Общая характеристика искусства Северного Возрождения

Под «Северным Возрождением» принято подразумевать культуру XIV – XVI веков в европейских странах, лежащих севернее Италии. К этим странам принято относить: Нидерланды, Германию и Францию.

Колыбелью искусства Возрождения принято считать Италию. Именно итальянские мастера открыли искусство Древней Греции и Древнего Рима, откуда происходит само название – Возрождение. Для Италии античная культура была неотъемлемой частью их национального достояния. Итальянцы жили среди руин греческих и римских памятников, ходили по той же земле и дышали тем же воздухом, что и древние римляне, в их жилах была значительная часть римской крови.

В странах Северной Европы практически не было античных памятников, и до начала XVI века мало кто себе представлял, как они вообще выглядят. В сущности, там почти нечего было и возрождать. Поэтому по традиции, говоря о северном Возрождении, подразумевают искусство стран Северной Европы, зародившееся под влиянием Италии.

Культурное взросление североевропейских народов произошло в Средние века, порой зрелости для них стала эпоха готики. Готическое искусство было той почвой, на которой дали всходы семена северного Возрождения, причем случилось это так естественно, что историки и по сей день не могут провести границу поздней готикой и ранним северным Возрождением.

В Северной Европе на становление новой культуры наибольшее влияние оказало не античное наследие, а христианство. Так же как и в Средние века, художник пытался возвестить в своих произведениях истину о Боге. При этом художники этой эпохи прекрасно понимали, что Бог, как абсолютное Совершенство, в принципе неизобразим и, следовательно, художник способен лишь обозначить Его присутствие или намекнуть на Него. Считалось, что образ Бога яснее всего запечатлен в окружающем мире. Поэтому предметом благоговейного вниманиясевероевропейского художника эпохи Возрождения сделались небеса и солнечный свет, вода и камни, растения и животные, сам человек, его жилище и все творения рук человеческих. В каком-нибудь цветке или зверьке, наделенном символическим значением, порой воплощалось сложное богословское понятие. Любая малость могла скрывать в себе что-то великое. Земной мир вызывал живейший и пристальный интерес, поскольку был прямым продолжением мира небесного.

Североевропейское искусство осмысливало место человека в мироздании иначе, чем итальянское. В искусстве Италии человек, наделенный безграничными творческими возможностями, способный преобразовать мир, рассматривался как центр Вселенной. В искусстве Северной Европы человек – не вершина творения, а лишь одно из созданий могущественного Творца. Созданный вместе с этим миром, включенный в космический ритм природы, он живет в картинах североевропейских художников одной жизнью с небесами, землей и морем: для них человек прекрасен и величав, но все же не более чем любое другое божье создание.

Отсюда можно выделить несколько особенностей искусства Северного Возрождения:

1. На становление данной культуры наибольшее влияние оказало не античное наследие, а христианство.

2. Живое поэтическое отображение окружающего мира, в котором нет ничего второстепенного.

3. В картинах североевропейских художников не было четкого обозначения центра композиции, усиленного выделения главных фигур, так как все, что изображал на своей картине художник, имело значение и заслуживало пристального внимания.

4. Изображение человека подобного не прекрасному античному герою, наделенного безграничной мощью, но как частицу божьего творения, не более совершенного, чем все остальные создания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: