Художественная культура постмодернизма

Как художественное явление постмодернизм возникает в США, сначала в визуальных видах искусства, а в дальнейшем стремительно распространяется практически на все сферы искусства. Само явление постмодернизма первыми выделили политологи, социологи и представители естественных наук, придав ему прежде всего общекультурный смысл. Только затем о постмодернизме в художественной культуре заговорили философы и искусствоведы. Теоретиками художественного постмодернизма считают М. Маклюэна, С. Зонтага, Л. Фидлера, У. Эко, И. Хассана, Ж. Дерриду, Р. Барта и др.

Для постмодернизма в художественной культуре характерны: эклектика, пародийность, имитаторство, цитирование, комбинирование, стилизация, стремление к неопределенности, инновационная открытость, гедонизм и эротичность, телесность, театральность, преобладание футуроло-


гии над теологией, мистериальность, ритуальность, деперсональность, случайность персонажа, неопределенность и неясность, акцент на неожиданном, удивительном, некоторая элитарность, эпатажность, репродукт тивность, серийность, массовость, ироничность и др.

Если художественный авангард первой половины XX века порывал с традицией, то художественный постмодернизм стремится воспринимать мир как текст, игру знаков и смыслов. Постмодернизм в искусстве XX века требует деконструкции всего художественного наследия.

В настоящее время теоретики культуры различают западный (речь идет в основном о культурных регионах Западной Европы и Америки) и восточный (или русский) постмодернизм. Если западный постмодернизм связан с интересом к чувственности человека, эпотажности, отходом от социальных и политических проблем, то восточный наполнен политической тематикой, более интеллектуален, духовен и ироничен иногда до степени сарказма. Если западный постмодернизм больше тяготеет к визуальному восприятию, то восточный связан с литературой и театром (хотя все больше в последнее время проявляется в кино и музыке). Особенностью постмодернизма в России можно считать наличие общественно-политического контекста. Политическая тематика остается популярной в русском искусстве. Это приводит к своеобразной революции в сфере восприятия реальных политических конфликтов, которые становятся (не без участия СМИ) для большинства населения новой формой зрелищного детектива, транслируемого с «цветного» экрана.

Постмодернизм во многом обусловлен возникновением и развитием технических средств массовых коммуникаций (телевидения, видеотехники). Это связано с тем, что он изначально визуален. В архитектуре, живописи, кинематографе, рекламе он строится не на отражении, а на моделировании действительности и экспериментировании с искусственной реальностью (видеоклип, диснеевские аттракционы).

Сегодня в живописи постмодернизма можно условно выделить пять направлений:

• метафизическое (для него характерны темы ностальгии по утраченному единству западной культуры, насыщенность символикой, вневременной мифологизм, мелодраматизация и др.) представлено картинами К. Мариани, М. Мори, С. Кокса, Г. Груста и др.;

повествовательное (характерны этическая направленность, темы войны и мира, конфликтности и агрессии, слияния человека с природой, использование таких художественных приемов, как фото-, гипер-и традиционный реализм, абстракционизм и минимализм) - произведения Э. Лэсли, Ж. Била, Д. Хокни и др.;

аллегорическое (отличается стремлением представить современность в историческом ракурсе, прочитать историческую аллегорию в новом контексте современности, идеализация прошлого) - творчество В. Си-витико, М. Костаниса, Л. Перри и др.;

реалистическое (характерны полемичность, ирония над реальностью) -работы Л. Фрэнда, А. Куца, С. Холи и др.;

сентименталистское (интерес к романтическому, чувственному, лирическому; протест против технотронной цивилизации и экологичность тематики, стремление сопоставить природное и внеприродное) - творчество Э. Эрайка, Р. Шэффера, Б. Джекина и др.

В живописи постмодернизма вещность объекта дополняется его концептуальным измерением. Равнозначными становятся как воспринимаемый объект, так и процесс его восприятия. Позитивность и негативность изображаемого как бы объединяются. Отношение и оценка воспринимаемого оказываются несущественными. Наиболее ярко живописные тенденции постмодернизма представлены в инсталяциях.

В архитектуре постмодернизм теоретически оформился в США в 60-х годах, а практически в архитектуре проявился только в 70-х. Он характеризуется повышенным интересом к визуальному контексту, уходом от монотонности и типизации, возвратом к эстетичности сооружения. Архитектура постмодернизма осуществляет поворот от понимания здания как «жилья» к пониманию его как «средства для духовной коммуникации». Здание - это художественный знак особого рода, включенный в контекст, и, следовательно, требующий понимания при восприятии. Архитектура начинает преодолевать обыденность и однозначность, становится поэтичной и эмоциональной для восприятия.

Новыми принципами архитектуры постмодернизма становятся:

• предпочтение регулярной застройки города с учетом его «контекста»;

• эклектическое возрождение исторических архитектурных систем и декора на основе симметрии, пропорции и перспективы;

• цитатность и «ссылка» на известные памятники архитектуры;

• приглашение потребителя архитектурных сооружений к сотворчеству;

• акцент эстетического начала;

• отказ от канонов (например, несимметричность и нечетное колличе-ство колонн под фронтоном);

• игровой, театрализованный подход, использование бутафории в деталях (триумфальная арка, ведущая всего лишь в ресторанчик);

• повествовательность здания (дом должен о чем-то рассказывать, хотя бы о своем хозяине);

• культ изобразительности и знаковое™ (включение в отделку надписей, схем, карт);


• часто это архитектура не создания нового здания, а архитектура пристроек (Тайт-галерея в Лондоне).

Один из современных архитекторов Михаэль Гревс считает, что архитектура - это особый язык, отличающийся способностью проявлять индивидуальность. Он сравнивает модернистские проекты зданий с холодильниками, выставленными на всеобщее обозрение. Гревс — один из немногих архитекторов современности, который считает, что архитектура должна быть комедийной (свою идею он успешно воплотил в здании гостиничного комплекса в центре Диснейленда).

Канадский архитектор Артур Эриксон, называемый современниками «архитектором из архитекторов», считает себя модернистом, но при этом он совершенно не «по-модернистски» мыслит архитектурное искусство. Он считает, что главные средства выразительности архитектуры - это объемы, их игра, связь пространства, соотношения. Вообще в архитектуре города для него главное не здания, а пространства между ними. Все это скорее говорит о постмодернистской направленности творчества этого архитектора. Наиболее яркий пример тому, его проект посольства Канады в США, символизирующий образ «доброго соседа».

Театр и кино также ощутили новое направление: видеоклипы, агрессивная реклама, компьютерные игры, электронный монтаж несут отпечаток стыка коммерческого суперзрелища с авторским кино. Футурологиче-ские триллеры, шоковые приемы, маньеризм и живописное барокко, мифологизированный историзм, цветомузыкальная энергия, агрессивный эротизм, культурологические комиксы объединила яркая зрелищность. Иронизм, двойная интерпретация, цитатный принцип, коллаж киноряда и литературного текста, игровых и анимационных приемов, особая роль титров, заставок, авторского комментирования, звуковых эффектов и контрастного музыкального сопровождения, посторонних звуков, отстраненного взгляда кинокамеры - характерные черты искусства постмодернизма в театре и кино.

Русский вариант постмодернизма в театре связан с такими приемами, как репетитативность (повторяемость событий), смешение сюжетов нескольких произведений, отсутствие требования подчинения всех элементов спектакля законам того времени, о котором идет речь в спектакле (например, когда артисты одеты не в костюмы того времени, а в костюмы своего времени), присутствие режиссера на сцене наравне с актерами именно в роли режиссера (что любит делать Любимов).

Характерным оказывается стремление не просто по-новому интерпретировать классическое произведение, а показать его вечную актуальность. Так Валерий Фокин ставит сегодня «Ревизора» под лозунгом «Новая жизнь традиций», но дает подзаголовок своему детищу «государственной пьесы», таким образом актуализируя ее.

Русские кинематографисты привнесли в кино такие приемы, как «розовая чернуха», визуальный стеб, развернутая киноведческая цитата, пародирование научно-популярных фильмов, «кино в кино», «транскино», глюкреализм. Часто герои русских телесериалов перемешаны с реальными людьми: вымышленные персонажи, которых исполняют профессиональные артисты, встречаются с настоящим Дмитрием Дибровым. Художественное и реальное не просто соседствуют, а становятся взаимозаменяемыми. Рождается понятие «эстетической повседневности». Искусство начинает существовать как особая «жизненная среда». Повседневность включается в круг культурного пространства. Все становится доступным для художественного отображения, наполненным значимым эстетическим смыслом.

Видео-арт - направление в искусстве 2-й половины XX века, творческая идея в котором осуществляется с видеокамерой. Образ его произведения изначально визуален. Возник видео-арт на основе концептуализма и абстракционизма. Он использует наработки в области синтеза искусств (светомузыки) при помощи монтажа, звука и цвета, создавая свой сюжет. Представителями видео-арта можно считать Ольгу Чернышеву (заменяет словесный текст на цифры) и Владимира Сальникова (его идея сводится к утверждению, что образы живописи не вербальны, но их можно представлять в виде терминов). В отличие от кино, в видео-арте нет фабулы. Ее создает сам зритель. Характерными проявлениями данного направления стали сильное эмоциональное воздействие и доступность восприятия.

Видеоклипы волшебно омолодили рок 80-х. Основная его идея - непонятное кажется великим. Для видеоклипа характерно отсутствие монотонности, моментальность, ритмичность, зрелищность. Восприятие в видеоклипе строится уже не по законам слышимого, а по законам видимого. Если звук вообще отключить, то видимое не становится невоспринимае-мым. Оно по-прежнему привлекает быстрой сменой картинки изображений, спецэффектами, красками. Звучание в видеоклипе становится как бы второстепенным.

Новый жанр кино - «Мыльные оперы» - многосерийные фильмы с бесконечным продолжением. Они размножаются почкованием. Сегодня мыльные сериалы поражают многочисленностью, но далеки от разнообразия сюжетов. Все сюжеты перекликаются друг с другом: это либо провинциалы, покоряющие Москву, либо бедные наследники, неожиданно узнавшие об огромном наследстве, связанном с семейными тайнами, либо повседневные будни криминалистов или дальнобойщиков. Мир кино становится параллельным миром, который протекает не в отдалении от реального, а рядом с ним.

В музыке также наблюдается интерес к традиционному, но переосмысленному и перекомбинированному в коллажность и цитатность. Ком-


позиторы постмодернизма (Штокхаузен, Булез, Картер, Крамб, Грэс, и др.) стремятся к свободному сочетанию приемов европейской классики и элементов поп-, рок-, народной и неевропейской музыки. Ярким примером такого синтеза является «Терем-квартет». Среди одной из последних находок этого коллектива стало исполнение певцом В. Черновым знаменитых оперных арий в сопровождении этого ансамбля. Тембровые особенности звучания и специфика звукоизвлечения русских народных инструментов в сочетании с академизмом, соединенным с элементами эстрадного исполнения, придают классическим ариям совершенно новый колорит звучания. Особую значимость приобретают видимые эффекты (свет, пластика, одежда исполнителей, речь).

Постмодернизм в музыке особенно ярко проявляется в эстрадном жанре. Н. Басков (смешавший эстрадное и академическое пение), Б. Моисеев (размывающий грань между театральным и вокально-музыкальным), О. Газманов (певец без возраста), К. Орбакайте (танцующая певица или пытающаяся петь танцовщица), Н. Бабкина (совместившая фольклорность и поп-музыку, национальное и транснациональное) и т. д. Или такое явление, как «Старые песни» в новом исполнении. Песни, которые исполняет дочь (Орбакайте), были в репертуаре мамы (Пугачевой).

Идея «кодекса жестов» как выразителя внутреннего мира оказалась созвучной для исканий постмодернизма в балете. Цитатно-пародийное соединение элементов свободного танца, джаз-балета, танца модерн, драмбалета, пантомимы, акробатики, мюзик-хола, народного танца и балетной классики, их исполнение без музыкального сопровождения либо в сочетании с сольным и хоровым пением, речитативом, уличными звуками, резкие перепады настроений - все это становится характерными проявлениями современного балета. В балетное действо пришли элементы театральной игры, хэппинингов, танцевальных соло и дуэтов, построенных но принципу стоп-кадра в кино. Большое значение получает свободная импровизация, акцент на мимике, жесте, позе и динамике движения как основных элементах танцевального языка, узаконенность нетанцевальных поз (падения, перегибы, взлеты), элементов спортивной техники (боксирование, каратэ, теннис). Изменяется сам подход к пониманию тела, которое чаще рассматривается как инструмент, обладающий собственной музыкальностью. А. Прельжокаж, создавший стиль «оркестровки танцовщика», сравнивает танец с вазой, свет - с наполняющей его водой, а костюмы и декорации - с украшающими ее цветами. У вазы есть собственная красота, а остальное лишь дополняет и оттеняет ее. Постмодернистские поиски в балете связаны с именами С. Пэкстона, П. Шириаши, П. Бауш, М. Эка, М. Танаки и др.

Современный балет вбирает в себя элементы танцевальной культуры

Востока (индийский классический балет бхарат-натьям, современный —

японский танец буто), приемы пластики фольклора американских индейцев, афро-карибскую технику, регтайм.

Ироническая ритуальность современного балета основана на идее рассмотрения танца как «живого спектакля» и примера образа жизни. Достаточно вспомнить шведский спектакль постановщика Альбрехта и хореографа Мэца Эка «Жизель» на музыку Адана. Балет поставлен в совершенно новой манере хореографического языка. Пластика движений уже не характеризует героев спектакля со стороны их действий, а передает их эмоции, чувства. Внутреннее переживание совершенно не связано в данном случае с действием, воспринимаемым реально. Зрителу представляется возможность «увидеть» духовные сущности. Поэтому Жизель скорее напоминает маленькую обезьянку, чем прекрасную девушку. Она грубовата, угловата и ведет себя с детской непосредственностью, не знающей грациозности поведения, принятой большим светом. Видимая Жизель -это не девушка, а то, что составляет ее духовную сущность. Это спектакль невидимых теней человеческих душ, которые могут существовать в мире реального человека, четко сознаваться им, проживаться, чувствоваться, но оставаться невидимыми и неслышимыми. Это новое восприятие, минующие органы чувств, и осуществляемое посредством интуиции, внутреннего чутья, мысли и проживания.

Постмодернизм затронул кулинарию и моду. В «новой кухне» можно встретить не блюда с едой, а кулинарные записки, представляющие разговор о еде, блюда-абстракции. Покупая те или иные гастрономические продукты, мы все больше ловим себя на том, что нас интересует не то, для чего они предназначаются, а то, с какими ощущениями связано их потребление (хруст, запах, связанный с воспоминаниями детства или «домика в деревне», ощущение свежести и т. д.).

Проявление постмодернизма в художественной культуре второй половины XX века обусловлено неклассическими идеями в эстетике и требует внесения корректив. Если классическая эстетика изучала искусство с позиций его феноменальности, то неклассическая эстетика обнаружила возможность ноуменального в искусстве.

Искусство второй половины XX века очень разнообразно и многолико, но в его недрах уже вызревает и четко обозначается новый стиль эпохи, ориентированный на создание нового коммуникативно-художественного языка, представленного не только новыми законами организации, но и новыми понятиями и категориями. Идет поиск законченной формы универсального языка человечества, понятного всем и обладающего виртуозными возможностями для передачи таких смыслов, о которых человечество еще просто не говорило само с собой. Поэтому необходимо и обновление эстетической науки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: