На рисунке показаны кривые спроса (D) и предложения (S) на хлеб в городе N

Если мэрия решит установить фиксированную цену 6 руб. за кг, то возникнет…

а) дефицит 300 кг б) дефицит 100 кг в) дефицит 200 кг г) излишек 500 кг
3. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХПОНЯТИЙ КУРСА «ЭКОНОМИКА» 3.1. Экономическая теория как наука:предмет, метод, функции ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ: · м еркантилизм – экономическое течение, возникшее в XV веке и выражавшее интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала. Главная идея: основной формой богатства являются деньги (золото). Богатство создается в сфере торговли и особенно внешней торговли. Для увеличения национального богатства необходимо проводить политику меркантилизма. Представитель меркантилистов А.Монкретьен дал первое название экономической науки – «политическая экономия»;· школа физиократов – отражала интересы крупных земельных собственников. Главная идея: богатство создается только земледельческим трудом, а все другие виды деятельности являются «бесплодными». Представитель физиократов Тюрго сформулировал закон убывающего плодородия почвы;· теория трудовой стоимости – основатель теории Адам Смит. Главная идея: источником богатства является труд во всех сферах материального производства, а не только в земледелии. Благодаря затратам труда образуется стоимость, а затем – цена товара. Прибыль и рента являются вычетами из продукта труда, а значит, возможна эксплуатация труда капиталом. Смит автор анализа «экономического человека» и «невидимой руки» рынка (конкуренции); · теория факторов производства – автор теории Ж.Б.Сэй. Главная идея: источниками богатства являются труд, капитал, земля и предприимчивость. Собственники этих факторов распределяют произведенный продукт пропорционально вкладу каждого из них, а следовательно, в обществе нет и не может быть эксплуатации;· марксизм – автор теории К.Маркс завершил разработку классической политической экономии. Главные идеи: учение о двойственном характере труда, создающего товар; учение о прибавочной стоимости и капиталистической эксплуатации;· австрийская школа предельной полезности – субъективно-психологическое направление в политической экономии, разработавшее в борьбе с теорией трудовой стоимости потребительскую версию ценообразования в форме теории предельной полезности;· неоклассическая теория – соединила идеи трудовой стоимости и предельной полезности. Главную задачу экономической науки видела в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Представитель теории А.Маршалл в конце XIX в. дал новое название экономической науке – «экономикс», создал концепцию рыночного равновесия и цен;· институционализм – совокупность теорий, возникших на рубеже XIX-ХХ вв., в которых акцентируется внимание на активной роли социальных институтов в экономическом развитии общества;· кейнсианство – макроэкономическая теория, созданная в 30-е годы ХХ в. английским экономистом Дж.М.Кейнсом. Главная идея: обосновывается необходимость и значимость государственного регулирования рыночной экономики;· монетаризм – основатель теории М.Фридмен является сторонником экономического либерализма, но признает что для регулирования экономики государство может использовать денежные механизмы. Рекомендации теории активно использовались в 1960-1970-е годы в Европе и США; в России неудачно использовались в период «шоковых» реформ в 90-х гг. ХХ в., которые предпринимались Е.Гайдаром. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО, как объект изучения экономической теории, – это процесс, в котором люди воздействуют на вещества и силы природы, производят экономические блага. ТРУД – целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ и услуг. ПРЕДМЕТЫ ТРУДА – природные или созданные человеком вещества, на которые воздействует человек в процессе труда. СРЕДСТВА ТРУДА – орудия, приспособления, при помощи которых человек воздействует на предметы труда. СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА – взятые вместе предметы и средства труда, которые используются для создания какого-либо товара (услуги). ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ – средства производства и люди, создающие экономические блага. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – отношения между людьми, возникающие в процессе создания, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ изучает: 1) производственные отношения людей в условиях ограниченных ресурсов или 2)законы развития экономики и рационального поведения хозяйствующих субъектов на разных уровнях и в различных социально-исторических условиях. МИКРОЭКОНОМИКА – раздел экономической теории, в котором анализируются действия индивидов, домашних хозяйств, фирм, учреждений и отраслей. МАКРОЭКОНОМИКА – раздел экономической теории, который занимается изучением законов функционирования национальной экономики в целом. МЕГАЭКОНОМИКА (мировая экономика) – раздел экономической теории, в котором изучаются закономерности развития мирового хозяйства как целого комплекса национальных хозяйств и международных экономических организаций. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ: · диалектический – согласно которому, все экономические процессы противоречивы и находятся в постоянном развитии;· исторический – позволяет анализировать явления в той последовательности, в какой они возникают, развиваются и сменяют друг друга;· логический – из множества разнообразных исторических явлений позволяет выявить наиболее существенные признаки и установить закономерности развития экономических процессов;· научной абстракции – отвлечение от второстепенных свойств экономического явления и установление его сущности. В процессе абстрагирования формируются логические понятия или категориииндукция – познание, идущее от фактов к теории, от частного к общему, выведение принципов (правил) из фактов;· дедукция – умозаключение, идущее от общих суждений (законов) к частным выводам;· анализ – мысленное расчленение (разложение) целого на составные части;· синтез – соединение отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое;· аналогия – перенос свойств с известного явления на неизвестное;· моделирование – построение теоретических конструкций, обладающих свойствами изучаемого явления. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ – логическое понятие, отражающее сущность экономического явления или процесса. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЗАКОН – многократно проверенные и подтвержденные обобщения, связи экономических процессов (явлений), выраженные через взаимосвязи экономических категорий. ПОЗИТИВНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ – отражают то, что есть в экономике, что уже свершилось. НОРМАТИВНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ – выражают то, что должно быть, что может произойти. ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ: · методологическая – это разработка методов и средств научного инструментария, необходимого для всех экономических наук. Является теоретическим фундаментом для изучения сложного комплекса экономических дисциплин (отраслевых, функциональных, межотраслевых);· идеологическая – все экономические школы в большей или меньшей мере выражают социально-классовые или национально-государственные интересы, не всегда соответствующие объективному ходу мирового экономического развития;· познавательная – на основе изучения реальной действительности открывает новые знания, ранее неизвестные. Находится под влиянием идеологии, так как познается то и в той мере, в какой это соответствует идеологическим и хозяйственным целям данного общества;· критическая – оценивает все изучаемые явления с позиции их достоинств и недостатков;· практическая – на основе анализа существующих проблем формулирует определенные выводы, которые могут быть использованы для разработки конкретной экономической политики государства или фирмы. 3.2. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТИ – нужда человека или общества в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности. Главный признак – невозможность их удовлетворения в полном объеме. БЛАГО – любая полезность (предмет, явление, продукт труда и др.), удовлетворяющая определенную потребность. БЛАГА НЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ (даровые) – существуют в природе в количествах, достаточных для полного и постоянного удовлетворения потребностей всех людей (воздух, солнечный свет и т.п.). БЛАГА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ – являются результатом экономической деятельности и количество их ограничено по сравнению с потребностями. БЛАГА ОБЩЕСТВЕННЫЕ – блага, которые сложно или невозможно предоставить отдельным лицам, не предоставляя их всем другим (уличное освещение, разметка на дорогах и т.п.). РЕСУРСЫ – все то, что используется на производство товаров и услуг. Главный признак – ограниченность. ВИДЫ РЕСУРСОВ – природные, капитальные, трудовые, предпринимательские. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА – ресурсы, используемые в производстве для создания экономических благ. ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ДОХОДНОСТИ – принцип, гласящий, что при увеличении одного и неизменности всех других затрат (ресурсов), будет достигнута точка, за которой предельный продукт от переменных затрат начинает сокращаться. КРИВАЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ИЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ – совокупность точек, показывающих максимально возможный выпуск двух видов продукции при использовании всех имеющихся ресурсов. ВОСПРОИЗВОДСТВО – непрерывное повторение процесса производства в единстве всех его моментов (создание, распределение, обмен и потребление продукта). ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА – отношение результата производства к затратам на его создание. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА (трудоотдача) – количество продукта, производимое одним работником в единицу рабочего времени (обратный показатель – трудоемкость).
