1. Почему тема о человеке является центральной философской
темой?
2. Что означают античные понятия «макрокосмос» и «микрокос
мос»?
3. Кто из философов античности впервые уделил особое внима
ние осмыслению проблемы человека? В чем состояли особенности
его подхода к человеку?
4. Разъясните смысл понятий «дух», «душа», «тело».
5. С каких методологических позиций рассматривает человека фи
лософская антропология? В чем отличие ее подхода от подхода час
тных наук и от философского подхода, не ориентированного антро
пологически?
6. Каковы исходные идеи философской антропологии?
7. Что означает выражение «человек — особый род сущего»?
8. Как можно теоретически определить «человеческое в челове
ке»?
9. В чем состоит антропологическое значение теории 3. Фрейда?
10. В чем состоят особенности понимания человека Ф. Достоев
ским?
11. Почему идеи Ф. Достоевского-философа были не востребо
ваны в XIX в.? Почему Ф. Достоевский стал чрезвычайно популярен в
кругах интеллигенции Запада в XX в.?
|
|
12. Попробуйте дать собственную интерпретацию «Легенды о
великом инквизиторе».
13. Как Вы поняли смысл понятий «тревога» (Ж.-П. Сартр), «тя
жесть» (Н. Бердяев), «забота» (М. Хайдеггер)?
14. Разъясните смысл понятия «экзистенциальное одиночество».
15. В чем заключается различие между социальным и экзистен
циальным одиночеством? Назовите виды социального одиночества.
16. Какой смысл вкладывал Г. Маркузе в понятие «одномерный
человек»?
17. Какое определение можно дать любви? Назовите виды любви.
18. В чем сходство и различие между любовью эротической и
любовью, обозначаемой термином «агапэ»?
19. Возможно ли в половой любви гармоническое сочетание эроса,
страсти, агапэ и каритас?
20. Является ли любовь способом преодоления экзистенциаль
ного одиночества?
21. В чем заключается сущность творчества?
22. В чем можно усмотреть смысл притчи Ф. Ницше «О трех пре
вращениях» в связи с понятием творчества?
23. Согласны ли Вы с тем, что творчество в своей глубине всегда
индивидуально-личностно? Как соотносятся индивидуальное и кол
лективное творчество?
24. Тождественно ли творчество практической преобразующей
деятельности? Как Вы понимаете тезис о том, что творчество есть в
первую очередь творчество смысла?
Раздел 7
Философия культуры
Глава I