Образы Мадонн

«Мадонна Бенуа» является одной из наиболее ранних работ Леонардо, её он написал во Флоренции примерно в 1480 г. Картина была написана на доске, а позднее, поступив в Эрмитаж, переведена на холст. Юная Мария предстаёт перед нами ещё живой и весёлой девочкой, напротив, у младенца внимательно разглядывающего цветок, выражение лица очень серьёзное.

«Мадонна Литта» относится к более позднему миланскому периоду. Мария предстаёт перед нами уже в образе прекрасной и серьёзной матери, кормящей младенца.

Хочется отметить, что именно Леонардо изобрёл свой уникальный приём моделировки светотени – сфумато, художник немного смазывал очертания предметов и мягко прописывал светотень.

«Мадонна в скалах», украшающая в наши дни стены Лувра, первоначально предназначалась для алтаря церкви Сан Франческо Гранде. В этой картине Леонардо смог решить задачу слияния человеческих фигур с пейзажем. Персонажи картины изображены на фоне скал в окружении растений и воды. Светом окутаны мягкие и трепетные очертания фигур Мадонны, улыбающегося ангела и пухленькие тела двух малышей.

«Мадонна дель Гарофано». Данная картина напоминает Мадонну Бенуа, однако, в композиционном решении это более сложный вариант трактовки темы, но и более скованный, лишённый непосредственности, свойственной последней.

«Тайная вечеря» - эта фреска была написана для трапезной церкви Санта-Мария делла Грацие в 1497 году. Судьба этого прославленного произведения Леонардо трагична. Еще при жизни мастера краски начали осыпаться. Большой вред ей принесли неумелые реставрации. Предпринятая в 1945 году реставрация спасла роспись от дальнейшего разрушения, остатки живописи Леонардо были выявлены и закреплены.

Огромная фреска (4,6 x 8,8 м) занимает всю торцевую стену трапезной. Христос, фигура которого находится в центре, на фоне дверного проёма, и апостолы восседают за столом. Изображена драматическая кульминация трапезы, когда Христос произнёс роковые слова: «Один из вас предаст меня». Они вызывают у апостолов гамму разнообразных чувств: гнев, недоумение, страх, отчаяние, некоторые вскакивают с мест, бурно жестикулируют. Чтобы не создавать впечатления сутолоки, художник объединил персонажи в четыре группы по три фигуры в каждой и расположил их слева и справа от спасителя. Леонардо отказался от традиционного размещения Иуды по другую сторону стола, но предатель сразу узнаётся среди участников трапезы – по отпрянувшей назад фигуре, судорожному жесту руки, сжимающей кошель, зловещему затемненному профилю. Образ Христа – не только пространственный, колористический, но и духовный центр композиции. Учитель одинок в своём мудром спокойствии и покорности судьбе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: