Вопросы для повторения. 1. Чем знаменательно Новое время в Европе

1. Чем знаменательно Новое время в Европе? С какого истори­
ческого рубежа Новое время ведет свое начало?

2. Каковы отличительные характеристики культуры Нового вре­
мени в Европе?

3. В чем заключается рационализм культуры Нового времени?

4. Какие изменения в установке по отношению к природе про­
изошли в культуре Нового времени? В чем суть западноевропейско­
го активизма?

5. Охарактеризуйте субъектно-объектную парадигму новоевропей­
ской науки. Как связана субъектно-объектная парадигма с установ­
кой на господство над природой?

6. Охарактеризуйте эпоху, в которую жил и творил Р. Декарт. В чем
можно усмотреть примечательные черты его личности?

7. На каком пути видит Р. Декарт способ преодолеть всеобщую
силу сомнения? Почему знание, основанное на авторитете, не устра­
ивает Декарта?



8. Разъясните смысл декартовского «я мыслю, следовательно, су­
ществую». В чем сходство декартовского изречения с известным
изречением Августина?

9. Каковы основные идеи декартовского метода? Что такое ин­
теллектуальная интуиция? Приведите примеры научных положений,
истинность которых, согласно Р. Декарту, усматривается интуитивно.
Что такое дедукция?

10. В чем заключаются отличительные черты философии И. Кан­
та? Какие задачи являются для И. Канта основными?

11. Что понимает И. Кант под трансцендентальным субъектом?

12. Считает ли И. Кант возможности теоретического познания без­
граничными? В чем заключаются доопытные (априорные) предпосыл­
ки научного познания?

13. Почему, по И. Канту, вещи сами по себе недоступны для науч­
ного познания? Какие из вещей самих по себе И. Кант выделяет осо­
бо? Почему они никогда не могут быть познаны средствами науки?

14. Какова роль продуктивного воображения в познании?

15. В чем отличие этического учения И. Канта от учений его пред­
шественников? Почему И. Кант считает возможным и необходимым
построение этики как строгой теоретической науки?

16. Сформулируйте и прокомментируйте категорический импе­
ратив И. Канта.

17. Какие политические идеи И. Канта легли в основу учения ли­
берализма?

18. Чем уникальна философская система Г. Гегеля?

19. Почему философия Г. Гегеля получила столь различную ин­
терпретацию у разных философов? С каких позиций гегелевская
философия оценивалась официальной идеологией советского пе­
риода?

20. Каково отношение философии Г. Гегеля к религии? Какие идеи
христианского мировоззрения нашли в ней свое отражение? В чем
состоят отличительные черты гегелевской трактовки отношения Бога
и мира?

21. В чем состоят особенности гегелевского рационализма? По­
чему Гегель убежден, что разум правит миром?

22. Какими средствами Г. Гегель стремится смягчить рациона­
лизм своих предшественников по европейской мысли? Что, в пони­
мании Г. Гегеля, означает необходимость для субъекта «зажить жиз­
нью объекта»?

23. Что означает мысль Г. Гегеля о том, что истина необходимос­
ти есть свобода? Какие соображения могут быть приведены в пользу
того, что гегелевское решение вопроса о соотношении необходимо­
сти и свободы является не реальным, а всего лишь словесным?

24. Сформулируйте основные положения гегелевской философии
истории. Какая роль отводится в ней «великим личностям»? Кого по­
нимает Г. Гегель под великими личностями?

25. На чем основано убеждение Г. Гегеля в прогрессивном ходе
истории? В чем, по Г. Гегелю, состоит смысл истории?


Раздел 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: