Тема 8. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии

Вопросы:

1. Чистая монополия: основные черты и виды.

2. Максимизация прибыли чистым монополистом в краткосрочном периоде. Долгосрочное монопольное равновесие.

3. Социально-экономические последствия господства чистой монополии.

1. Чистая монополия: основные черты и виды.

Монополия – рыночная структура, в которой представлена единственная фирма производитель и продавец товаров и услуг.

Разновидностью чистой монополии является монопсония - рынок, на котором действует один покупатель товара или услуги.

:

1. Понятия “фирма” и “отрасль” совпадают. Спрос на продукцию монополии есть одновременно спрос на продукцию всей отрасли.

В РФ действуют как монополисты следующие фирмы: Группа ЛСР (лучшие строители России, «Русал», «Норникель», ВБМ и др.

2. Наличие уникального продукта. В этих условиях перекрестная эластичность спроса на продукцию монополиста по цене любого другого товара в стране стремится к нулю.

3. Наличие высоких входных барьеров:

а) Положительная экономия от масштаба.

Высокая степень концентрации производства обеспечивает для фирмы- монополиста значительные преимущества в низких издержках, а для конкурентов - необходимость наличия очень значительных капиталов для проникновения в отрасль.

В Советском Союзе крупные предприятия (численность составляли 1/

Условия формирования чистой монополии Приложение 1

Анализ конкурентной среды на российском рынке сотовой связи (по состоянию на декабрь 2007)

Доля крупнейших операторов на рынке

Оператор Торговая марка Доля рынка, %
ОАО «МТС» «МТС»  
ОАО «Вымпелком» «Билайн»  
ЗАО «Соник Дуо» «МегаФон»  
Другие    

Степень концентрации производства-.

H = 332 + 302 + 2f + 16 = 2U6; CR3 = 84%.

Полученные коэффициенты позволяют отнести рынок к высококонцентри­рованному типу. Наибольшая доля рынка 1около 80%) сконцентрирована в руках трех основных игроков.

Характер производимого продукта: слабо дифференцированный 1имеются отличия в технических характеристиках, качестве предоставляемыхуслуг).

Барьеры для входа на рынок: высокие (присутствуют как искусственные барьеры (рассматриваемая деятельность лицензируется], так и естествен­ные — велики инвестиционные затраты для развертывания сетей связи].

Оценка рыночной власти:

Оператор Торговая марка Рыночная власть
ОАО «МТС» «МТС» 0,31
ОАО «Вымпелком» «Билайн» 0,30
ЗАО «Соник Дуо» «МегаФон» 0,25

Источник: Данные исследовательских агенств IMCA, J'son&Partners

б) Исключительное право на природный ресурс.

В собственности фирмы оказываются, например, земли с особыми свойствами, уникальные источники сырья и т.п., это автоматически создает предпосылки для монополии. Так, например, в 1888 г. была создана компания «De Beers Consolidated Mines», которая контролировала 90% мирового рынка ал­мазов. В настоящее время 94% всех добываемых в мире алмазов по-прежнему продается через De Beers.

в) Предоставление государством исключительных прав на производство и (или) торговлю определенной продукцией только одной фирме (лицензионное соглашение)

.

г) Правовая защита научно-технических достижений в форме патентов (документа, подтверждающего монопольное право изобретателя на производство соответствующей продукции в течение определенного времени), авторских прав.

д) Недобросовестная конкуренция со стороны монополиста.

В ст. 4 ФЗ РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", недобросовестная конкуренция определяется как любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности.

ФАС осенью 2008 года признала, что "Роснефть", "Газпром нефть", "ЛУКОЙЛ" и ТНК-ВР летом 2008 года установили монопольно высокие цены на бензин, дизельное топливо, авиационный керосин и мазут. Уровень цен на бензин в России "был на 15-20% выше по сравнению с экспортной альтернативой. Ведомство предписало компаниям прекратить нарушения и оштрафовало в конце ноября того же года "Газпром нефть" на 1,356 миллиарда рублей и ТНК-ВР на 1,112 миллиарда рублей, а в декабре - "Роснефть" на 1,508 миллиарда рублей и ЛУКОЙЛ на 1,443 миллиарда рублей. Все компании обжаловали эти штрафы в судах

е) Угроза поглощения со стороны монополиста.

Фирма - монополист может представлять угрозу поглощения для входящей в отрасль фирмы, факт существования которой может препятствовать входу конкурентов.

4. Полная информированность монополиста.

5. Чистый монополист является ценоискателем: контролируя отраслевой объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, устанавливая ее выше цены совершенного рынка.

Таким образом, рассмотренные выше условия обуславливают установление полной монопольной власти.

Монопольная власть - способность фирмы, или группы фирм, действующих одновременно, устанавливать цену (Рм) выше цены конкурентного уровня (Рс), изменяя объем продажи своего товара (рис. 1).

Рис. 1 Состояние равновесия чистого монополиста.

Характеристика монопольной власти (МВ):

- Основание МВ – контроль объема продаж с целью установления объема предложения меньше объема платежеспособного спроса.

- Механизм МВ – воздействие на рыночные цены и формирование монопольно-высоких цен на продукцию монополиста и монопольно - низких цен на товары и услуги своих поставщиков.

- Удержание МВ – установление крайне высоких барьеров входа на рынок, когда проникновение других фирм и их деятельность на нем практически невозможна или экономически неэффективна.

- Реализация МВ – извлечение монопольной прибыли

- Количественные показатели монопольной власти:

1. Степень концентрации рынка:

а) доля производства трех (CR3) или четырех (CR4) наиболее крупных фирм в

отрасли.

б) Индекс Херфиндаля –Хиршмана,

H=S21 + S22 +... + Sn2, где,. S21. S22. + Sn2 - удельные веса производства фирм отрасли.

В зарубежной практике приняты следующие степени концен­трации рынка:

♦ рынки с высокой степенью концентрации > 1800, CR3> 80%);

♦ рынки с умеренной концентрацией (1000 < Н < 1800, 45 < CR3 < 80%);

♦ рынки с низкой степенью концентрации (Н < 1000, CR3 < 45%).

Для российской высокомонополизированной экономики ха­рактерны несколько другие критерии:

♦ рынки с высокой степенью концентрации > 2000, CR3 > 70%);

♦ рынки с умеренной концентрацией (1000 < Н < 2000, 45 < CR3 < 70%);

♦ рынки с низкой степенью концентрации (Н< 1000, CR3< 45%).

2. Степень превышения цены товара над предельными издержками его производства определяется посредством показателя монопольной власти Лернера L = (P-MC)/P, который показывает.

0 < L < 1, чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы.

3. Степень эластичности спроса по цене: чем менее эластичным является спрос, тем больше монопольная власть.

В зависимости от способа формирования монополии различают их виды:

1. Естественная монополия- отрасль, в которой экономия общественных издержек достигается наличием одной фирмы в отрасли.

Монополия возникает вследствие естественных причин: технологические особенности производства таковы, что единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это способны сделать несколько конкурирующих между собой фирм. Ее классическим примером являются так называемые сетевые монополии инфраструктуры: 1) сети, по которым осуществляются поставки продукции между удаленными друг

от друга экономическими агентами; 2) деятельность по эксплуатации этих сетей.

Примерами естественных монополий в России могут слу­жить компании ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги».

2. Патентная монополия. Патент предоставляет новатору исключи­тельное право на производство и продажу какого-либо товара в течение определенного периода времени, а также запрещает ис­пользовать изобретение другим лицам. Наличие патентной монополии создает экономические условия для технического прогресса. Патентная монополия – есть разновидность краткосрочной монополии. Краткосрочной называется монополия, обеспечивающая единственному производителю иммунитет от подражания конкурентами в течение определенного срока после того, как те открыли секрет его коммерческого успеха.

Выгоды краткосрочной монополии должны учитываться менеджментом. Если проект предполагает формирование патентной монополии, то необходимо: а) оценить ожидаемую длительность периода существования краткосрочной монополии; б) продумать, как наилучшим образом воспользоваться ею;

в) установить, какие меры могут продлить этот период.

В России максимальный срок охраны изобретения составляет 20 лет, а промышленных образцов — 10 лет.

Классическими примерами такого рода монополии могут быть компания General Electric (изобретение Томаса Эдисона позволило фирме господствовать в отрасли с 1892 по 1930 г.) или компания Xerox (она занимала более 75% рынка копировального оборудования до окончания срока действия патента в 1970-х гг.).

3.Сырьевая монополия. Она обусловлена владением и контролем над поставками редкого или стратегически важного сырья.

4. Государственные монополии.

В России в соответствии с принятыми специальными федеральными законами в 2007 г. было создано сразу несколько государственных корпораций: «Внешэкономбанк», «Роснанотех», «Фонд содействия реформированию ЖКХ», «Олимпстрой», «Ростехнологии», «Росатом».

Таблица 8. Объемы выделяемых государственным корпорациям средств.

Название государственной корпорации Объем выделяемых ресурсов
«Атомэнергопром» 674 млрд руб.
«Олимпстрой» 313,8 млрд руб.
Фонд содействия реформированию ЖКХ 250 млрд руб.
Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) 180 млрд руб.
«Автодор» 164,5 млрд руб.
«Роснанотех» 130 млрд руб.
Объединенная авиастроительная корпорация 96,72 млрд руб.
Объединенная судостроительная корпорация нет данных
«Ростехнологии» нет данных[1]
«Росрыбфлот» нет данных
Итого: около 2 трлн. руб.

2. Максимизация прибыли чистым монополистом в краткосрочном и долгосрочном периодах.

1. Монополист, как и совершенный конкурент, имеет полную информацию о динамике своих издержек: их структура задана кривыми АТС, МС, ТС.,

2. Так как монополист – единственный производитель своей продукции, то крива я индивидуального спроса монополиста тождествен­на кривой рыночного спроса, т.е. имеет отрицательный наклон. О н точно знает объем рынка, может оперативно реагировать на изменения рыночного спроса.

3. На основе кривой рыночного спроса монополист определяет динамику предельного дохода, сопоставляя различные комбинации цены и объема спроса.

Монополист может продать дополнитель­ную единицу товара, лишь снизив на него цену. Платежеспособный спрос – ограничивающий фактор при принятии решения монополистом.

4.Объем выпуска (Qm), максимизирующий прибыль монополиста, определяется правилом: MR = MС:

Если МС > MR, то монополист может увеличить прибыль за счет сокращения Q;

Если МС < MR, то монополист может увеличить прибыльза счет расширения Q;

Лишь при MR = MС в точке Q* достигается оптимальный объем производства

4. Точки оптимума конкурентного и монопольного рынка не совпадают (рис.1).

При чистой монополии рыночная цена обычно выше, а объем производстваниже, чем при совершенной конкуренц

Состояние равновесия: Рm > (MR = MС)

Рmс

Qm< Q с

p m = Рm - АТС > 0

5. Между предельным доходом, ценой и эластичностью спроса на продукцию фирмы-монополиста в точке оптимума существует зависимость, которую можно представить в виде уравнения: Рm = MС/(1+1/Ed), где где Рm — оптимальная цена; МС — предельные издержки; Ed — эластичность спроса по цене.

Наиболее распространенные заблу­ждения относительно поведения фирмы – чистого монополиста.

Во-первых, рыночная власть монополиста и его способность влиять на цены небезграничны. Она ограничена рыночным спросом.

Во-вторых, рыночная власть монополиста не гарантирует ему получение положительной экономической прибыли. Если на продукцию по какой-то причине сокращается спрос, при­быль может быть нулевой и даже отрицательной. Значительно снизить прибыльность фирмы могут неэффективность производства и высокие издержки.

Внутренне противоречие чистой монополии: монополист отказывается производить продукцию, способную принести ему прибыль, а платежеспособным покупателям за собственные деньги не удается приобрести нужный им товар.

Разрешить данную ситуацию можно на основе ценовой дискриминации.

В некоторых ситуациях чистая монополия может осуществлять ценовую дискриминацию – устанавливать разные цены на одинаковые по качеству и уровню издержек товары для разных покупателей.

Условия осуществления ценовой дискриминации:

1) невозможность для потребителя перепродать купленный у монополии товар;

2) сегментирование рынка в соответствии с готовностью покупателя заплатить.

В ходе анализа ценовой стратегии той или иной компании важно иметь в виду, что не всегда различия в ценах являются признаком ценовой дискриминации, а единая цена свидетельст­вует о ее отсутствии.

Так, например, не является ценовой дискриминацией поставка одного и того же товара по разным ценам в разные регионы, в различные периоды времени (сезонность), разного качества и т.д.

Ценовая дискриминация первой степени (или совершенная цено­вая дискриминация) - дискриминация по доходам покупателя. К аждая единица товара про­дается фирмой по ее цене спроса, т.е. по максимально возможной цене, которую готов заплатить покупатель.

Последствия:

1. Оптимальный объем производства монополиста = объему производства совершенно конкурентного рынка.

2. В этих условиях совокупная прибыль монополиста включает в себя В есь потребительский излишек перераспределяется к монополисту, он извлекает макси­мально возможную добавочную прибыль.

Проблема реализации: монополист дол­жен знать цены спроса всех возможных потребителей своей продукции. Некоторое приближение к ценовой дискримина­ции данного вида возможно при наличии небольшого числа по­купателей, например при индивидуальной предприниматель­ской деятельности (услуги врача, юриста, портного и т.д.), ко­гда каждая единица товара производится по индивидуальному заказу.

Ценовая дискриминация второй степени предполагает назна­чение различных цен в зависимости от объема покупки. На практике дискриминация второй степени чаще всего принимает форму ценового дисконта (скидок):

♦ скидки на объем поставок;

♦ кумулятивные скидки (цена проездного билета относительно ниже тарифов на транспорт);

♦ ценовая дискриминация во времени (различные цены на утренние и вечерние сеансы в кинозалы, различные на­ценки в ресторанах на дневное и вечернее время) и т.д.

Иногда данный тип дискриминации называют самоотбором потребителя. Не имея реальной возможности определить цены спроса всех своих клиентов (как при совершенной ценовой дис­криминации), продавец предлагает всем одинаковую структуру цен, предоставляя покупателю самому решать, какой объем и, следовательно, какие рыночные условия он выбирает.

Ценовая дискриминация третьей степени осуществляется на основе сегментации рынка и выделения некоторого количества групп покупателей (сегментов рынка), каждой из которых про­давец назначает свои цены.

Основой подобной сегментации служит различие в индиви­дуальной эластичности спроса для каждой из рассматриваемых групп.

Примерами подобной практики в России могут служить раз­личные цены:

♦ на авиабилеты эконом- и бизнес-класса;

♦ спиртные напитки класса «люкс» и другие алкогольные продукты;

♦ билеты в музеи и кинотеатры для детей, военнослужащих, студентов, пенсионеров;

♦ подписка на специализированные издания для организа­ций и для индивидуальных подписчиков (для вторых она, как правило, ниже);

♦ билеты в музеи для иностранцев и для резидентов и т.д.

Для групп покупателей с относительно низкой эластично­стью цена назначается на более высоком уровне, с более высокой – на более низком.

Последствия ценовой дискриминации для экономики:

1) производится больший объем продукции;

2) увеличивается прибыль продавца за счет потребительского излишка;

3) Возрастает благосостояние общества, т.к. товар становится доступным большему числу потребителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: