1. Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Цель разделения труда — выполнение работы большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях.
2. Власть и ответственность. Власть есть право отдавать приказы, а ответственность - ее противоположность. Где дается власть - там возникает ответственность.
3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками, а также справедливо применяемые санкции.
4. Единоначалие. Рабочий должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
5. Единство руководства. Каждая группа, действующая для достижения одной цели, должна быть объединена одним планом и иметь одного руководителя.
6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны ставиться выше интересов компании или организации большего масштаба.
7. Вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.
8. Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако степень централизации варьирует в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией, которая обеспечит лучшие результаты.
9. Скалярная цепь. Это ряд руководящих лиц, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, до руководителей низового звена (линии власти).
10. Порядок. Место для каждого и каждому свое место.
11. Справедливость. Преданность персонала обусловливается справедливым отношением к нему администрации.
12. Стабильность рабочего места для персонала. При высокой текучести кадров снижается эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно, предпочтительнее, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.
13. Инициатива. Это разработка плана и обеспечение его успешной реализации.
14. Корпоративный дух. Единение — это сила, которая является результатом гармонии персонала.
Основные положения А. Файоля были развиты в работах Л. Урвика. Главное внимание им было уделено разработке принципов построения формальной организации. Основные из этих принципов:
1. Соответствие людей структуре. Указывается, что сначала необходимо детально разработать структуру организации, а затем подбирать специалистов.
2. Создание специального и «генерального» штаба. Специальный штаб, по его мнению, должен разрабатывать рекомендации для руководителя, «генеральный» - заниматься подготовкой и передачей приказов руководителя, контролировать текущую работу и оказывать помощь руководителю в координации деятельности штабных специалистов.
3. Сопоставимость прав и ответственности. Руководителей следует наделять властью, равной ответственности.
4. Диапазон контроля - число лиц, непосредственно подчиняющихся руководителю.
5. Специализация. Выделяются три типа специализации управленческих работников: по признаку цели, операции, типу потребителя и географическому признаку.
6. Определенность. Для каждой должности в организации должны быть определены права, обязанности, ответственность, взаимоотношения и взаимосвязи с другими лицами.
Считается, что Урвик глубже, чем Файоль, сформулировал основные признаки построения формальной организации.
Немецкий социолог и экономист М. Вебер изучал проблемы лидерства и структуру власти в организации. В зависимости от характера власти, которой обладает руководитель, он выделил три основных типа организации: (харизматической, традиционный, идеальный или бюрократический). Харизматический тип организации появляется тогда, когда руководитель обладает исключительными личными качествами. Традиционный тип возникает из харизматического в случаях, когда происходит естественная замена лидера и члены организации по традиции подчиняются руководителю, пришедшие на смену прежнему. Идеальный (бюрократический ) тип основан на специальном разделении власти, где руководителю принадлежат функции лидера.
Особое внимание Вебер уделял, идеальному (бюрократическому) типу организации, разработав основные принципы ее построения:
v вся деятельность организации расчленяется на простейшие элементарные операции, выполнение которых формально закрепляется за отдельными звеньями;
v каждый руководитель наделяется формально закрепленной властью, которая действует только внутри организации. В построении организации следует четко придерживаться принципа иерархичности;
v в целях исключения влияния индивидуальных особенностей работников на деятельность организации разрабатываются четкие правила, инструкции и стандарты, которые определяют порядок работы и ответственность каждого члена организации;
v любой руководитель должен сохранять дистанцию между подчиненными и им самим, а также быть беспристрастным по отношению к своим подчиненным и справедливым;
v каждый член организации должен занимать должность в соответствии с его квалификацией и быть огражденным от произвольного увольнения. Система продвижения по работе может быть построена по принципу продолжительности работы, успешности деятельности или с учетом обоих факторов.
Разделение труда и его формальное закрепление, безусловно, необходимы для успешной деятельности организации, однако при ее анализе Вебер ограничивался рассмотрением функционирования лишь этих элементов. Принципы создания идеальной (бюрократической) организации внесли определенный вклад в развитие формальных систем.