Общие черты подхода А. Хомякова к проблеме «Россия и Запад» ясны из обозначенных выше основных положений его философии истории. Однако, чтобы понять отношение мыслителя к данной проблеме более адекватно, необходимо учесть целый ряд конкретных обстоятельств. Важным является ощущение современниками особенностей переживаемого исторического момента, их восприятие России как особого фактора международной жизни. Вот что писал в 1835 г. современник А. Хомякова английский мыслитель и общественный деятель А. Токвиль: «В настоящее время существуют на Земле два великих народа, которые, начав с разных точек, приближаются, по-видимому, к одной цели: это русские и англо-американцы.
Оба они выросли незаметно; и когда взоры людей были обращены в другую сторону, они вдруг заняли место в первом ряду между нациями, так что мир почти в одно время узнал и об их появлении и об их величии.
Все другие народы, по-видимому, почти достигли пределов, предназначенных им природой. Их задача только сохранять приобретенное. Но эти два народа находятся еще в периоде роста. Все остальные остановились или подвигаются только с большими усилиями; лишь они
|
|
одни идут легко и скоро по пути, которому глаз еще не может видеть конца»1.
В словах А. Токвиля, как видим, отчетливо обозначены, с одной стороны, высокая оценка России, с другой — признание трудностей западноевропейских стран, которые, по-видимому, почти достигли пределов. Впрочем, рост государственного могущества России, ее роли в международных делах после победы в войне над Наполеоном был очевиден. Очевидными были и успехи в культуре, связанные с именами А. Пушкина, Н. Гоголя, М. Лермонтова и многих других. Вместе с тем Россия была обременена целым рядом внутренних проблем, что наиболее ярко продемонстрировало декабристское выступление. Тяжелым бременем и сложнейшей проблемой было, конечно, крепостное право и связанная с ним экономическая и правовая система. Все эти факты должны быть учтены для правильного понимания трактовки А. Хомяковым и другими славянофилами темы «Россия—Запад».
А. Хомяков выводит трудности современной ему Европы из ошибочной линии, проводимой западной церковью. В этом смысле неверный шаг, совершенный при разделении церквей, стал, с точки зрения А. Хомякова, роковым. Однако суть упреков, адресуемых западной церкви, совершенно неожиданна и еще раз свидетельствует о ярком своеобразии мыслителя. В интерпретации причин раскола А. Хомяков идет непроторенным путем. «Его концепция раскола отличается простотой и вместе с тем убедительностью», — замечает известный историк русской мысли Н.М. Зернов2. Суть подхода А. Хомякова в том, что он не стал вдаваться в богословские споры об исхождении Святого Духа (предмета разногласий), «а рассмотрел его в качестве примера отсутствия чувства братства в отношениях одной части Вселенской церкви к другой»3. Таким образом, А. Хомяков обвинил западное христианство в измене христианскому братству. Догматические споры были возможны, в том числе и по вопросу, ставшему предметом разногласий (filioque), — в действительности споры по разным вопросам велись начиная со святых Отцов церкви. Недопустимым же было принятие решений без всеобщего совета и согласия. Однако в VIII в. церковный Запад односторонним решением меняет Символ веры. Этим был открыт путь для развития конфликта внутри церкви, бывшей до того единой. «Хомяков стал первым богословом, который положил нравственный принцип в основу интерпретации события, ранее получавшего объяснения исключительно в рамках доктринальных споров или же в контексте истории личных ссор честолюбивых иерархов»4.
|
|
1 Цит. по: Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 156.
1 Зернов Н.М. Три русских пророка. Хомяков. Достоевский. Соловьев. М., 1995.
С. 72.
2 Там же.
1 Зернов Н.М. Указ. соч. С. 73.
Последствия одностороннего шага не замедлили сказаться на самой же западной церкви. Они выразились, в частности, в возвеличивании власти Папы, введении индульгенций1, инквизиции, распространении «охоты на ведьм» и т.д. В конечном итоге этот шаг привел к последующим расколам, к отделению от римской церкви целого ряда протестантско-реформаторских направлений. Проблемы церкви породили в свою очередь серию проблем западноевропейского развития в целом. Все эти обстоятельства и способствовали распространению на Западе того, что А. Хомяков называет «кушитским духом». Однако мыслитель, конечно, далек от всецело негативной оценки Запада. Он называет Европу «страной святых чудес», признавая за ней колоссальные достижения во всех сферах жизни. Культурное и духовное богатство Европы он связывает с христианством, точнее, с сохранившимся в последнем «иранским духом», т.е. духом свободы. Негативные стороны Запада обусловливаются «духом кушитства», получившим непомерно большое распространение. По-иному обстоят дела в России.
