Общая характеристика искусства Северного Возрождения

Под «Северным Возрождением» принято подразумевать культуру XIV – XVI веков в европейских странах, лежащих севернее Италии. К этим странам принято относить: Нидерланды, Германию и Францию.

Колыбелью искусства Возрождения принято считать Италию. Именно итальянские мастера открыли искусство Древней Греции и Древнего Рима, откуда происходит само название – Возрождение. Для Италии античная культура была неотъемлемой частью их национального достояния. Итальянцы жили среди руин греческих и римских памятников, ходили по той же земле и дышали тем же воздухом, что и древние римляне, в их жилах была значительная часть римской крови.

В странах Северной Европы практически не было античных памятников, и до начала XVI века мало кто себе представлял, как они вообще выглядят. В сущности, там почти нечего было и возрождать. Поэтому по традиции, говоря о северном Возрождении, подразумевают искусство стран Северной Европы, зародившееся под влиянием Италии.

Культурное взросление североевропейских народов произошло в Средние века, порой зрелости для них стала эпоха готики. Готическое искусство было той почвой, на которой дали всходы семена северного Возрождения, причем случилось это так естественно, что историки и по сей день не могут провести границу поздней готикой и ранним северным Возрождением.

В Северной Европе на становление новой культуры наибольшее влияние оказало не античное наследие, а христианство. Так же как и в Средние века, художник пытался возвестить в своих произведениях истину о Боге. При этом художники этой эпохи прекрасно понимали, что Бог, как абсолютное Совершенство, в принципе неизобразим и, следовательно, художник способен лишь обозначить Его присутствие или намекнуть на Него. Считалось, что образ Бога яснее всего запечатлен в окружающем мире. Поэтому предметом благоговейного вниманиясевероевропейского художника эпохи Возрождения сделались небеса и солнечный свет, вода и камни, растения и животные, сам человек, его жилище и все творения рук человеческих. В каком-нибудь цветке или зверьке, наделенном символическим значением, порой воплощалось сложное богословское понятие. Любая малость могла скрывать в себе что-то великое. Земной мир вызывал живейший и пристальный интерес, поскольку был прямым продолжением мира небесного.

Североевропейское искусство осмысливало место человека в мироздании иначе, чем итальянское. В искусстве Италии человек, наделенный безграничными творческими возможностями, способный преобразовать мир, рассматривался как центр Вселенной. В искусстве Северной Европы человек – не вершина творения, а лишь одно из созданий могущественного Творца. Созданный вместе с этим миром, включенный в космический ритм природы, он живет в картинах североевропейских художников одной жизнью с небесами, землей и морем: для них человек прекрасен и величав, но все же не более чем любое другое божье создание.

Отсюда можно выделить несколько особенностей искусства Северного Возрождения:

1. На становление данной культуры наибольшее влияние оказало не античное наследие, а христианство.

2. Живое поэтическое отображение окружающего мира, в котором нет ничего второстепенного.

3. В картинах североевропейских художников не было четкого обозначения центра композиции, усиленного выделения главных фигур, так как все, что изображал на своей картине художник, имело значение и заслуживало пристального внимания.

4. Изображение человека подобного не прекрасному античному герою, наделенного безграничной мощью, но как частицу божьего творения, не более совершенного, чем все остальные создания.





Подборка статей по вашей теме: