства от труженика требуется не только высокий уровень обра­зовательной и профессиональной подготовки, но и высокая нравственность, высокий уровень общей культуры. Современ­ный труд все более наполняется творческим содержанием, что требует не столько дисциплины, поддерживаемой извне (на­чальник, мастер, контролер продукции), сколько самодис­циплины и самоконтроля.

Согласно статье 34 Конституции Российской Федерации за каждым гражданином России закреплено право на свобод­ное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом эконо­мической деятельности.

Бизнес (англ. business — дело, занятие, торговля) Предпринимательство
Экономическая деятельность людей, целью которой является прибыль, доход или иные лич­ные выгоды. Данная деловая ак­тивность направлена в конечном счете на совершение коммерче­ских операций по обмену това­рами или услугами Инициативная самостоя­тельная деятельность лю­дей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользо­вания имуществом, прода­жи товаров, оказания услуг

Понятие бизнеса отличается от понятия предпринима­тельства именно тем, что к бизнесу относится совершение лю­бых единичных разовых коммерческих сделок в любой сфере деятельности.

Не всякую хозяйственную деятельность можно считать предпринимательством, а ту, которая связана с риском, ини­циативой, предприимчивостью, самостоятельностью, от­ветственностью, активным поиском.

В предпринимательстве выделяют субъекты — частные лица, различные ассоциации (акционерные общества, аренд­ные коллективы, кооперативы), государство и объекты — любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое по­средничество, торгово-закупочная, инновационная, консуль­тационная деятельность, операции с ценными бумагами.

Главным субъектом, реализующим на практике предпри­нимательскую деятельность, выступают предприниматели, которых можно условно разделить на две большие группы: юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Юридическим лицом может быть организация, учрежде­ние, фирма, выступающие в качестве единого, самостоятель­ного носителя прав и обязанностей. Признаки юридического лица: независимость его существования от входящих в его со­став отдельных лиц; наличие имущества; право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью; право осу­ществлять от своего имени экономические операции; само­стоятельная имущественная ответственность; право высту­пать от своего имени в суде.

Физическое лицо — человек, участвующий в экономиче­ской деятельности в качестве ее полноценного субъекта. Он действует от собственного имени, может заниматься предпри­нимательством с момента государственной регистрации в ка­честве индивидуального предпринимателя. К нему применя­ются правила, которые регулируют деятельность коммерче­ских организаций.

Отдельными видами деятельности (банковской, страхо­вой) юридические лица вправе заниматься только на основа­нии специального разрешения — лицензии.

Классификация юридических лиц возможна по различ­ным основаниям. Наиболее распространенной является раз­деление юридических лиц в зависимости от главной цели их деятельности:

— коммерческие юридические лица имеют в качестве ос­новной цели своей деятельности извлечение прибыли (пред­приятия связи и транспорта, промышленные и сельскохо­зяйственные предприятия, организации бытового обслужива­ния).

— некоммерческие юридические лица не ставят в качестве основной цели извлечение прибыли (финансируемые из различных бюджетов учреждения (больницы, школы, инсти­туты), потребительские кооперативы, благотворительные фонды).

В зависимости от содержания деятельности различают следующие виды предпринимательства.

Виды предпринимательства

Наименование вида Его сущность
Производственное предприниматель­ство Осуществляется производство товаров, ус­луг, информации, духовных ценностей
Коммерческое предприниматель­ство Состоит в операциях и сделках по перепро­даже товаров, услуг и не связано с произ­водством продукции
Финансовое пред­принимательство Является разновидностью коммерческого предпринимательства. Объектом купли-продажи здесь выступают деньги, валюта, ценные бумаги
Посредническое предприниматель­ство Проявляется в деятельности, соединяю­щей заинтересованные во взаимной сделке стороны
Страховое пред­принимательство Особая форма финансового предпринима­тельства, заключающаяся в том, что пред­приниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступ­лении страхового случая

Все виды предпринимательства направлены на получение дохода.

Предпринимательство существует в разных формах.

Формы предпринимательства

Основа клас­сификации Наименование формы Ее сущность
Признак объектов предприни­мательства Малый биз­нес (до 50 человек) Франчайзинг (от фр. franshise — льгота) — это система мелких ча­стных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фир­мы и своей деятельности на опре­деленной территории и в опреде­ленной форме. Венчурная (от англ. venture — рискованная затея) фирма — это коммерческая организация, зани­мающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчур­ные предприятия делают
Признак объектов предприни­мательства   бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответство­вать требованиям рынка
  Средний биз­нес (до 500 человек) Он непрочен, так как ему прихо­дится конкурировать как с круп­ным, так и с мелким предприни* мательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются моно­полистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного по­требителя
  Крупный биз­нес (до нескольких тысяч чело­век) Отличается большей прочностью, чем средний или мелкий. Его мо­нопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию
Тип фирм Индивиду­альное, или частное пред­приниматель­ство Бизнес, владельцем которого яв­ляется один человек. Он несет не­ограниченную имущественную ответственность, и у него невелик капитал
  Товарищест­во, или парт­нерство Бизнес, которым владеют два и более человек. Они принимают совместные решения и несут лич­ную имущественную ответствен­ность за ведение дела
  Кооператив Похож на партнерство, но имеет большее число пайщиков
  Корпорация Совокупность лиц, объединенных для совместной предприниматель­ской деятельности. Право на собственность корпорации разде­лено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называют­ся держателями акций, а сама корпорация — акционерным об­ществом (АО)
       

В основе регулирования предпринимательской деятель­ности и возникающих при этом хозяйственно-правовых отно­шений лежит ряд принципов.

Основные принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность

• Свобода предпринимательской деятельности.

• Инициативная и самостоятельная деятельность.

• Получение прибыли как главная цель предприниматель­ской деятельности.

• Юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности.

• Законность в предпринимательской деятельности.

• Свобода конкуренции и ограничение монополистиче­ской деятельности.

• Государственное регулирование предпринимательской деятельности:

— прямое регулирование — необходимость государствен­ной регистрации предпринимателей, получение лицензии как условие осуществления лицензируемого вида деятельнос­ти, получение сертификата в случае обязательной сертифика­ции продукции, товаров и услуг;

— косвенное регулирование — предоставление льготных кредитов, льгот по налогообложению.

Ученые-экономисты выделяют три основные функции предпринимательства.

Функции предпринимательства

— Ресурсная — соединение естественных, инвестицион­ных, трудовых ресурсов в единое целое.

— Организационная — использовайие предпринимателя­ми своих способностей для получения высокого дохода.

— Творческая — использование новаторства в деятель­ности.

Любая предпринимательская деятельность связана с не­избежными издержками производства.

Издержки производства — это затраты производите­ля (владельца фирмы) на приобретение и использование факторов производства.

Экономические издержки — это те выплаты, которые фирма должна произвести поставщикам необходимых ре­сурсов (трудовых, материальных, энергетических и т. д.), чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в других про­изводствах. Данные выплаты делятся на внутренние и вне­шние.

Экономическая прибыль — это разница между совокуп­ной выручкой фирмы и экономическими издержками.

Такой подход к прибыли позволяет оценить возможность су­ществования предприятия (покрывает ли выручка не только внешние, бухгалтерские, но также внутренние издержки). Пре­вышение денежных поступлений над суммой экономических издержек означает, что предприятие имеет чистую прибыль, его существование оправдано, оно может успешно развиваться.

Бухгалтерская прибыль — это разница между совокуп­ной выручкой и бухгалтерскими издержками.

Экономическая прибыль ориентирует предпринимателя не просто на получение дохода, но на сравнение этого дохода с тем, который мог бы быть получен в результате альтернатив­ного применения имеющихся ресурсов. Например, предпри­ниматель, организовав производство, получил бухгалтерскую прибыль 30 000 руб. А если бы он положил деньги в банк, то получил бы 40 000 руб. в виде процента. Отсюда, если бухгалтерская прибыль оказывается меньше, чем экономическая прибыль, учитывающая альтернативные издержки, то при­менение ресурса следует считать, с точки зрения предприни­мателя, неэффективным.

Различное понимание прибыли фирмы экономистами и бухгалтерами приводит к различным выводам о положении дел на предприятии.

Для подсчета действительной величины издержек и при­были следует использовать бухгалтерский метод. Для приня­тия же решений о выборе одного из альтернативных вариан­тов вложения ресурсов приемлем лишь экономический метод подсчета издержек.

Любой владелец предприятия стремится увеличить разме­ры прибыли. Ради этого он совершенствует технологию и ор­ганизацию производства, стимулирует повышение произво­дительности труда работников, вводит режим экономии ре­сурсов. Эти меры ведут к снижению величины всех издержек и способствуют росту прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: