Тема о человеке как центральная философская тема

Многовековой опыт развития философии убеждает, что существует центральная философская тема, вокруг которой группируются все другие темы, проблемы, вопросы философии. Это тема о человеке.

«Человек всегда был, есть и будет наиболее интересным явлени­ем для человека», — писал древнегреческий мыслитель Эмпедокл. С древности люди задумывались над собственной природой. «Познай самого себя» — это изречение со времен Сократа стало девизом мно­гих философских произведений. Тот же Сократ любил повторять, что его интересуют не деревья в лесу, а люди в городах. «Что такое чело­век и каково его истинное назначение. Это основной вопрос — пос­ледняя цель всей человеческой мысли», — отмечал русский фило­соф С.Л. Франк1.

Помимо естественного интереса человека к познанию самого себя, существует ряд причин, позволяющих считать тему о человеке цент­ральной философской темой. Дело прежде всего в том, что в рамках философского знания возникает потребность свести разнообразные темы к единому центру. Надо учесть, что всеохватность, присущая философии, неравнозначна раздробленности и разбросанности. Сле­довательно, философии необходим центр, способный соединить раз­нообразную проблематику в единое целое. Будучи по преимуществу рациональной формой знания, философия стремится к стройности, систематичности, обоснованности. Поэтому ей необходим единый отправной и конечный пункт, к которому, словно лучи, сходились



Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 15.



бы все темы философии: необходима центральная философская тема. Почему такой темой является тема о человеке?

Очевидно, что вопросы универсального значения, которые ста­вит и решает философия, имеют смысл не сами по себе, а примени­тельно к человеку. Философия решает вопросы о предельных основа­ниях бытия для того, чтобы уяснить место человека во Вселенной, разгадать смысл жизни человека и его предназначение в мире. Заду­мываясь над проблемами устройства Вселенной, философ (в отличие от астронома или физика) ни на минуту не забывает о главном, что его волнует как философа, — о смысле человеческого существования. Все разделы философского знания прямо или косвенно служат поис­кам ответов на вопросы о человеке. К чему бы ни обращалась филосо­фия, какие бы предметы ни попадали в ее поле зрения, ее взор неиз­менно возвращается к человеку. Для философии вполне справедливо изречение древнего философа Протагора о том, что человек есть мера всех вещей.

Философия рассматривает человека как своеобразную Вселенную. Так, в античной философии человек понимался как «малый космос» — микрокосмос. Малый космос, т.е. человек, рассматривался в качестве аналога большого космоса — макрокосмоса, т.е. всей Вселенной. Этим подчеркивалось, что человеческая душа может быть столь же богатой и разнообразной, как и Вселенная, которую мы наблюдаем. «Душа, — отмечал Аристотель, — есть в известном смысле все». С этим изрече­нием согласились бы многие направления и современной философс­кой мысли. Пристальное внимание философов к теме о человеке ведет свой отсчет от античности, от древнегреческой философии. Особая заслуга в постановке философской проблемы человека принадлежит Сократу (470/469-399 гг. до н.э.). Именно Сократ был первым фило­софом, поставившим в центр своих размышлений человека, смысл его существования, особенности человеческой природы.

Согласно Сократу, человек есть существо, которое постоянно ищет самого себя, осмысливает, испытывает себя и условия своего суще­ствования. Критическая, испытывающая установка по отношению к жизни и определяет ценность жизни: «А без испытания... жизнь не в жизнь для человека», — говорит Сократ1. Главной частью души является разум, которому противостоят страсти или аффекты. Последние суть не что иное, как вожделения и желания, влекущие человека к неумерен­ности, чрезмерности и тем самым разрушающие равновесие души. Ра­зум же есть источник того, что Сократ называет «самообладанием». Самообладание — это власть разума над стихийно-жизненными по­рывами. По Сократу, свободен тот, кто умеет управлять страстями, умеет их ограничивать. Развивая свои мысли о человеке, Сократ со-

1 Платон. Апология Сократа//Собр. соч. М., 1990. Т. 1. С. 92.



здал стройное этическое учение, поэтому его принято считать одним из основоположников этики — науки о морали и нравственности.

С философской точки зрения целесообразно выделить в составе человеческого бытия три части. Эти части таковы: дух, душа и тело.

