1. Прием снятия напряжения заключается в нескольких приятных фразах личного характера, легкой шутке.
2. Прием «зацепки» — это может быть необычный вопрос, сравнение, личные впечатления, анекдотичный случай, краткое изложение проблемы.
3. Прием «стимулирования воображения» — постановка ряда вопросов, которые должны быть рассмотрены в беседе.
Опровержение доводов собеседника предполагает, в частности, что если на ваши доводы последовали возражения, то:
— выслушивайте сразу несколько возражений: собеседник раздражается, если его перебивать, да еще на самом главном;
— не спешите с ответом, пока не поймете сути возражений;
— выясните, действительно ли возражения вызвали разные точки зрения или, может быть, вы не точно сформулировали суть вопроса;
— задавайте вопросы так, чтобы собеседник оказался перед необходимостью выбора между двумя вариантами ответа.
Выход из контакта — также важный элемент делового общения. Итоги беседы должны быть резюмированы. Полезно установить конкретные сроки, способ информирования друг друга о результатах намеченных действий. Поблагодарите собеседника.
|
|
Деловая беседа в обязательной степени проводится при трудоустройстве человека на работу. Именно в этой ситуации работодателем и кандидатом на работу демонстрируются психолого-педагогические навыки и умения вести деловую беседу.
В ходе отборочного собеседования должны быть изучены ответы на следующие вопросы: сможет ли кандидат выполнять данную работу; подойдет ли он для данной работы; будет ли этот выбор наилучшим.
Обычно деловая беседа в форме структурированного интервью с поступающим на работу длится не менее 20 мин. Цель беседы (интервью) — оценить профессионально-важные деловые и личные качества кандидата:
— профессиональные знания и опыт работы;
— степень заинтересованности в данной работе;
— активность или пассивность жизненной позиции;
— целеустремленность и готовность решать максимально сложные задачи;
— степень самостоятельности в принятии решений и ответственности за результаты своей работы;
— стремление к лидерству;
— способность руководить и готовность подчиняться;
— уровень интеллектуальной активности, способность творчески подходить к решению проблем;
— готовность рисковать или излишняя осторожность;
— умение хорошо говорить и слушать;
— внешность и манеры поведения;
— честность и порядочность.
При подготовке к деловой беседе работодателем (менеджером по персоналу) составляется список из 15—20 основных и 10—20 дополнительных вопросов.