Основные темы святоотеческой литературы

В центре внимания Отцов церкви стояли богословские вопросы. Собственно, именно в период патристики и закладываются основы христианского богословия. Однако богословие святых Отцов церкви


оказывается одновременно и особой формой философствования. Осно­воположники христианской мысли отчетливо осознавали многообраз­ный смысл, нравственные и мировоззренческие последствия той или иной богословской формулы. Однако они не были заняты тем, чтобы специально расшифровывать богословские формулировки и перево­дить их на язык мирского философствования. Это обстоятельство объяс­няется тем, что патристика есть особый тип размышления, — это философствование в вере, «под знаком» веры. Задачей святых Отцов церкви отнюдь не являлась необходимость кого-либо убеждать в исти­не Откровения. Их цель — разъяснить смысл христианских истин, найти богословски наиболее точную формулировку, прояснить текст Писа­ния. Этим самым они закладывают церковную традицию, без которой немыслимо существование христианской церкви. Эта традиция полу­чила название «Священного Предания». Закладывание основ Священ­ного Предания имело тем большее значение, что даже в период «зо­лотого века» патристики (IV — начало V в.) христианство не является религией абсолютно господствующей. Церковь лишь выходит из свое­го вынужденного затвора и принимает под свои своды людей разуве­рившихся, но жаждущих обрести веру. Вся культура остается еще в том виде, в каком она сложилась в предшествующие времена под влиянием античного культурного наследия. Именно в обстановке про­тивоборства и смешения прежних философско-религиозных идей с новыми живут и творят святые Отцы и Учителя церкви.

Святоотеческая литература исходит из ясного сознания отличия христианской мысли как от античной греческой философии (воспри­нимающейся теперь не иначе, как языческая), так от представлений, связанных с иудейской религией, из лона которой христианство про­изросло. В отношении к первой утверждается понимание ее как «муд­рости внешней», в отличие от «мудрости внутренней», вытекающей из Откровения. Одновременно святые Отцы церкви активно исполь­зуют категории греческой философии для трактовки интересующих их проблем христианского богословия, в новом свете расширяя и уг­лубляя достижения греческой мысли. Отношение к иудаизму опреде­ляется принципиальным отличием в понимании Бога. Это отличие между Богом, лишь дающим закон, и тем, который приносит иску­пительную жертву, между Богом, диктующим и повелевающим, и Богом, который есть любовь. Следовательно, здесь различия фокуси­руются на образе Христа. Философско-богословский смысл явления Христа становится одной из центральных тем патристики.

Помимо описания жизни и деяний Христа Евангелие содержит важные указания относительно философско-богословского смысла самой фигуры Христа, в частности речь идет о Христе как о Логосе. Логос (с греч, — слово) — известное понятие античной дохристианс­кой философии, обозначающее закономерность мира. Логос у древ­них греков олицетворял упорядоченность Космоса в отличие от не-


упорядоченности хаоса. Именно понятие Логоса употребляется в Еван­гелии для характеристики Христа: «В начале было Слово (Логос), и Слово было у Бога, и Слово было Бог... все чрез Него начало быть, и без Него ни что не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; и свет во тьме светит, и тьма не объяла его... В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал; пришел к своим, и свои Его не приняли; а тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, кото­рые не от крови, ни от хотения плоти... но от Бога родились. И Слово стало плотию и обитало с нами... ибо закон дан чрез Моисея, благо­дать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Еван­гелие от Иоанна).

Трактовка Христа в качестве Логоса, а также ряд других идей Биб­лии обнаруживают в Священном Писании многослойную смысловую структуру: помимо буквального понимания существуют смыслы более глубокие, требующие специальной работы по истолкованию. Это нельзя понимать так, что в библейском тексте имеет место нечто, аналогич­ное аллегорическим приемам, применяемым в искусстве. Библия от­нюдь не вымысел, который лишь на что-то намекает. В этой связи святые Отцы церкви разработали экзегетический метод изучения Биб­лии. Данный метод имеет своей задачей вычленение двух основных смыслов Священного Писания — буквального и духовного. Признавая значимость первого, они главный акцент переносят на второй, уста­навливая должное соотношение обоих смыслов. Таким образом стано­вится возможным выявление богословского, морального и философ­ского значения Библии. В частности, выявляется и раскрывается по­нимание божественного в единстве трех божественных ипостасей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: