double arrow
Концепция управления человеческих отношений

Крупное капиталистическое производство потребовало новых пу­тей рационализации управления. Тейлоризм перестал удовлетворять требованиям современного капитализма. Президент «Дженерал Форд корпорэйшн» отмечал: «Каждый человек имеет тело, ум и душу. Каж­дая из этих частей, особенно душа, должна быть использована для до­стижения максимальной производительности труда».

Воплотить это высказывание в жизнь стремились представители и другого направления теории управления, так называемой школы че­ловеческих отношений. Существовавшие в начале XX в. скудные знания в области психологии не были связаны с проблемами трудовой деятельности. Хотя авторы школы научного менеджмента и классической школы признавали значение человеческого фактора, они огра­нивались такими вопросами, как заработная плата, материальная заинтересованность и установление формальных функциональных отношений. Однако основным элементом эффективности организации является человеческий фактор, что полностью не было осознано современными представителями теории научного менеджмента и классической школы. Школа человеческих отношений во главу своего учения ставит человеческий фактор. Основателями этой школы были Мэри Паркер Фолетт и Элтон Мэйо. Определение менеджмента как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц» впервые было дано E. Фоллетт.

В результате экспериментальных исследований, проведенных на данных фирмы «Вестерн электрик» в г. Хоторне, Мэйо установил, что всесторонне разработанные рабочие операции и высокая заработная плата не всегда приводили к повышению производительности труда рабочих. Коллеги по группе иногда оказывали на работников более ощутимое влияние, чем требования руководителя и материальный интерес. Абрахам Маслоу и другие психологи считали, что мотивами поступков людей являются главным образом не экономические интересы, а различные потребности, которые лишь частично и косвенно могут быть удовлетворены с помощью денег.




Представители школы человеческих отношений большое внимание уделяли вопросам совершенствования труда в системе управления. Они призвали отказаться от принципа «координации посредством иерархии», который рекомендовали представители классической школы, так как, по их мнению, направление линии власти только сверху вниз не может быть эффективным. В связи с этим они выдвинули метод «координации посредством комиссий», который предл­агает изучение отношений по горизонтали.



У представителей школы человеческих отношений сложился свой взгляд и на делегирование ответственности. С ростом организации возникает потребность в увеличении числа административных уровней, чтобы они своевременно могли приспособиться к внешним условиям. Поэтому делегирование представителями школы человеческих отношений рассматривается как двусторонний процесс, при котором низовые уровни организации делегируют наверх функции административной и координационной деятельности, а верхние слои — вниз право выполнять указанные действия. Приверженцы этого направ­ления вменяют в обязанность руководителям всесторонне знать своих подчиненных, чтобы обеспечить надежность выполнения передоверенных функций и оказывать помощь в их выполнение. От умения использовать возможности своих подчиненных зависит, по их мнению, эффективность делегирования.

Представитель школы человеческих отношений Д. Мак-Грегор вы­двинул два подхода к организации управления: первый основан на применении принуждения и поощрения («кнута и пряника»), вто­рой - на создании условий стимулирования у работников инициати­вы, изобретательности и самостоятельности в достижении целей ор­ганизации.

По мнению Мак-Грегора, по мере перехода от принуждения к по­ощрению инициативы структура организации должна претерпевать изменения в сторону уменьшения жесткости иерархии.

Основываясь на своих исследованиях и выводах, представители школы человеческих отношений считали, что если руководство забо­тится о своих подчиненных, то уровень удовлетворенности должен возрастать, а это в свою очередь положительно скажется на произво­дительности труда. Среди рекомендаций школы - использование при­емов управления человеческими отношениями через эффективные действия непосредственных руководителей, предоставление работни­кам более широких возможностей общаться на работе, консультации с ними, изучение их потребностей.

5. Концепция управления с позиции науки о поведении

В 50-е гг. нашего столетия активно начали развиваться такие нау­ки, как психология и социология. Одновременно совершенствовались и методы исследования поведения человека в производственном кол­лективе. Этими исследованиями в США занимались такие крупные исследователи, как К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг. Объектами этих и других исследователей были социальное вза­имодействие, мотивация к труду, характер власти и авторитет, орга­низационная структура, связи в организациях, лидерство, изменение содержание работы и качества трудовой жизни.

Если школа человеческих отношений сосредоточивала свое вни­мание главным образом на методах налаживания межличностных от­ношений, то новый подход стремился в большей степени оказать по­мощь работнику в осознании своих собственных возможностей. Ме­тоды изучения работника основывались на применении науки о человеческом поведении при управлений организациями. Главной целью школы поведенческих наук было повышение эффективности деятельности предприятия (организации) путем рационального использования человеческого фактора (человеческих ресурсов).

Популярность поведенческого подхода особенно возросла в 60-е гг. представители этой школы пропагандировали свой подход как наивысший путь решения управленческих проблем. Главным в теории ло­гических наук было утверждение того, что правильное применение науки о поведении людей всегда будет способствовать повышению эффективности деятельности как отдельного работника, так и предприятия (организации) в целом. Однако дальнейшие исследования показывают, что не все методы этой школы носят универсальный характер, сие приемы, как изменение содержания работы и привлечение работника к управлению предприятием, оказываются эффективными только для некоторых работников и только в некоторых ситуациях.. Итак, несмотря на то, что поведенческое направление в управлении во многих случаях дает положительные результаты, все же при применении требуется глубокое изучение конкретной производственной ситуации и поведения людей.






Сейчас читают про: