Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564 гг.)

Микеланджело родился в маленьком городке Капрезе, в 40 милях к юго-востоку от Флоренции. Его отец, Лодовико, в момент рождения сына исполнял обязанности подесты (мэра) Капрезе, но вскоре срок его службы истек, и он вернулся на родину во Флоренцию. Древний род Буонарроти к этому времени сильно обеднел, что не мешало Лодовико гордится своим аристократизмом и считать себя выше того, чтобы самому зарабатывать на жизнь. Семье приходилось жить на те деньги, которые приносила ферма в деревушке Сеттиньяно, расположенной в трех милях от Флоренции.

Детство Микеланджело прошло в Сеттиньяно. В окрестностях этой деревушки с давних пор добывали камень, и Микеланджело любил впоследствии говорить, что «впитал с молоком кормилицы резец и молоток скульптора».

Художественные наклонности Микеланджело проявились в раннем возрасте. В 1488 году он поступает в ученики к знаменитому художнику Доменико Гирландайо, а уже в следующем году он переходит в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую подпатронажем фактического хозяина города Лоренцо де Медичи. Лоренцо был очень образованным человеком, прекрасно разбирался в искусстве, он сумел сразу распознать талант юного Микеланджело. Живя некоторое время при дворе этого герцога, Микеланджело изучил памятники античной культуры.

В 1496 году Микеланджело обосновывается в Риме, где к нему пришла слава.

В 1498 – 99 годах он получает заказ на мраморную композицию «Пьета» (в изобразительном искусстве так традиционно называлась сцена оплакивания Христа Богоматерью). Микеланджеловскую композицию признали шедевром.

На коленях, слишком юной для такого взрослого сына, Марии распростёрто безжизненное тело Христа. Однако горе матери светлое и возвышенное, лишь в жесте её правой руки словно выплёскивается наружу душевное страдание. Белый мрамор отполирован до блеска. В игре светотени его поверхность кажется драгоценной. Это единственное подписанное самим скульптором произведение.

В 1501 году Микеланджело возвращается во Флоренцию, и получил заказ на выполнение огромной статуи «Давида» (1501-1504 гг.).

Статуя достигает 4,3 метра в высоту, она изваяна из цельного куска белого каррарскрго мрамора. Данная скульптура олицетворяет безграничную мощь человека. Давид ещё только готовится нанести удар камнем, пущенным из пращи, но уже ощущается, что перед нами предстоит будущий победитель, полный осознания своей физической и духовной силы. Лицо героя выражает несокрушимую волю.

Около трехсот с половиной столетий статуя украшала площадь перед дворцом Палаццо Веккьо, но в 1873 году её перенесли в Академию изящных искусств во Флоренции.

В 1505 году папа Юлий II решает создать для себя усыпальницу. Предполагалось, что её будут украшать 40 статуй, но его планам не суждено было сбыться. Гробница была закончена лишь 1545 году, а скульптур в ней располагалось гораздо меньше. Из украшающих гробницу фигур резцу Микеланджело принадлежит «Статуя Моисея» (1515 -1516 гг.). Моисей предстаёт перед нами великим вождём народа, человеком с «вулканическими» страстями, прозорливым мудрецом. Тугими извивающимися прядями ниспадает его борода, в напряжении застыли мускулы его тела. Он грозно смотрит на зрителя. Другой знаменитой скульптурой из этой гробницы является статуя «Умирающий раб» (1513 г.). Перед нами изображен прекрасный юноша, который ожидает смерти, как избавления от мук.

Почти пятнадцать лет с 1520 года, Микеланджело работал над усыпальницей Медичи во Флоренции – по заказу папы Климента VII, который был из рода Медичи. Дело шло об увековечении памяти не былых знаменитых Медичи, а тех представителей этого рода, которые открыто установили во Флоренции монархическое правление, двух рано умерших и ничем не примечательных герцогов.

Мы знаем, что портрет был чужд Микеланджело. Обоих герцогов он изобразил аллегорически в виде военачальников в блестящих доспехах. Лоренцо Медичи Микеланджело изобразил погруженным в глубокое раздумье, а Джулиано Медичи в виде мужественного, энергичного, мужественного, но, пребывающего в покое воина. По бокам этих фигур располагаются статуи «Утра», «Вечера», «Дня» и «Ночи». Внутренняя напряженность и в то же время, щемящее сомнение, предчувствие обреченности – вот, что выражают все эти фигуры. Как очень точно отмечал П. Муратов, «печаль разлита здесь во всём и ходит волнами от стены к стене».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: