double arrow

Принципы управления А. Файоля

1. Разделение труда. Специализация является естественным поряд­ком вещей. Цель разделения труда — выполнение работы большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях.

2. Власть и ответственность. Власть есть право отдавать прика­зы, а ответственность - ее противоположность. Где дается власть - там возникает ответственность.

3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками, а так­же справедливо применяемые санкции.

4. Единоначалие. Рабочий должен получать приказы только от од­ного непосредственного начальника.

5. Единство руководства. Каждая группа, действующая для дости­жения одной цели, должна быть объединена одним планом и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работ­ника или группы работников не должны ставиться выше интересов компании или организации большего масштаба.

7. Вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарпла­ту за свою службу.

8. Централизация. Как и разделение труда, централизация являет­ся естественным порядком вещей. Однако степень централизации варьирует в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентра­лизацией, которая обеспечит лучшие результаты.

9. Скалярная цепь. Это ряд руководящих лиц, начиная от лица, за­нимающего самое высокое положение в этой цепочке, до руководи­телей низового звена (линии власти).




10. Порядок. Место для каждого и каждому свое место.

11. Справедливость. Преданность персонала обусловливается спра­ведливым отношением к нему администрации.

12. Стабильность рабочего места для персонала. При высокой те­кучести кадров снижается эффективность организации. Посредствен­ный руководитель, который держится за место, безусловно, предпочтительнее, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

13. Инициатива. Это разработка плана и обеспечение его успешной реализации.

14. Корпоративный дух. Единение — это сила, которая является результатом гармонии персонала.

Основные положения А. Файоля были развиты в работах Л. Урвика. Главное внимание им было уделено разработке принципов построения формальной организации. Основные из этих принципов:



1. Соответствие людей структуре. Указывается, что сначала необходимо детально разработать структуру организации, а затем подбирать специалистов.

2. Создание специального и «генерального» штаба. Специальный штаб, по его мнению, должен разрабатывать рекомендации для руководителя, «генеральный» - заниматься подготовкой и передачей приказов руководителя, контролировать текущую работу и оказывать помощь руководителю в координации деятельности штабных специа­листов.

3. Сопоставимость прав и ответственности. Руководителей следует наделять властью, равной ответственности.

4. Диапазон контроля - число лиц, непосредственно подчиняющихся руководителю.

5. Специализация. Выделяются три типа специализации управленческих работников: по признаку цели, операции, типу потребителя и географическому признаку.

6. Определенность. Для каждой должности в организации должны быть определены права, обязанности, ответственность, взаимоотно­шения и взаимосвязи с другими лицами.

Считается, что Урвик глубже, чем Файоль, сформулировал основные признаки построения формальной организации.

Немецкий социолог и экономист М. Вебер изучал проблемы ли­дерства и структуру власти в организации. В зависимости от характера власти, которой обладает руководитель, он выделил три основных типа организации: (харизматической, традиционный, идеальный или бюрократический). Харизматический тип организации появля­ется тогда, когда руководитель обладает исключительными личными качествами. Традиционныйтип возникает из харизматического в случаях, когда происходит естественная замена лидера и члены организации по традиции подчиняются руководителю, пришедшие на смену прежнему. Идеальный (бюрократический) тип основан на специальном разделении власти, где руководителю принадлежат функции лидера.

Особое внимание Вебер уделял, идеальному (бюрократическому) типу организации, разработав основные принципы ее построения:

v вся деятельность организации расчленяется на простейшие эле­ментарные операции, выполнение которых формально закрепляется за отдельными звеньями;

v каждый руководитель наделяется формально закрепленной властью, которая действует только внутри организации. В построе­нии организации следует четко придерживаться принципа иерархич­ности;

v в целях исключения влияния индивидуальных особенностей ра­ботников на деятельность организации разрабатываются четкие пра­вила, инструкции и стандарты, которые определяют порядок работы и ответственность каждого члена организации;

v любой руководитель должен сохранять дистанцию между подчи­ненными и им самим, а также быть беспристрастным по отношению к своим подчиненным и справедливым;

v каждый член организации должен занимать должность в соответ­ствии с его квалификацией и быть огражденным от произвольного увольнения. Система продвижения по работе может быть построена по принципу продолжительности работы, успешности деятельности или с учетом обоих факторов.

Разделение труда и его формальное закрепление, безусловно, не­обходимы для успешной деятельности организации, однако при ее анализе Вебер ограничивался рассмотрением функционирования лишь этих элементов. Принципы создания идеальной (бюрократи­ческой) организации внесли определенный вклад в развитие фор­мальных систем.






Сейчас читают про: