Люди совершают сделки, чтобы почувствовать удовлетворение от достижения цели. На переговорах удается усилить чувство удовлетворения у обоих партнеров, следуя четким правилам поведения. Это удается лучше всего, если постараться ответить на следующие четыре вопроса:
1) Каким образом в результате действий, направленных на достижение общих целей, могут выиграть обе стороны? В качестве примера приведем ситуацию, когда покупатель предлагает поставщику подготовить намеченную для продажи продукцию с помощью своих высококвалифицированных специалистов, чтобы она имела товарный вид на переговорах.
2) Как могут выиграть обе стороны, если участник переговоров активно прилагает усилия к тому, чтобы оппонент достиг своих целей'? Для ответа на этот вопрос обратимся к ситуации, когда продавец получает вознаграждение в форме благоприятной для него рекламы в торговых журналах. Он получает удовлетворение и выигрывает, так как публично признан его статуе и его сотрудничество с заказчиками, работающими на программу, имеющую общенародное значение.
|
|
3) Как могут выиграть обе стороны, если одна сторона помогает другой добиться осуществления поставленных задач? Пример: продавец может предоставить организации покупателя возможность пользоваться компьютерами или технической литературой, к которым у него иначе нет доступа. Таким образом, чего бы ни касались эти преимущества — денег или более удобных способов приобретения знаний, — покупатель оказывается в наиболее выгодной позиции на пути к достижению цели.
4) Как могут выиграть обе стороны, если одна сторона отказывается от каких-либо личных или общих целей в пользу другой? Такая ситуация может возникнуть, если главный подрядчик и субподрядчик соглашаются разделить опасность общего риска, для того чтобы получить большой заказ от правительства. В этом случае стремление обойтись без риска приносится в жертву ради других целей — больших денег и новых возможностей.