Россия пока еще не затронута отрицательным влиянием кушитского мировоззрения. Однако такая опасность существует и для нее, поскольку каждая страна неизбежно испытывает на себе действие факторов мирового значения. Если произойдет беспрепятственное распространение кушитства, то Россию ожидают испытания, подобные тем, которые уже выпали на долю Западной Европы. Она станет ареной раздоров и разладов, социальных потрясений, революций и войн. В каждой строке мыслителя, посвященной России, звучит мотив переживания и опасения за судьбу Родины. Впрочем, это одновременно и мотив сочувствия Европе и всему миру, поскольку от исхода противостояния кушитству зависят судьбы мира. Поэтому задача спасения от грядущих катастроф, угрожающих России, совпадает со спасением человечества или, по меньшей мере, христианского ареала. Решающий фактор — обращение к ценностям византийско-русского происхождения, не утратившим первозданной чистоты, относительно не замутненным чуждыми влияниями. А. Хомяков полагает, что они сохранились в культуре Древней Святой Руси, в русском православии.
Решающее их преимущество в цельности, в органическом сочетании любви и свободы, позволяющем успешно противостоять кушитской рассудочности, частичности, вещественности, формализму и т.п. Именно поэтому мыслитель заключает: «Всемирное развитие истории требует от нашей Святой Руси, чтобы она выразила те всесторонние начала, из которых она выросла»2. Перед лицом современности история призывает воскресить и актуализировать духовно-нравственный потенциал исторической культуры России. Отсюда вполне понятна та страстность, с которой А. Хомяков отстаивает и проповедует все, что
|
|
1 Индульгенция — отпущение грехов за деньги. 2ХомяковА.С. Соч.: В 8т. Т. 1. С. 174.
представляется ему ценным в русском православии, святоотеческой литературе, в русской культуре, народных традициях и обычаях.
Нельзя не признать, что в пылу защиты значения русской духовности А. Хомяков допускает излишне резкие высказывания в адрес Запада. Вольно или невольно он нагнетает совершенно ненужную кон-фронтационность. Этим он порой не способствует правильному пониманию читателем излагаемых идей. Однако для уяснения причин столь резкой полемичности следует принять во внимание ряд соображений. Во-первых, под «критикой Запада» скрывается в действительности критика того, что обобщено А. Хомяковым в понятии кушитства — силы всемирной. Эта сила лишь временно локализует себя в том или ином географическом регионе или стране. Поэтому А. Хомяков в наибольшей степени выступает против самого по себе подчинения необходимости, против вещественности как таковой, против рассудочности как таковой и т.д. — где бы и когда бы они ни проявлялись. Во-вторых, в подтексте хомяковской резкости нельзя не обнаружить едва скрываемую досаду на то, что Запад не понимает России, приписывая ей самые нелепые качества и намерения. Современная западная литература, которую А. Хомяков хорошо знал, была полна абсурдных измышлений. Нередко в них обнаруживалось отчетливое стремление принизить значение России, страх перед ее могуществом. А. Хомяков хорошо понимал, что в практике международных отношений часто идут не только по пути поиска компромисса, но и по пути ослабления России, используя для этого все доступные средства. Тем сильнее он ощущал в себе потребность защитить достоинство родной страны. Эта потребность сочеталась в нем с беспокойством за судьбы Европы и мира.
|
|
Предупреждение о грозящей опасности, содержащееся в творчестве мыслителя, выводит его далеко за пределы чисто академического интереса. Не случайно Н.М. Зернов (который уже упоминался) относит А. Хомякова к числу «трех русских пророков», ставя его в один ряд с Ф. Достоевским и Вл. Соловьевым. Сегодня, хорошо зная последующую историю, в том числе историю XX в., наполненную множеством трагических катастроф, нельзя не поразиться пронзительному дару предвидения, присущему мыслителю. К сожалению, многим его опасениям суждено было сбыться. Не представляют ли тоталитарные системы и идеологии XX в. один из вариантов кушитства? Не является ли установка на голое потребительство и вещизм тем, что противоположно духовности и что неизбежно провоцирует раздор, борьбу и войну? Явление, названное философом условно «кушитством», принесло немало бед и не собирается сдавать позиций, в том числе и в нашей стране. Личности и свободе продолжают угрожать безличность и смирение с необходимостью. Поэтому понятно, почему Н. Бердяев, который сам был защитником свободы личности, назвал антиномию «иранство—кушитство» «самой замечательной, наиболее приближающейся к гениальности, идеей Хомякова». Философия XX в. (там, где
она не повторяла лишь зады массово-коммерческой культуры, и там, где она осталась свободной от жесткого государственно-идеологического контроля) во многом созвучна мотивам творчества А. Хомякова. Проблема свободы и ответственности, власти и личности, историчес» кой необходимости стоит в центре внимания и сегодня. Упование на гегелевский «мировой дух» основательно поставлено под подозрение. Вот что пишет Папа Римский Иоанн Павел II (Кароль Войтыла): «Поскольку человек не в силах противостоять злоупотреблениям и нахлынувшим бедствиям, поскольку он не в силах делать самостоятельные шаги, не лучше ли уступить решение нравственных проблем власти, властям, а то и прямо гегелевскому Духу Истории? Не проще ли передоверить им задачу отличения добра от зла?
Это не абстрактный вопрос. Положительный ответ равнозначен отказу от свободы и снятию с себя всякой личной ответственности»1.