Цель: закрепление полученных знаний и отработка навыков на практике
Группа делится на подгруппы. Ведущий предлагает поэкспериментировать с «языком принятия» и «языком непринятия». Для этого участники группы рисуют в своих дневниках следующую таблицу.
Фраза ребенка | Ответ на «языке непринятия» | Ответ на «языке принятия» |
Далее ведущий предлагает каждому в своих группах сказать какую-то фразу от лица ребенка, а члены группы записывают ответную фразу сначала на «языке непринятия», а потом на «языке принятия». После того как фразы записаны и родители заполнили обе части таблицы, тренер просит в каждой подгруппе выбрать одного участника для того, чтобы они «вошли в роль ребенка» и произнести одну из записанных в таблице фраз. Остальные родители отвечают ему сначала на «языке непринятия», а потом на «языке принятия». Нужно попросить родителя, находящегося в роли ребенка, фиксировать ответы, которые вызывают наиболее сильные чувства. Для усиления «впечатления детства» и влияния со стороны других, все родители стоят, а «родитель-ребенок» сидит. По хлопку тренера в кругах меняются участники на роли детей.
|
|
Рефлексия: после того как родители побывали в роли ребенка, ведущий собирает всех в общий круг и предлагает поделиться теми впечатлениями, которые возникали.
Тренеру важно акцентировать внимание родителей на том, что между
согласием и принятием есть различия. Легко демонстрировать принятие, во всем соглашаясь с другим человеком; гораздо труднее, не соглашаясь, все-таки вселить в него уверенность в том, что вы принимаете его личность, считаетесь с ним, хотя и обладаете другой точкой зрения. Часто родители, которые изо всех сил стараются демонстрировать свое безусловное принятие (к ним, кстати, относятся и психологи), не могут привить эти качества и в результате имеют дело с весьма эгоцентричной личностью.
У каждого родителя существует определенная сфера (или зона) его принятия ребенка и сфера непринятия. То, какая сфера больше представлена в отношениях с ребенком, на самом деле зависит от многих факторов, но их условно можно разделить на три группы:
1)личность родителя (его характер, темперамент, ожидания к ребенку, стереотипы и установки в воспитании, собственный детский опыт и отношение к родителям и т. д.);
2)личность ребенка (его воспитуемость, болезненность, способность к научению, интеллект, активность, нарушения психики и т. д.);
3)особенности ситуации (присутствие других людей, ситуация экзамена, проверки каких-то знаний, появление новых членов семьи и т. д.).