Томмазо Мазаччо (1401-1428 г.)

Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи родился в местечке Сан-Вальдарно близ Флоренции, куда юношей он уехал учиться живописи. Манера этого художника совершенно иная, чем у Джотто.

Живопись Мазаччо более реалистична, фигуры людей выглядят объёмнее. Художнику хорошо удаётся передавать портретные характеристики людей. Кроме того, живописцу удаётся точно изображать окружающее пространство и архитектурные постройки.

Одним из его лучших произведений является алтарное произведение «Троица» для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции. Очень интересным является портрет донатора (заказчика) этого алтаря.

Фреска «Чудо с динарием» написана в капелле Бранкаччи во Флоренции. Мазаччо соединил в одной композиции три разных действия. Фреска повествует о том, как у ворот Капернаума Христа с учениками остановил сборщик налогов, требуя у них денег на поддержание храма. Христос повелел апостолу Петру выловить в Генисаретском озере рыбу и извлечь из неё динарий. Слева на втором плане зритель видит эту сцену. Справа Пётр вручает деньги сборщику.

Другой известной фреской из этой же капеллы является «Изгнание Адама и Евы из рая». В этом произведении Мазаччо решил труднейшую задачу; правильное изображение обнажённого тела. Нагие тела Адама и Евы не только анатомически правильны, но и движения их естественны, а позы выразительны. В их лицах мы видим отчаяние и безысходность.

Донателло (1368-1466 г.г)

Донато ди Николо ди Бетто Барди родился в семье чесальщика шерсти. Донателло по праву считают автором первой круглой скульптуры и первого конного памятника.

Юный скульптор начинал свой творческий путь с подмастерья у знаменитого ваятеля Лоренцо Гиберти. За свою жизнь Донателло работал во многих городах: во Флоренции, в Сиене, в Риме и в Падуе.

Первым известным скульптурным произведением мастера является статуя « Святого Георгия ». Перед нами изображен стройный юноша в воинских доспехах. На него наброшен плащ, он уверенно стоит, расставив ноги, опираясь на щит. Его юное лицо исполнено отваги.

Вскоре скульптор приобрёл большую известность. Вместе с архитектором Брунеллески Донателло посетил Рим, где изучал античную культуру.

Под впечатлением от этой поездки скульптор создаёт статую « Давида». Он изобразил Давида обнажённым. Ни один скульптор со времён Древней Греции и Древнего Рима не изображал человеческую фигуру обнаженной. Поэтому, можно смело сказать, что Донателло является несомненным новатором в искусстве. Давид показан в момент славы, после того, как он победил Голиафа. Юный пастушок стоит в раздумье, его лицо почти полностью скрывает шляпа, рядом с ним находится отрубленная огромная голова Голиафа. Скульптору прекрасно удалось смоделировать сухощавое угловатое тело подростка. Статуя хорошо обозрима со всех сторон и является подлинным шедевром станковой скульптуры.

Донателло считают первым скульптором-портретистом. Он прекрасно умел передавать индивидуальные особенности лица.

В Падуе скульптор создаёт конную статую кондотьера Гаттамелаты. Спокойное и величавое достоинство передано во всём облике военного. Этот старый полководец, облачённый в воинские доспехи, уверенно сидит на тяжёлом, неторопливо выступающем коне. Лицо кондотьера сурово, состаренное в битвах. Этот человек равнодушен к своим и чужим страданиям.

Во Флоренции Донателло создаёт одно из своих последних произведений, скульптуру Марии Магдалины. Скульптор изобразил старую косматую беззубую старуху. В этой деревянной скульптуре Донателло хотел передать трагический образ старости, неумолимо разрушающий душу и тело.

Сандро Боттичелли (1445-1510г.г)

Боттичелли по праву считают одним из самых гениальных художников Ренессанса. Он впервые стал изображать на своих картинах сюжеты из античной мифологии.

Настоящее имя художника Алессандро Филипепи. Боттичелли был сыном богатого горожанина и в своё время получил хорошее образование. Он учился у Филиппо Липпи и у Верроккьо, был знаком с Леонардо да Винчи. Художник довольно быстро добился славы и был любимым живописцем при дворе Медичи.

Искусство Боттичелли изыскано, немного манерно и включает в себя элементы стилизации. Этот человек прошёл сложный путь своих творческих исканий; от поэтического восприятия мира в юности, до болезненного пессимизма в зрелом возрасте.

Первой картиной Боттичелли считают « Поклонение волхвов» (1475г.). Произведение заказал банкир Джованни Лами.

Самые знаменитые картины художника навеяны стихами знаменитого поэта-гуманиста Анджело Полициано. Одним из таких произведений является « Весна» (1477-1478 г.). Картина была написана для украшения виллы Медичи. Точный смысл картины до сих пор остаётся предметом споров, хотя её персонажи легко узнаваемы. Справа Зефир (бог западного ветра) ловит нимфу Хлорис и превращает её во Флору, богиню цветов и вестницу весны. Слева танцуют три грации, символизирующие любовь, целомудрие и наслаждение. Меркурий отгоняет облака своим волшебным жезлом. В центре композиции изображены Венера и Купидон. Все фигуры изображены на фоне тёмной зелени фантастического сада, художник постарался нарисовать их гибкими и изящными. В этой картине радость, красота и любовь сливаются воедино, однако в ней мы так же чувствуем грусть и холодноватую отрешённость персонажей. Герои произведения меланхоличны, погружены в себя и внутренне одиноки.

Картина « Рождение Венеры» (1484г.) является одной из самых изысканных и пленительных во всей мировой живописи. Картина изображает только родившуюся Венеру, плывущую в лодке. Лодку подгоняют к берегу, сплетённые в объятьях бог и богиня ветра. Ветер несёт розы. Согласно мифу, розовый цветок появился на земле одновременно с Венерой, став её возлюбленным и символом любви. На берегу Венеру поджидает нимфа Ора, которая спешит накинуть на её плечи светло-малиновое покрывало. На шее Оры надето ожерелье из вечнозелёного мирта- дерева, посвящённого Венере и считающегося символом вечной любви.

Картина написана в светло-голубых холодных тонах. Одним из излюбленных приёмов Боттичелли является использование золотых бликов. Такие блики придавали декоративный эффект картине и подчёркивали божественное происхождение Венеры.

Венера написана в характерной для художника тонкой манере. У богини идеальное прекрасное женское тело, но лицо подростка, не разбуженное для жизни, с кротким затуманенным взором. В этом детском взгляде преобладает сама неосознанная чувственность. Все образы Боттичелли отличает не классическая правильность черт, не миловидность, а обаяние безгрешной чистоты и беззащитности

В начале 90-ых г. XV века в творчестве Боттичелли произошёл перелом. На художника сильнейшее влияние оказали проповеди доминиканского монаха Савонаролы, который обличал папство, аристократию и гуманистическую культуру. Многих людей охватил религиозный фанатизм, ему поддался и Боттичелли, известно, что художник даже сжигал свои картины. Сильное впечатление на мастера произвела казнь монаха; обвиненного в ереси: он был повешен перед Паласио Веккьо, а затем сожжён на костре. Последние работы художника наполнены настоящим трагизмом, а не робкой грустью. Такими произведениями являются: « Клевета» (1495г.), «Пьета» (1495г.) и др.

Но, пожалуй, самой трагической работой художника является картина « Покинутая» 1490 г. У запертых бронзовых ворот в громадной стене сидит девушка, закрывшая лицо руками,- олицетворение безнадёжности, одиночества и трагической судьбы. Она горько плачет.

В свои последние годы Боттичелли ничего не писал, обличительные проповеди монаха сделали своё дело. Художник умер в нищете и забвении. Его творчество заново открыли лишь в середине XIX в. так называемые прерафаэлиты - группа художников и писателей, избравших своим идеалом итальянское искусство до Рафаэля (отсюда происходит их название).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: