Материализм и позитивизм становятся особенно популярны в России в 60—70-е гг. XIX столетия. Однако их зарождение следует отнести к 50-м гг., к последнему периоду царствования Николая I. Материализм и позитивизм в философии часто оказывались тесно связанными с радикализмом в области политической, с выдвижением требований радикального общественного переустройства. К числу ярких представителей материализма следует отнести таких мыслителей, как М.А. Бакунин (1814-1876), Н.Г. Чернышевский (1828-1889), Д.И. Писарев (1840-1868), И.М. Сеченов (1829-1905) и др. К позитивистскому направлению принадлежат такие философы, как П.Л. Лавров (1823-1900), Г.Н. Вырубов (1843-1913), Н.К. Михайловский (1843-1904), К.Д. Кавелин (1818-1885) и др.
Оба течения характеризуются рядом особенностей, позволяющих рассматривать материализм и позитивизм как близкие по своему духу и идейной направленности. Во-первых, оба направления явились отражением процессов секуляризации российского общества, т.е. освобождения его от власти церкви и религии. Эти процессы интенсивно развивались с 60-х гг. XIX в. Во-вторых, они были связаны с развитием опытного и теоретического естествознания, со все более широким распространением естественнонаучных знаний. Торжество естественных наук породило надежды (в большинстве случаев преувеличенные), что наука есть тот единственный и всемогущий инструмент, с помощью которого станут разрешимы все общественные и человеческие проблемы. В-третьих, оба направления демонстративно провозглашали свою оппозиционность государству и неприятие религиозных
|
|
и иных традиционных ценностей российского общества. Недовольство властей, а подчас и репрессии в отношении представителей материализма и позитивизма лишь увеличивали их популярность в глазах общественности, особенно студенчества. В-четвертых, несмотря на подчеркнутую антирелигиозность и атеизм оба течения были заняты поиском духовного и общественного идеала, обоснованием духовных ценностей, что сближает их со всеми другими направлениями русской мысли.
Основателем философии позитивизма явился французский философ О. Конт (1798-1857). С точки зрения О. Конта, стремительное развитие науки подвело к тому, что пришло время торжества научного мировоззрения, которое приходит на смену религиозному и философскому (по терминологии О. Конта, «метафизическому»). Опытное и математическое естествознание служит О. Коту образцом всякого подлинного (позитивного) знания. К основоположникам материализма принято относить Л. Фейербаха (1804-1872), а также К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895). Они акцентировали значение материальной стороны жизни человека и общества, остро критиковали религиозное мировоззрение и религию, прежде всего христианство.