Понятие духа первоначально имело исключительно религиозный смысл. Так, в христианстве Дух Святой есть одно из лиц божествен­ной Троицы. Выражение же «духовная жизнь» означало и нередко оз­начает сегодня жизнь религиозную. Это та часть жизни человека, ко­торую он непосредственно посвящает Богу. Со временем понятие духа приобрело более широкий смысл, далеко выходящий за пределы ре­лигиозного. Однако известная связь между религиозным и философс­ким понятием духа сохранилась. Дух — это сфера ценностей неутили­тарного характера. Это также сфера идеалов. В духе человек поднимает­ся до определения и уяснения высших ценностей. Он мысленно освобождается от непосредственных потребностей и рутины повсед­невности. В то же время человек может быть охвачен не только духом добра, но и духом злобы. Но и в том и другом случае дух остается тем, что выше человека, управляет им. Если духовная жизнь складывается благополучно, то человек устремляет свою душу ввысь в поисках воз­вышенного смысла и идеалов, способных облагородить его жизнь и его самого. В духовном процессе, при условии внимания к нему со стороны самого человека, формируются принципы, которые он счи­тает незыблемыми и во имя которых он порой готов пожертвовать своей жизнью. Понятие духа фиксирует ориентацию человека на отыс­кание устойчивых оснований своего бытия.

Наиболее полно духовная жизнь реализуется в сферах духовной культуры: искусстве, литературе, науке, религии, философии и др.

Понятие души еще более древнее. Если понятие духа мы находим только в развитых религиозных системах, то понятие души присутство­вало уже в первобытных верованиях. Примитивные племена склонны были одушевлять не только человека и животных, но и всю природу.

Понятие души сопоставимо с понятием духа, но не тождественно ему. В духе человек как бы поднимается над собой, душа же есть не­посредственно данное. Душевная жизнь (в отличие от духовной) — это сфера непосредственных переживаний, впечатлений, мыслей. В понятии души больше присутствует интимно-личностный аспект. В понятии же духа ярче выражено общее, универсальное. Душа более подвержена колебаниям и более подвижна, чем дух, который стре­мится сохранить устойчивость и основательность.

В связи с ростом влияния естествознания вновь и вновь возникают попытки исключить понятие души (как и духа) из философии и в целом из культуры. Сторонникам естественнонаучной ориентации эти понятия представляются недостаточно строгими, не соответствующими стандартам научности. В частности, их пытались заменить понятием сознания. Однако сознание есть важная, но только одна часть души,



наряду с другими. Это стало особенно очевидно с признанием суще­ствования бессознательных структур человеческой психики.

Понятию души действительно свойственна некоторая неопреде­ленность, отличающая его от многих понятий естественно-матема­тических наук. Но в этой неопределенности можно усмотреть не только недостаток, но и преимущества. В силу своей неоднозначности поня­тие души ассоциативно. Оно вызывает множество ассоциаций худо­жественного, поэтического, религиозного и другого характера. Ассо­циативность понятия души подчеркивает сложность и многоплано­вость душевной жизни. Сохранение в философии понятия души поддерживает связь философского знания с другими формами куль­туры, в которых идея души играла и играет значительную роль. Нали­чие в современной философии понятия души позволяет также не утрачивать связь с историей и культурой прошлого, которая немыс­лима без понятия души.

Понятие тела отражает материально-вещественную сторону чело­века. Изучением телесных проявлений человеческого существа непос­редственно заняты конкретные науки: биология, анатомия и физио­логия, медицина и др. Философию же интересует не столько тело само по себе, сколько взаимная зависимость тела, души и духа.

Конечно, человек не есть бесплотный, т.е. бестелесный, дух. Но очевидно, что тело, или вещество человека, не есть сам человек. Что же такое человек? Видимо, не все в человеке является собственно человеческим. Целесообразно, следовательно, отличать человеческое в человеке от того, что таковым не является, но тоже присутствует в человеке. Человеческое, с одной стороны, не есть скотское. С дру­гой — человеческое не есть «ангельское». Собственно человеческое располагается между животной и идеальной сторонами человека. Сле­довательно, человек — это возможность стать человеком. Это свобода выбора. Человек может пасть даже ниже животного состояния. Но он может и возвыситься до высоких образцов благородства и духовности. В каждой точке своего бытия он заново стоит перед проблемой выбо­ра. Человек как бы не завершен, он есть непрерывное становление. Свобода человека делает его отношения с миром и с самим собой исключительно сложными, подвижными, изменчивыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: