Принципы управления А. Файоля

1. Разделение труда. Специализация является естественным поряд­ком вещей. Цель разделения труда — выполнение работы большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях.

2. Власть и ответственность. Власть есть право отдавать прика­зы, а ответственность - ее противоположность. Где дается власть - там возникает ответственность.

3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками, а так­же справедливо применяемые санкции.

4. Единоначалие. Рабочий должен получать приказы только от од­ного непосредственного начальника.

5. Единство руководства. Каждая группа, действующая для дости­жения одной цели, должна быть объединена одним планом и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работ­ника или группы работников не должны ставиться выше интересов компании или организации большего масштаба.

7. Вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарпла­ту за свою службу.

8. Централизация. Как и разделение труда, централизация являет­ся естественным порядком вещей. Однако степень централизации варьирует в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентра­лизацией, которая обеспечит лучшие результаты.

9. Скалярная цепь. Это ряд руководящих лиц, начиная от лица, за­нимающего самое высокое положение в этой цепочке, до руководи­телей низового звена (линии власти).

10. Порядок. Место для каждого и каждому свое место.

11. Справедливость. Преданность персонала обусловливается спра­ведливым отношением к нему администрации.

12. Стабильность рабочего места для персонала. При высокой те­кучести кадров снижается эффективность организации. Посредствен­ный руководитель, который держится за место, безусловно, предпочтительнее, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

13. Инициатива. Это разработка плана и обеспечение его успешной реализации.

14. Корпоративный дух. Единение — это сила, которая является результатом гармонии персонала.

Основные положения А. Файоля были развиты в работах Л. Урвика. Главное внимание им было уделено разработке принципов построения формальной организации. Основные из этих принципов:

1. Соответствие людей структуре. Указывается, что сначала необходимо детально разработать структуру организации, а затем подбирать специалистов.

2. Создание специального и «генерального» штаба. Специальный штаб, по его мнению, должен разрабатывать рекомендации для руководителя, «генеральный» - заниматься подготовкой и передачей приказов руководителя, контролировать текущую работу и оказывать помощь руководителю в координации деятельности штабных специа­листов.

3. Сопоставимость прав и ответственности. Руководителей следует наделять властью, равной ответственности.

4. Диапазон контроля - число лиц, непосредственно подчиняющихся руководителю.

5. Специализация. Выделяются три типа специализации управленческих работников: по признаку цели, операции, типу потребителя и географическому признаку.

6. Определенность. Для каждой должности в организации должны быть определены права, обязанности, ответственность, взаимоотно­шения и взаимосвязи с другими лицами.

Считается, что Урвик глубже, чем Файоль, сформулировал основные признаки построения формальной организации.

Немецкий социолог и экономист М. Вебер изучал проблемы ли­дерства и структуру власти в организации. В зависимости от характера власти, которой обладает руководитель, он выделил три основных типа организации: (харизматической, традиционный, идеальный или бюрократический). Харизматический тип организации появля­ется тогда, когда руководитель обладает исключительными личными качествами. Традиционный тип возникает из харизматического в случаях, когда происходит естественная замена лидера и члены организации по традиции подчиняются руководителю, пришедшие на смену прежнему. Идеальный (бюрократический ) тип основан на специальном разделении власти, где руководителю принадлежат функции лидера.

Особое внимание Вебер уделял, идеальному (бюрократическому) типу организации, разработав основные принципы ее построения:

v вся деятельность организации расчленяется на простейшие эле­ментарные операции, выполнение которых формально закрепляется за отдельными звеньями;

v каждый руководитель наделяется формально закрепленной властью, которая действует только внутри организации. В построе­нии организации следует четко придерживаться принципа иерархич­ности;

v в целях исключения влияния индивидуальных особенностей ра­ботников на деятельность организации разрабатываются четкие пра­вила, инструкции и стандарты, которые определяют порядок работы и ответственность каждого члена организации;

v любой руководитель должен сохранять дистанцию между подчи­ненными и им самим, а также быть беспристрастным по отношению к своим подчиненным и справедливым;

v каждый член организации должен занимать должность в соответ­ствии с его квалификацией и быть огражденным от произвольного увольнения. Система продвижения по работе может быть построена по принципу продолжительности работы, успешности деятельности или с учетом обоих факторов.

Разделение труда и его формальное закрепление, безусловно, не­обходимы для успешной деятельности организации, однако при ее анализе Вебер ограничивался рассмотрением функционирования лишь этих элементов. Принципы создания идеальной (бюрократи­ческой) организации внесли определенный вклад в развитие фор­мальных систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: