Портреты

Портреты, приписываемые Леонардо, содержат общие черты: фон их затемнён, полуфигурное изображение модели, обычно в трёх четвертном повороте, помогает представить её зрителю во всей индивидуальной характерности.

Наиболее ранним произведением является «Портрет Джиневры Бенчи» датируемый 1475 г. Перед нами изображена молодая дама с нежной белой кожей на фоне гористого пейзажа, с играющими на нем рефлексами от реки. Однако взгляд этой женщины надменный и холодный. На её имя Джиневра намекают ветви можжевельника (по-итальянски ginepro), которые видны на фоне композиции.

Другим интересным портретом является «Дама с горностаем». Он представляет собой изображение хрупкой девушки с легкой улыбкой и проникновенным взглядом. Она держит в руках белого зверька, прижимая его тонкими подвижными пальцами. Белый цвет шерсти животного, изображённого с вытянутой лапкой, отождествляет его с зимним горностаем, символом чистоты. Несмотря на некоторые сомнения по поводу идентификации модели портрета, многие сходятся на положении, что здесь изображена Чечилия Галлерани.

Портрет Моны Лизы, супруги богатого флорентинца Франческо ди Джокондо, более известный нам как «Джоконда» (около 1503 г.), стал одним из самых прославленных произведений мировой живописи.

Небольшой, окутанный воздушной дымкой, портрет молодой женщины, сидящей на фоне странного скалистого голубовато-зеленого пейзажа, полон такой живой и нежной трепетности, что, по словам Вазари, в углублении шеи Моны Лизы можно видеть биение пульса. Казалось бы, картина проста для понимания. Между тем в обширной литературе, посвященной «Джоконде», сталкиваются самые противоположные толкования созданного Леонардо образа.

Можно утверждать, что впечатление, внушаемое этой картиной – не говоря об очаровании улыбки молодой женщины, вызывающей постоянный, быть, может, преувеличенный интерес и немало фантастических гипотез, - создаётся благодаря совершенной связи между фигурой и природным окружением, которой художник достиг, применив технику сфумато.

В истории мирового искусства есть произведения, наделённые странной, таинственной и магической силой. Объяснить это трудно, описать невозможно. В их ряду одно из первых мест занимает изображение молодой флорентийки Моны Лизы. Она, по-видимому, была незаурядной личностью, умной и цельной натурой. Леонардо вложил в её удивительный, устремлённый на зрителя взгляд, в загадочную улыбку, в отмеченное зыбкой изменчивостью выражение лица заряд такой силы, который поднял её образ на недосягаемую высоту.

В последние годы жизни Леонардо мало работал как художник. На автопортрете – рисунке (1510-1515 гг.) седобородый старец-мудрец с глубоким скорбным взглядом выглядит гораздо старше своих лет.

Личность Леонардо да Винчи выходила за пределы своего времени, поднималась над ним. Творчество Леонардо неисчерпаемо. О масштабе и уникальности его дарования позволяют судить рисунки мастера, занимающие в истории мирового искусства одно из почетных мест. С рисунками художника, зарисовками, набросками, схемами неразрывно связаны не только рукописи, посвященные точным рисункам, но и работы по теории искусства. В знаменитом «Трактате о живописи» (1498 г.) и других записях большое внимание уделено изучению человеческого тела, сведениям по анатомии, пропорциям, зависимости между движениями, мимикой и эмоциональным состоянием человека. Много места отдано проблемам светотени, объёмной моделировке, линейной и воздушной перспективе.

Искусство Леонардо да Винчи, его научные и теоретические труды, уникальность его личности прошли через всю историю мировой культуры, оказали на неё огромное влияние.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: