Цель: развитие психолого-педагогической культуры родителей, знакомство с понятием «принятие» ребенка, особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя. Определение «языка принятия» и «языка непринятия».
1.Упражнение «Приветствие»: в кругу, сидящему напротив участнику, говорят комплимент.
Теоретическая часть. Ведущий рассказывает что такое «зона принятия» и «зона непринятия» в детско-родительских отношениях, о том, от каких ситуаций, свойств родителя и личностных качеств ребенка зависит изменение соотношения зон принятия и непринятия. Совместно с родителями находятся те факторы, от которых зависит принятие или, наоборот, непринятие ребенка. Ведущий обсуждает с участниками группы, что значит «язык принятия» и «язык непринятия», говорит о том, что означают:
- оценка поступка («Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками») и оценка личности («Ты очень жадный мальчик»);
- временный язык («Сегодня у тебя это задание не получилось») и постоянный язык («У тебя никогда ничего не получается как следует»);
- невербальные проявления «языка принятия и непринятия» (улыбка, взгляды, жесты, интонации, позы).
Совместно с группой ведущий составляет список элементов «языка принятия» и «языка непринятия», к составлению списка надо привлекать всех участников, по ходу дискуссии проясняя представления группы о принятии и непринятии. Участники группы как бы отвечают на вопрос: «Как ребенок узнает, что мы принимаем или, наоборот, не принимаем его?» Ниже приведены возможные результаты выполнения.
«Язык принятия»
Оценка поступка, а не личности
Похвала
Комплимент
Ласковые слова
Поддержка
Выражение заинтересованности
Сравнение с самим собой
Одобрение
Позитивные телесные контакты
Улыбка и контакт глаз
Доброжелательные интонации
Эмоциональное присоединение
Выражение своих чувств
Отражение чувств ребенка
«Язык непринятия»
Отказ от объяснений
Негативная оценка личности
Сравнение не в лучшую сторону
Указание на несоответствие родительским ожиданиям
Игнорирование команды
Подчеркивание неудачи
Оскорбление
Угроза
Наказание
«Жесткая» мимика
Угрожающие позы
Негативные интонации
Выше приведены вербальные (речевые) и невербальные (неречевые) проявления «языка принятия» и «языка непринятия». От невербального оформления нашей речи зависит то, как воспринимаются наши слова другими людьми. В рамках упражнения «Перевертыши» родители почувствуют, как легко формулируются фразы на «языке непринятия» и сколько усилий, творческих поисков требуется, чтобы сформулировать фразу на «языке принятия», особенно если эта фраза выражает не простое согласие и одобрение, а несет на себе элементы несогласия и воспитательного смысла.
Примеры наиболее типичных высказываний детей. В скобках приводятся варианты ответов на «языке принятия».
§ Тебе все можно, а мне ничего нельзя. (Давай поговорим, чего бы тебе хотелось, меня очень расстраивает, что ты так считаешь.)
§ Не надену куртку, даже если холодно. (Мне не хотелось бы, чтобы ты простудился, а куртка тебе нравится?)
§ Почему я должна выносить ведро? (У каждого из нас есть свои обязанности по дому, ты уже достаточно взрослая, чтобы тоже их иметь.)
§ Не буду ложиться спать. (Да, наверное, тебе хочется еще поиграть, но уже поздно. Сколько времени тебе надо, чтобы подготовиться ко сну?)
§ Я не буду, есть этот ваш противный лук. (У тебя есть право не есть то, что тебе противно, но другие могут думать совсем по-иному, для меня, например, он даже приятен.)
§ Не буду читать вслух по литературе. (Понимаю, не всегда хочется читать вслух, но мне так интересно послушать, обсудить с тобой, что там написано.)