Vпродукции в стоимостном выражении  
Стоимость сырья и материалов
ИНТЕНСИВНОСТЬ ТРУДА – напряженность труда, которая определяется количеством труда, расходуемого работником в единицу рабочего времени. МАТЕРИАЛООТДАЧА – (обратный показатель – материалоемкость).
Vпродукции в стоимостном выражении
Количество стредств труда (основного капитала)
КАПИТАЛООТДАЧА – (обратный показатель – капиталоемкость). ПАРЕТО-ЭФФЕКТИВНОСТЬ – такое использование ресурсов в обществе, при котором ни один участник рынка не сможет улучшить своего положения, не ухудшив тем самым положения других. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ (СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ) СИСТЕМА – 1) форма организации, развития общественного производства и обслуживающих его социальных учреждений; 2)особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями товаров и услуг. ПРИЗНАКИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ТИП ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ – 1)форма собственности на средства производства; 2)способ координации и управления экономическими процессами. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ – чистый капитализм, командная экономика, смешанная экономика, традиционная система. 3.3. Рыночная организация экономики НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО – простейшая форма организации производства, при которой продукты создаются для внутрихозяйственного потребления. ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО – создает продукты с целью их продажи на рынке. ТОВАР – полезный продукт или услуга, которые являются результатом труда и поступают в потребление через обмен. ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ ТОВАРА – способность продукта удовлетворять общественные потребности. СТОИМОСТЬ ТОВАРА – овеществленный в товаре труд общественно-необходимой величины. МЕНОВАЯ СТОИМОСТЬ – способность одного товара обмениваться на другие в определенной количественной пропорции. ЗАКОН СТОИМОСТИ – принцип, в соответствии с которым товары должны обмениваться на основе общественно необходимых затрат, вне зависимости от того, сколько на их производство затрачивают отдельные производители. ДЕНЬГИ – всеобщий эквивалент, измеритель стоимости товаров. ФУНКЦИИ ДЕНЕГ ПРИ ЗОЛОТОМ ОБРАЩЕНИИ – мера стоимости, средство обращения, средство накопления, средство платежа, мировые деньги. УРАВНЕНИЕ ОБМЕНА ФИШЕРА (закон денежного обращения) – , где М – масса денег, обернувшихся за год; V – скорость оборота денежной единицы; Р - средняя цена продаж товаров и услуг; Q - количество проданных за год товаров и услуг. РЫНОК – механизм самопроизвольного регулирования структуры производства и распространения информации о состоянии и проблемах экономики с помощью цен. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА – спрос, предложение, цена, конкуренция, монополия, полезность, издержки, прибыль. ФУНКЦИИ РЫНКА – информационная, посредническая, регулирующая, стимулирующая, санирующая, социальная. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА – экономика, в которой все хозяйственные решения принимаются децентрализовано, т.е. свободными, самостоятельными производителями и потребителями, связь между которыми осуществляется через рынок. СУБЪЕКТЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ: · домашние хозяйства – являются собственниками подавляющей части ресурсов. Целью их деятельности является максимально возможное удовлетворение потребностей в пределах получаемых доходов. На рынке ресурсов выступают как продавцы, на рынке продуктов – как покупатели.· предприятия – организации в форме заводов, ферм, магазинов и т.п. Цель их деятельности – максимизация прибыли. На рынке ресурсов выступают как покупатели, на рынке продуктов – как продавцы;· государство – под государством понимают все законодательные и исполнительные органы, которые имеют юридическую и политическую силу для осуществления контроля над всеми хозяйствующими субъектами и над рынком для достижения всеобщих общественных целей. Государство является, с одной стороны, получателем доходов (в основном за счет налогов), а с другой – через систему государственных закупок и трансфертов формирует спрос на продукцию предприятий и ресурсы домохозяйств. ПРОВАЛЫ (ФИАСКО) РЫНКА – случаи, когда рынок неэффективно распределяет ресурсы в обществе. ВНЕШНИЕ (ПОБОЧНЫЕ) ЭФФЕКТЫ – результаты сделки, не предусмотренные в договоре, которые воздействуют на третьих лиц положительно или отрицательно (озеленение территорий, отходы производства). ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ – затраты, связанные не с производством как таковым, а с сопутствующими ему расходами: регистрация фирмы, поиск различной информации, юридическое оформление сделок и др. ТЕОРЕМА КОУЗА – внешние эффекты и трансакционные издержки могут быть сведены к минимуму, если права собственности участников сделки четко определены и они их согласны выполнять. 3.4. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ КОНКУРЕНЦИЯ – форма соперничества, борьбы между субъектами рыночного хозяйства за достижение своих экономических целей. ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ – продажа товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурентов. НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ – продажа товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству. ВНУТРИОТРАСЛЕВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ – борьба между предприятиями, создающими одинаковую или сходную продукцию за большую долю рынка и получение дополнительной прибыли. МЕЖОТРАСЛЕВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ – борьба между предприятиями разных отраслей за проникновение в сферы наиболее прибыльного вложения капитала. Осуществляется с помощью рынка ценных бумаг. СОВЕРШЕННАЯ (СВОБОДНАЯ) КОНКУРЕНЦИЯ – идеальный образ конкуренции, при котором ни одна из множества фирм, производящих однотипные продукты, не влияет на цену, так как доля каждой из них на рынке незначительна. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ – конкуренция на рынке между десятками фирм, продающих однотипные продукты, но дифференцированные по качеству, упаковке, сервису и т.п., что превращает каждого продавца в мини-монополиста. ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ – конкуренция между несколькими фирмами, производящими однородные или дифференцированные продукты, которые на рынке устанавливают цены по принципу лидерства. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ – ситуация, при которой на рынке существует один продавец, а его продукт не имеет товаров-заменителей. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МОНОПОЛИЙ: · естественная – существует в отраслях, в которых долгосрочные средние издержки минимальны, когда одна фирма обслуживает весь рынок (городские коммунальные предприятия, трубопроводы и т.п.);· закрытая – защищена внеэкономическими факторами (государственными актами, патентами, фирменными знаками, лицензиями);· открытая – образуется в тех случаях, когда одна фирма выходит на рынок с новым продуктом, но не имеет специальной защиты от конкурентов;· простая – в каждый данный период времени продает свою продукцию по одной и той же цене всем покупателям;· ценовой дискриминации – устанавливает разные цены на одну и ту же продукцию для разных покупателей при одинаковых затратах. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ МОНОПОЛИЙ: · картель – соглашение о квоте (количестве) выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта;· синдикат – объединение с целью организации совместной закупки сырья и сбыта готовой продукции;· трест – монополия, в которой объединены и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм;· концерн – монополия с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией;· конгломерат – объединение, основанное на проникновении крупнейших корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы. ИЗМЕРИТЕЛИ СТЕПЕНИ МОНОПОЛИЗАЦИИ РЫНКА: · коэффициент концентрации рынка – процентное отношение продаж четырех или восьми крупнейших фирм в отрасли (отрасль считается монополизированной при значении коэффициента >35%);· индекс Герфиндаля – сумма возведенных в квадрат процентных долей рынка каждой из фирм данной отрасли (отрасль считается высокомонополизированной при значении индекса > 1800). АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА – совокупность законодательных, административных и экономических мер, нацеленных на ограничение условий для монополизации внутреннего рынка и демонополизацию экономики. 3.5. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ПРИНЦИПЫПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НА РЫНКЕ ВЕЛИЧИНА СПРОСА (индивидуальный спрос) – желание и способность человека купить определенное количество данного товара по определенной цене при всех прочих неизменных условиях рынка. ЦЕНА СПРОСА – цена, которую готов заплатить покупатель за данный товар, исходя из предельной полезности его. ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ (индивидуальное предложение) – желание и способность производителя продать определенное количество товара по определенной цене при всех прочих неизменных условиях рынка. ЦЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ – цена, которую желает получить производитель за свой товар, исходя из предельных затрат на него. ЗАКОН СПРОСА – принцип, в соответствии с которым существует обратная связь между изменением цены какого-либо товара и величиной спроса на него при всех прочих неизменных условиях рынка. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ – принцип, в соответствии с которым существует прямая связь между изменением цены какого-либо товара и величиной его предложения при всех прочих неизменных условиях рынка. РЫНОЧНЫЙ СПРОС – желание и способность людей покупать различные товары и услуги при меняющихся ценах и всех прочих условиях рынка. ФАКТОРЫ РЫНОЧНОГО СПРОСА – цены других товаров, доходы потребителей, количество покупателей, потребности и ожидания покупателей, сезонность товара, налоги на потребителей и другие факторы. РЫНОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – желание и способность производителей продавать различные товары и услуги при меняющихся ценах и всех прочих условиях рынка. ФАКТОРЫ РЫНОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ – цены других товаров и ресурсов, характер технологий, налоги и субсидии производителей, количество продавцов, погодные условия, политическая обстановка и т.п. ЦЕНА РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ – цена, которая устанавливается при сбалансированном рыночном спросе и рыночном предложении. ЗАКОН РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ – принцип, в соответствии с которым, чем выше рыночный спрос, тем выше цены рыночного равновесия; и чем больше рыночное предложение, тем ниже цены рыночного равновесия. ЦЕНОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ – степень изменения количества покупаемого (или продаваемого) товара в зависимости от изменения рыночной цены. КОЭФФИЦИЕНТ ЦЕНОВОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ – относительное или процентное изменение спроса (или предложения) деленное на относительное или процентное изменение рыночной цены. ВИДЫ ЦЕНОВОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА: · эластичный спрос – при незначительном снижении цены объем продаж существенно возрастает. При эластичном спросе снижение цены на 1% вызывает увеличение продаж более чем на 1%, коэффициент эластичности больше единицы (предметы первой необходимости);· неэластичный спрос – при весьма существенном снижении цены объем продаж изменяется незначительно. При неэластичном спросе снижение цены на 1% вызывает увеличение продаж меньше чем на 1%, коэффициент эластичности меньше единицы (предметы роскоши);· эластичность спроса единичная – при снижении цены на 1% объем продаж возрастает так же на 1%, коэффициент эластичности равен 1;· эластичность абсолютная – незначительное снижение цены вызывает огромный рост числа покупок, коэффициент эластичности равен бесконечности;· абсолютная неэластичность – снижение цены практически не влияет на рост объема продаж, коэффициент эластичности равен нулю. ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ – отношение изменения величины спроса на один товар относительно изменения цены на другой товар. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ – отношение изменения величины спроса к изменению величины дохода. ЭФФЕКТ ДОХОДА – показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен товаров. Если, например, снижается цена на данный товар, то можно купить больше этого же или другого товара. ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ – демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Если, к примеру, снизится цена только товара «А», то это означает его относительное удешевление в сравнении с другими товарами, и потребитель начнет замещать относительно дорогие другие товары покупкой товара «А». ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ – процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги, исходя из их полезности. ПОЛЕЗНОСТЬ – субъективное удовлетворение, или удовольствие, получаемое потребителем от потребления набора товаров и услуг. ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ – совокупная полезность от потребления всех наличных единиц каких-то благ. ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ – прирост общей полезности или дополнительная полезность, получаемая от последней единицы данного блага. ПРАВИЛО МАКСИМИЗАЦИИ ПОЛЕЗНОСТИ – потребитель получит максимум полезности в том случае, когда предельная полезность в расчете на рубль, потраченный на один товар, будет равна предельной полезности, получаемой на рубль, потраченный на любой другой товар (второй закон Г.Госсена). ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ – по мере увеличения количества единиц приобретаемого товара его предельная полезность для потребителя уменьшается (первый закон Г.Госсена). КРИВАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЯ – это кривая желаний потребителя, показывающая различные комбинации двух товаров, имеющих для него равную полезность. Совокупность таких кривых образует карту безразличия. БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ – показывает различные комбинации двух товаров, которые способен купить потребитель при фиксированном доходе и ценах на эти товары. ТОВАРЫ СУБСТИТУТЫ (взаимозаменяемые) – блага, замещающие друг друга в потреблении. КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ ТОВАРЫ (взаимодополняемые) – товары, способные удовлетворять потребности только при совместном употреблении (например, фотоаппарат и пленка, автомобиль и бензин). ТОВАРЫ ГИФФИНА – низкокачественные товары, спрос на которые в определенных обстоятельствах растет при повышении цен на них, а не снижается, как следует из закона спроса (рост цен на картофель в голодные годы). ТОВАРЫ МАЛОЦЕННЫЕ – товары, спрос на которые уменьшается при росте дохода и увеличивается при его сокращении. ТОВАРЫ ЦЕННЫЕ – товары, спрос на которые резко увеличивается при росте доходов (предметы роскоши). ТОВАРЫ ОБЫЧНЫЕ – товары, спрос на которые при росте дохода вначале незначительно увеличивается, но по мере дальнейшего роста дохода стабилизируется на каком-либо постоянном уровне (предметы первой необходимости). 3.6. ИЗДЕРЖКИ, ЦЕНЫ И ПРИБЫЛЬНА РЫНКАХ ТОВАРОВИ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ – это та стоимость ресурсов, которая формируется при наилучшем альтернативном варианте их применения. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА – затраты на производство всего объема или единицы производимых товаров. ЯВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ – затраты, принимающие форму прямых денежных платежей за ресурсы, которые предприятия покупают у других собственников (их еще называют денежными, бухгалтерскими, внешними). НЕЯВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ – затраты, связанные с использованием ресурсов, являющихся собственность владельца предприятия (их еще называют, внутренними, скрытыми, имплицитными). ПОСТОЯННЫЕ ИЗДЕРЖКИ – затраты, величина которых не зависит от изменения объема производства во времени. ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ – затраты, величина которых меняется по мере изменения объемов производства во времени. ОБЩИЕ ИЛИ ВАЛОВЫЕ ИЗДЕРЖКИ – сумма постоянных и переменных издержек, затраченных на выпуск всего объема товаров и услуг. СРЕДНИЕ ИЗДЕРЖКИ (валовые, постоянные, переменные) – затраты на выпуск одной единицы продукта. Получаются делением соответственно валовых, постоянных, переменных издержек на количество произведенных продуктов. ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ – затраты на выпуск каждой дополнительно произведенной единицы продукта. Получаются путем вычитания из суммы общих (или переменных) издержек, затраченных на выпуск последней единицы продукта, суммы общих (или переменных) издержек, затраченных на выпуск предпоследней единицы продукта. ПРИБЫЛЬ ВАЛОВАЯ – форма дохода, получаемая как разница между выручкой от продажи продукта и затратами на его производство. ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДОХОД – доход (или прибыль), получаемый от продажи каждой дополнительной единицы продукта. ВИДЫ ПРИБЫЛИ: · нормальная – доход, который получает собственник ресурса от его непосредственного использования. Включается в издержки производства и реализации, имеет важное значение для малого бизнеса;· бухгалтерская – разница между выручкой и явными издержками;· экономическая – разница между выручкой и суммой явных и неявных издержек;· чистая – получается после вычета из бухгалтерской прибыли налога на прибыль предприятия. НОРМА ПРИБЫЛИ ПРОДУКТА – отношение прибыли, полученной от реализации данного продукта, к затратам на его производство и реализацию. Выражается в процентах. НОРМА ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ – отношение балансовой прибыли предприятия к его активам, или к сумме основного и оборотного капитала. Выражается в процентах. ПРАВИЛО МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ – прибыль будет максимальной при таком объеме производства, при котором предельный доход (MR) равен предельным издержкам (MC), т.е. . Это универсальное правило для всех рынков. На рынке совершенной конкуренции действует правило: , где Р – цена товара. ПРАВИЛО НУЛЕВОЙ ПРИБЫЛИ (безубыточности производства) – нулевая прибыль получается при таком объеме производства, при котором , а , где – средние валовые издержки минимальные. ФОРМУЛА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА, где Q – количество продукции; TFC – постоянные издержки; AVC – средние переменные издержки.ПРАВИЛО ЗАКРЫТИЯ ФИРМЫ (прекращения производства) – фирма должна прекратить производство, если ни при каком объеме выпуска продукции не обеспечивается равенство , а . 3.7. ФОРМИРОВАНИЕ СПРОСА, ЦЕН И ПРИБЫЛИНА РЫНКАХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ(ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА) СПРОС НА РЕСУРСЫ – является производным и зависит: 1)от цен на конечные товары, которые производятся с помощью данных ресурсов; 2)от производительности ресурса; 3)от предельных издержек на данный ресурс; 4)от взаимодополняемости и/или взаимозаменяемости ресурсов. ПРЕДЛОЖЕНИЕ РЕСУРСОВ – зависит: 1)от ограниченности или редкости ресурса; 2)от эластичности предложения конкретного ресурса. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ – определяет максимальный объем выпуска продукции при заданном количестве ресурсов (труда и капитала): . Описывает производственный процесс как способ соединения факторов производства с целью их превращения в конечные товары. ОБЩИЙ ПРОДУКТ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА (ТР) – суммарный объем выпуска продукции, полученный в рамках заданной производственной функции и измеренный в физических единицах. ПРЕДЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ ФАКТОРА ПРОИЗВОДСТВА (МРК) – изменение объема выпуска продукции, вызванное использованием дополнительной единицы данного фактора (капитала) при неизменном количестве всех других. Измеряется в физических величинах. СРЕДНИЙ ПРОДУКТ ФАКТОРА ПРОИЗВОДСТВА (АРК) – определяется путем деления объема выпускаемой продукции (Q) на количество используемого переменного фактора (капитала): . ПРЕДЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ ФАКТОРА В ДЕНЕЖНОМ ВЫРАЖЕ-НИИ или ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДОХОД ОТ ПРОДУКТА ИСПОЛЬЗУЕМОГО ФАКТОРА (MRК) – это произведение предельного физического продукта переменного фактора (МРК) и предельного дохода, полученного от продажи одной дополнительной единицы продукта (MRQ), то есть . ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ РЕСУРСА (MRC) – затраты фирмы на приобретение каждой дополнительной единицы фактора производства. ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОС-ТИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА – по мере увеличения количества переменного фактора при неизменном количестве всех остальных будет достигнут такой рубеж, после которого предельный продукт переменного фактора начнет уменьшаться. ПРАВИЛО МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ ФИРМЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОДНОГО ПЕРЕМЕННОГО ФАКТОРА – фирма должна использовать такое количество переменного фактора (например, капитала), при котором его предельный продукт в денежном выражении будет равен его предельным издержкам, то есть . ИЗОКВАНТА – кривая, любая точка которой показывает различные комбинации двух переменных факторов, обеспечивающих один и тот же объем выпуска продукции. Все комбинации факторов производства, представленные на изокванте, являются технологически эффективными. ИЗОКОСТА – это линия равных издержек и одновременно линия бюджетного ограничения фирмы. ПРЕДЕЛЬНАЯ НОМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЗАМЕЩЕНИЯ (MRTS) – отношение изменения в количестве одного фактора (капитала) к изменению в количестве другого фактора (труда) при сохранении неизменным объема производства, то есть . ПРАВИЛО МИНИМИЗАЦИИ ИЗДЕРЖЕК ПРИ ИСПОЛЬ-ЗОВАНИИ ДВУХ И БОЛЕЕ ВИДОВ РЕСУРСОВ – издержки производства будут минимальными при таком объеме выпуска продукции, при котором отношения предельных продуктов факторов производства к их ценам станут равными между собой, то есть . ПРАВИЛО МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ ПРИ ИСПОЛЬ-ЗОВАНИИ ДВУХ И БОЛЕЕ ВИДОВ РЕСУРСОВ – максимизация прибыли достигается при таком объеме выпуска продукции, при котором предельный доход от каждого фактора производства будет равен его цене, а отношение их между собой равно 1, то есть , ; а . ЭФФЕКТ МАСШТАБА ПРОИЗВОДСТВА – взаимосвязь между изменением масштаба производства и соответствующим изменением в объеме выпуска продукции. Измеряется путем сравнения процентного изменения в выпуске продукции с процентным изменением в количестве всех применяемых факторов производства. ВИДЫ ОТДАЧИ (ЭФФЕКТА) ОТ МАСШТАБА: · постоянная – при увеличении количества факторов производства в n раз, объем производства тоже возрастает в n раз;· возрастающая – при увеличении количества факторов производства в n раз, объем производства возрастает больше, чем в n раз;· уменьшающаяся – при увеличении количества факторов производства в n раз, объем производства возрастает меньше, чем в n раз. 3.8. РЫНОК ТРУДА, ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА И БЕЗРАБОТИЦА РЫНОК ТРУДА – это система экономических механизмов, норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и использование труда. РАБОЧАЯ СИЛА – совокупность способностей, умений, профессиональных навыков, квалификации работника, т.е. способность человека к труду. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА – 1)доход от фактора производства «труд»; 2)стоимость товара рабочая сила; 3)цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени (час, день, год). ВИДЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ: · номинальная – сумма денег, которую получает работник за результаты своего труда;· реальная – количество товаров и услуг, которые можно приобрести за полученные деньги;· повременная – сумма денег, получаемая работником за отработанное время;· сдельная – сумма денег, получаемая работником за количество произведенного продукта или выполненный объем работ. РАВНОВЕСИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА – состояние, при котором спрос на труд и предложение труда сбалансированы (совпадают). БЕЗРАБОТИЦА – ситуация на рынке труда, при которой часть трудоспособного населения, желающая и способная работать, не может применить свою рабочую силу, найти подходящую работу. УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ – отношение количества безработных к численности трудоспособного населения. ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ: · занятость населения – численность взрослого трудоспособного населения, обеспеченного работой;· фрикционная безработица – это безработица, связанная с объективно необходимым добровольным движение рабочей силы (перемена места работы, места жительства, профессии);· структурная безработица – это безработица, вызванная несоответствием структуры рабочей силы структуре рабочих мест;· полная занятость населения – это занятость при наличии в экономике фрикционной и структурной безработицы;· естественная безработица – это безработица которая имеется при фрикционной и структурной безработице, т.е. при полной занятости;· сезонная безработица – наблюдается в отраслях с сезонным циклом производства (сельское хозяйство, строительство);· циклическая безработицы – это безработица, которая вызывается циклическими спадами. ЗАКОН ОУКЕНА – оценивает потери от безработицы и гласит, что превышение фактического уровня безработицы над ее естественным уровнем на 1% вызывает падение валового внутреннего продукта на 2,5%. КРИВАЯ ФИЛЛИПСА – выражает обратную зависимость между изменение темпов инфляции и безработицы. 3.9. РЫНОК КАПИТАЛА И ПРОЦЕНТ КАПИТАЛ (в широком смысле) – это ценность, которая в процессе непрерывного движения меняет свои формы и приносит поток дохода. КАПИТАЛ (в узком смысле) – на рынке факторов производства под капиталом понимается физический капитал или производственные фонды, которые называют еще и капитальными благами. ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ – часть капитальных благ, которые участвуют в процессе производства длительное время (машины, станки, оборудование, здания), а их стоимость по мере износа переносится на готовый продукт постепенно по частям в виде годичной амортизации. ФИЗИЧЕСКИЙ ИЗНОС – процесс разрушения элементов основного капитала в результате их использования или неиспользования, вследствие чего они становятся непригодными для дальнейшего потребления. МОРАЛЬНЫЙ ИЗНОС – обесценивание элементов основного капитала вследствие появления более дешевого оборудования той же производительности или более производительного оборудования той же стоимости. АМОРТИЗАЦИЯ – процесс постепенного переноса стоимости средств труда (основного капитала) по мере их износа на производимый с их помощью продукт или услугу и использование этой стоимости для последующего восстановления пришедших в негодность средств труда. НОРМА АМОРТИЗАЦИИ – отношение суммы годичного износа оборудования к его первоначальной стоимости, выраженное в процентах. ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ – часть капитальных благ, которая полностью потребляется в каждом производственном цикле (материалы, сырье, топливо, быстроизнашивающиеся инструменты), а их стоимость сразу переносится на готовый продукт. По характеру оборота к оборотному капиталу относят и заработную плату. ПРОЦЕНТ – доход, который приносят капитальные блага, выраженные в денежной форме. Это плата за расставание с ликвидностью. СУММА ПРОЦЕНТОВ – доход от капитала в рублях. НОРМА ПРОЦЕНТА – отношение суммы процентов к затраченному капиталу, выраженное в процентах. Оценивает чистую производительность капитала. НОМИНАЛЬНАЯ СТАВКА ПРОЦЕНТА – текущая рыночная ставка, не учитывающая уровень инфляции. РЕАЛЬНАЯ СТАВКА ПРОЦЕНТА – это номинальная ставка за вычетом ожидаемых темпов инфляции. ЭФФЕКТ ФИШЕРА – номинальная ставка процента должна изменяться так, чтобы реальная ставка оставалась неизменной. ФОРМУЛА ПРОСТЫХ ПРОЦЕНТОВ, где КВ – капитал возросший (будущий); КП – капитал первоначальный (сегодняшний); n – периоды времени, за которые начисляются проценты; i – номинальная ставка процента в виде десятичной дроби. ФОРМУЛА СЛОЖНЫХ ПРОЦЕНТОВ. ФОРМУЛА ДИСКОНТИРОВАНИЯ. 3.10. РЫНОК ЗЕМЛИ И РЕНТА СПРОС НА ЗЕМЛЮ (ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ) – формируется в зависимости от спроса на продукты, которые производятся с их использованием. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЗЕМЛИ – абсолютно неэластично, так как площадь любого государства всегда ограничена. АГРАРНЫЙ СТРОЙ ОБЩЕСТВА – экономические отношения, обусловленные приложением капитала к земле. СУБЪЕКТЫ РЫНОЧНОГО АГРАРНОГО СТРОЯ – частные земельные собственники, капиталисты (фермеры или арендаторы земли), наемные работники. РЕНТА (земельная) – форма дохода, которую получают земельные собственники. ФОРМЫ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕНТЫ: · дифференциальная рента I – дополнительный доход, возникающий на землях высокоурожайных или расположенных ближе к рынкам сбыта, который присваивается земельным собственником;· дифференциальная рента II – дополнительный доход, возникающий на землях, продуктивность которых улучшается за счет дополнительных вложений капитала и присваивается арендатором земли;· абсолютная рента (в экономической теории Маркса) – дополнительный доход, который возникает на землях любого качества и присваивается собственником земли. АРЕНДНАЯ ПЛАТА – форма платежа арендатора земельному собственнику за пользование участком земли; кроме ренты включает годичную амортизацию имеющихся на земле построек и процент на капитал, вложенный в землю. ЦЕНА ЗЕМЛИ – сумма платежа, величина которого прямо пропорциональна ренте и обратно пропорциональна норме ссудного процента: . 3.11. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИВ СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ МАКРОЭКОНОМИКА – раздел экономической теории, изучающий национальную экономику в целом, на уровне агрегированных показателей. ВАЖНЕЙШИЕ АГРЕГИРОВАННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ – 1)общий объем производства; 2)общий уровень цен на товары и услуги; 3)уровень процентных ставок; 4)уровень оплаты труда занятости населения. КРУГООБОРОТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ – процесс обмена экономических благ между домашними хозяйствами, фирмами и государством. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ (СНС) – способ учета затрат и результатов функционирования национальной экономики за год; специальные таблицы и балансы, в которых отражается, с одной стороны, наличие ресурсов, а с другой – их использование. ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ В СНС – 1) нефинансовые предприятия (фирмы); 2) домашние хозяйства; 3) финансовые предприятия и организации; 4) государственные учреждения; 5)общественные организации; 6) остальной мир (нерезиденты). ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ В СНС – 1)операции с товарами и услугами (производство, продажа, инвестиции, потребление, импорт, экспорт и др.); 2)операции распределения (зарплата, дивиденды, взносы на социальное страхование и др.); 3)финансовые операции (операции с ценными бумагами, валютой, кредитные, депозитные и др.). ВАЛОВОЙ ВЫПУСК (ОБОРОТ) – ресурсоформирующий показатель, включающий суммарную стоимость всех видов продукции и услуг, произведенных в течение года всеми предприятиями и их подразделениями, а также домохозяйствами, независимо от того, отпущена ли эта продукция за пределы предприятий (домохозяйств) или потреблена внутри них. КОНЕЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ – товары и услуги, которые покупаются для конечного использования, а не для дальнейшей переработки или перепродажи. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ – товары и услуги, которые проходят дальнейшую переработку или перепродаются несколько раз, прежде чем попасть к конечному потребителю. ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ – стоимость, создаваемая в процессе производства на данном предприятии и отражающая его реальный вклад в создание стоимости конечной продукции. РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СНС: · валовой национальный продукт (ВНП) – рыночная стоимость всех товаров и услуг конечного назначения, произведенных в течение года с использование только национальных ресурсов, как внутри страны, так и за рубежом;· валовой внутренний продукт (ВВП) – рыночная стоимость всех товаров и услуг конечного назначения произведенных на территории данной страны как отечественными, так и иностранными фирмами;· ВВП номинальный – стоимость ВВП в ценах текущего года;· ВВП реальный – стоимость номинального ВВП, выраженная в ценах прошлого или базисного года;· дефлятор ВВП – отношение номинального ВВП к реальному ВВП;· потенциальный ВВП – стоимость конечных товаров и услуг при полной занятости;· фактический ВВП – стоимость конечных товаров и услуг в условиях циклической безработицы;· чистый внутренний продукт (ЧВП) – это ВВП без амортизационных отчислений;· национальный доход (НД) – это ЧВП минус косвенные налоги на предпринимателей;· личный доход (ЛД) – весь доход, получаемый отдельными лицами или семьями до уплаты налогов;· располагаемый доход (РД) – доход семьи или индивида, который остается после уплаты подоходного налога и добровольных взносов. ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЗУЛЬТАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ: · ВВП – амортизация = ЧВПЧВП – косвенные налоги = НДНД – налоги на прибыль предприятий – взносы на социальное страхование – нераспределенные доходы предприятий + трансфертные платежи = ЛДЛД – индивидуальные налоги = РД. ВВП ПО ПОТОКУ ДОХОДОВ = заработная плата + процент + + рента + прибыль + амортизация + косвенные налоги. ВВП ПО ПОТОКУ РАСХОДОВ = потребительские расходы населения + валовые частные инвестиции + государственные закупки товаров и услуг + чистый экспорт. ЧИСТЫЙ ЭКСПОРТ – разница между экспортом и импортом страны. ТРАНСФЕРТНЫЕ ПЛАТЕЖИ – безвозмездные выплаты государства гражданам (пенсии, пособия по бедности, по безработице и т.п.). ЧИСТЫЕ ИНВЕСТИЦИИ – вложения капитала, осуществляемые за счет прибыли предприятий. ВАЛОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ – сумма вложений капитала, формируемая за счет прибыли предприятий и амортизационных отчислений. ЧИСТОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ (ЧЭБ) – показатель, измеряющий экономическое благосостояние с учетом не только имеющихся доходов, но и качества жизни (количественно трудно определим). 3.12. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ И МЕХАНИЗМЫЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОВОКУПНЫЙ СПРОС – реальный объем национального производства, который потребители, предприятия, государство и заграница готовы купить при разном уровне цен. ЭФФЕКТ ПИГУ (эффект реальных кассовых остатков) – при повышении цен стоимость таких элементов богатства, как акции, облигации, срочные активы (кассовые остатки), падает и население, владеющее ими беднеет. В результате совокупный спрос сокращается. СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено для реализации при разных уровнях цен. ЭФФЕКТИВНЫЙ СПРОС – это совокупный спрос, соответствующий совокупному предложению. РАВНОВЕСИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА – состояние рынка, при котором совокупное предложение равно совокупному спросу. ЭФФЕКТ ХРАПОВИКА – ситуация на рынке, когда при снижении совокупного спроса цены не снижаются, а остаются на прежнем уровне. СРЕДНЯЯ СКЛОННОСТЬ К ПОТРЕБЛЕНИЮ – это отношение потребления к доходу, или доля потребления в доходе. СРЕДНЯЯ СКЛОННОСТЬ К СБЕРЕЖЕНИЮ – это отношение сбережений к доходу, или доля сбережений в доходах. ПРЕДЕЛЬНАЯ СКЛОННОСТЬ К ПОТРЕБЛЕНИЮ – это отношение изменений в потреблении к изменениям в доходе. ПРЕДЕЛЬНАЯ СКЛОННОСТЬ К СБЕРЕЖЕНИЮ – это отношение изменений в сбережениях к изменениям в доходах. ИНВЕСТИЦИИ – долгосрочные вложения капитала в различные отрасли как внутри страны, так и за рубежом с целью получения прибыли. АВТОНОМНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ – инвестиции, не зависящие от уровня национального дохода и составляющие при любом его уровне некую постоянную величину. ИНДУЦИРОВАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ – инвестиции, которые зависят от динамики национального дохода и «наложенные» на автономные инвестиции усиливают экономический рост. МУЛЬТИПЛИКАТОР ИНВЕСТИЦИЙ – коэффициент, показывающий связь между изменением инвестиций и изменением величины дохода; рассчитывается как отношение прироста ВВП к приросту инвестиций. АКСЕЛЕРАТОР – явление, показывающее, что спрос на инвестиции может быть вызван ростом продаж и дохода; рассчитывается как отношение прироста инвестиций данного года к приросту национального дохода прошлого года. ПАРАДОКС БЕРЕЖЛИВОСТИ – в условиях неполной занятости ресурсов увеличение сбережений может привести к сокращению производства и дохода. «УТЕЧКИ» ИЗ ЭКОНОМИКИ – изъятия из оборота части ресурсов, ведущие к сокращению производства; «утечкам» являются рост сбережений, налогов, расходов на закупку импортных товаров. «ИНЪЕКЦИИ» В ЭКОНОМИКУ – дополнительные вложения средств, способствующие развитию производства; «инъекциями» являются рост государственных расходов, инвестиций, расходов заграницы на закупку отечественных товаров. 3.13. ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ ДЕНЕЖНАЯ МАССА – совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах, выполняющих функции средства обращения, платежа и накопления. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕНЕГ – совокупность различных групп ликвидных активов в форме денежных агрегатов М1, М2, М3, М4. СТРУКТУРА ДЕНЕЖНЫХ АГРЕГАТОВ: · агрегат М1 (деньги для сделок) = наличные деньги в обороте + чековые вклады + дорожные чеки, это абсолютно ликвидные средства;· агрегат М2 = М1 + бесчековые сберегательные счета + мелкие срочные вклады, это высоколиквидные средства;· агрегат М3 = М2 + крупные срочные вклады, это трудноликвидные средства;· агрегат М4 = М3 + акции + облигации + другие ценные бумаги. ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ДЕНЕГ – количество товаров и услуг, которые можно купить на денежную единицу. При повышении уровня цен покупательная способность денег снижается. СПРОС НА ДЕНЬГИ: · операционный – спрос на деньги как средства обращения для совершения товарных сделок, прямо зависит от величины ВВП;· спекулятивный – спрос на деньги как средства сохранения и умножения стоимости, прямо зависит от ставки процента. КРЕДИТ – 1)временная передача другому лицу денежных средств, товаров и других ценностей на условиях срочности, возвратности, обеспеченности и платности; 2)способ движения ссудного капитала. ССУДНЫЙ КАПИТАЛ – временно свободные денежные средства, которые возникают у домохозяйств и фирм в процессе их хозяйственной деятельности; операции со ссудным капиталом обычно осуществляет банк. БАНК – учреждение, выполняющее различные операции с денежными средствами, или учреждение «торгующее» деньгами. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА – совокупность банковских учреждений, функционирующих на территории данной страны во взаимосвязи между собой. Банковская система имеет два уровня. На первом уровне находится центральный банк (эмиссионный). На втором уровне расположены коммерческие (депозитные) и специализированные (инвестиционные, сберегательные, ипотечные, внешнеторговые и др.) банки. Центральный банк осуществляет денежную эмиссию и регулирует деятельность всех других банков, которые работают с фирмами и населением. ВИДЫ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ: · пассивные – операции по привлечению кредитных ресурсов, по которым банк платит проценты своим клиентам;· активные – операции по размещению привлеченных кредитных ресурсов, по ним банк получает проценты с клиентов;· забалансовые – операции, которые не отражаются в балансовых банковских счетах, но позволяют зарабатывать прибыль (лизинг, доверительное управление имуществом, консалтинг и др.). ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ БАНКА – разница между процентами, полученными по активным операциям, и процентами, выплаченными по пассивным операциям. ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ БАНКА – разница между валовой прибылью банка и затратами по его содержанию. СТРУКТУРА КАПИТАЛА БАНКА: · по источникам формирования – капитал собственный и заемный;· по направлениям использования – обязательные резервы (перечисляются на счета ЦБ) и избыточные резервы (используются для предоставления кредитов). НОРМА БАНКОВСКОЙ ПРИБЫЛИ – отношение чистой прибыли банка к собственному капиталу, выраженное в процентах. НОРМА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ – отношение обязательных резервов коммерческого банка к его обязательствам по бессрочным вкладам, выраженное в процентах; устанавливается ЦБ (центральным банком). ДЕНЕЖНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР – 1) величина обратная норме обязательных резервов, который выражается в виде десятичной дроби; 2) числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастет или сократится денежная масса в результате увеличения или сокращения вкладов в денежно-кредитную систему на одну единицу. Эффект денежного мультипликатора лежит в основе такого экономического явления, как создание денег банками и другими денежно-кредитными институтами. ЦЕННАЯ БУМАГА – денежный документ, удостоверяющий право владения или определяющий взаимоотношения между лицом, выпустившим данный документ, и его владельцем (держателем). ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ: · облигация – выпускается государством или хозяйствующими субъектами на срок, по истечении которого она выкупается эмитентом; держатель облигации получает доход в виде процента;· акция – выпускается акционерным обществом без установленного срока обращения, продается на рынке ценных бумаг по курсу, приносит доход держателю в виде дивиденда, дает право на участие в управлении обществом. ДИВИДЕНД – часть прибыли акционерного общества, распределяемая между акционерами в соответствии с имеющимися у них акциями. КУРС АКЦИИ – рыночная цена, которая определяется по формуле: . СТРУКТУРА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ: · первичный – рынок, на котором осуществляется продажа новых выпусков акций, то есть происходит их первичное размещение;· вторичный – рынок, на котором происходит перепродажа акций; этот рынок делится на биржевой и «уличный». СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА: · операции на открытом рынке – это операции на вторичном рынке ценных бумаг, где ЦБ осуществляет куплю-продажу государственных ценных бумаг с целю регулирования количества денежных средств в обращении;· политика учетной ставки (рефинансирования) – повышение учетной ставки делает займы коммерческих банков у ЦБ дороже и сокращает массу денег в обращении; снижение учетной ставки, напротив, удешевляет кредиты для коммерческих банков у ЦБ и увеличивает массу денег в обращении;· изменение нормы обязательных резервов – если ЦБ повышает норму обязательных резервов, то избыточные резервы коммерческих банков сокращаются и на мультипликационной основе сокращается количество денег в обращении; если ЦБ снижает ному обязательных резервов, то избыточные резервы коммерческих банков возрастают и на мультипликационной основе растет количество денег в обращении. 3.14. ФИНАНСОВАЯ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМЫГОСУДАРСТВА ФИНАНСЫ – сложившаяся в обществе система экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА – совокупность учреждений, осуществляющих мобилизацию денежных средств и их распределение на различные нужды общества (бюджеты разных уровней, федеральное казначейство, фонды социального страхования, денежные фонды организаций и др.). ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – централизованный фонд денежных средств, которым располагает исполнительный орган власти для выполнения необходимых управленческих и социально-экономических функций. ДОХОДНЫЕ СТАТЬИ БЮДЖЕТА – налог с прибыли предприятий, налог на добавленную стоимость и акциз, подоходный налог с населения, налог на имущество, рентные платежи, доход от внешнеэкономической деятельности, местные налоги, неналоговые доходы (от приватизации). РАСХОДНЫЕ СТАТЬИ БЮДЖЕТА – финансирование управления, обороны, экономики, социально-культурных и научных программ, специальных национальных проектов, обслуживания государственного долга, охраны окружающей среды и др. САЛЬДО БЮДЖЕТА – разность между доходами и расходами бюджета. ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА – сумма превышения расходов над доходами за год, сальдо бюджета отрицательное. ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА – сумма превышения доходов над расходами за год, сальдо бюджета положительное. СБАЛАНСИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ – сумма доходов равна сумме расходов за год, сальдо бюджета нулевое. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ – сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в то же время положительных сальдо бюджета. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА – это воздействие государства на уровень деловой активности посредством регулирования государственных расходов и налогообложения. НАЛОГИ – обязательные платежи и сборы, взимаемые в законодательном порядке государством с физических и юридических лиц. ВИДЫ НАЛОГОВ, РАЗЛИЧАЕМЫЕ ПО СПОСОБУ ПЛАТЕЖА: · прямые (адресные) – налоги, по которым известны субъект, объект и ставка: это реальные налоги на имущество и личные налоги на доходы физических и юридических лиц;· косвенные – налоги на товары и услуги, которые устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу: это налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные платежи и сборы. СТАВКИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: · твердые – устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода или имущества;· пропорциональные – устанавливаются в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учеты дифференциации его величины;· прогрессивные – предполагают рост ставок налога по мере роста дохода. Если ставка налога повышается на всю сумму дохода – это простая прогрессия, если ставка налога повышается поэтапно, по установленным ступеням роста дохода – это скользящая прогрессиярегрессивные – предполагают снижение ставок налога;· предельные – это отношение прироста суммы налога к приросту суммы дохода;· средние – сумма всего выплаченного налога, деленная на величину налогооблагаемого дохода. КРИВАЯ ЛАФФЕРА – описывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в государственный бюджет. Показывает, что суммы уплаченных налогов растут при ставках налога до 50%, после чего начинается снижение суммы налогов при росте ставок налогов. ДИСКРЕЦИОННАЯ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА – сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности хозяйственных агентов; бывает стимулирующей и сдерживающей. ЭФФЕКТ ТАНЗИ-ОЛИВЕРЫ – обесценивание налоговых платежей, которое происходит при высокой инфляции в промежутке времени между уплатой налога и его поступлением в бюджет. АВТОМАТИЧЕСКАЯ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА – автоматические изменения в уровне налоговых поступлений в бюджет, независимы от принятия решений правительством. НАЛОГОВЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР – это отношение прироста дохода к приросту налога; рассчитывается по формуле: , МН – налоговый мультипликатор, МРС – предельная склонность к потреблению, MPS – предельная склонность к сбережению. 3.15. ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ИНФЛЯЦИЯ – 1) повышение общего уровня цен, которое сопровождается обесценением денежной единицы; 2) дисбаланс спроса и предложения, других пропорций национального хозяйства, проявляющийся в росте цен. УРОВЕНЬ ИНФЛЯЦИИ – темп (или индекс) роста цен за определенный промежуток времени. СКРЫТАЯ ИНФЛЯЦИЯ – характерна для командной экономики и проявляется не во всеобщем росте цен, а в дефиците товаров и появлении «черного» рынка, на котором цены выше государственных. ОТКРЫТАЯ ИНФЛЯЦИЯ – характерна для рыночной экономики и в зависимости от скорости роста цен проявляется в следующих видах:· умеренная (или ползучая) – цены растут со скоростью до 10% в год;· галопирующая – цены растут от 10 до 100% за год;· гиперинфляция – цены растут со скоростью более 100% в год. МЕХАНИЗМЫ ТЕЧЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ: · инфляция спроса – рост цен вызывается более быстрым ростом доходов населения и фирм, по сравнению с ростом реальных объемов товаров и услуг. Развивается обычно при полной занятости ресурсов; сначала увеличивается денежная масса, а затем – совокупный спрос.· инфляция предложения (издержек) – рост цен происходит в результате сокращения совокупного предложения в связи с удорожанием предельных затрат на производство. Развивается в условиях неполного использования имеющихся ресурсов; первоначально в результате роста издержек растут цены, а затем расширяется денежная масса. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯИНФЛЯЦИИ: · позитивные – умеренная инфляция может способствовать экономическому росту, так как через незначительный рост цен обеспечивает рост прибыли, стимулирующий развитие производства;· негативные – под воздействием высокой инфляции происходит: 1) обесценивание доходов и денежных потоков; 2) перераспределение доходов и богатства в обществе от бедных к богатым; 3) скрытая конфискация денежных средств у населения через прогрессивные ставки налогообложения; 4) падение интереса к долгосрочным капиталовложениям в связи с возрастающими рисками невозврата капитала; 5) ухудшение управляемости национальным хозяйством. ВИДЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ: · адаптационная – политика приспособления к инфляции через индексацию доходов, инвестиций, амортизационных накоплений и процентных ставок со стороны государства; поиск дополнительных доходов со стороны фирм и населения;· антиинфляционная – политика преодоления инфляции через сокращение дефицита бюджета, расширение сферы приватиза

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: