Классическая и постнекпассическая эстетика

Таблица

№ п/п Классическая эстетика Постнекпассическая эстетика
     
  Стиль как состояние устойчивости, повторяемости, признанности канона Стиль как отсутствие стиля, эклектика разрозненных черт разных стилей
  Основой произведения искусства является художественный образ, воплощающий определенное содержание через конкретную форму Произведение искусства строится на игре разных смыслов, в его основе нет ничего постоянного, образ - только иллюзия, замененная симулякром - его двойником
  Искусство рассматривается как система, обладающая морфологией, где виды искусства различаются по средствам выразительности, способу создания и восприятия В основе морфологического деления искусства на виды лежит принцип сложного интеллектуального смыслопорож-дения
  Искусство в культуре локально и существует в виде социального явления, культурного феномена Искусство в культуре тотально, все может быть искусством, и в то же время им не являться. Искусство есть антиискусство
  Автор является создателем произведения искусства. Задача исполнителя или интерпретатора максимально передать исполняемое произведение, донести авторскую мысль до зрителя в неизменном виде Разрушения связи создания произведения автором: есть или только автор без произведения, или только произведение без автора. И интерпретатор, и зритель становятся соавторами и могут активно менять первоначальный замысел
  Произведение искусства рассматривается как результат завершенного действия, т. е. как ставшее раз и навсегда. Есть шедевры - идеальные образцы высокого искусства, которые необходимо сохранять Произведение рассматривается как процесс, самодинамика, процесс, не обладающий устойчивыми содержанием и формой, не содержащий художественного образа. Шедевров нет. Музейные экспонаты лишены процессуальное™ и поэтому не представляют ценности
  Искусство воплощает в себе принцип порядка и гармонии мира, создаваемый человеком по своим законам Искусство воплощает принцип хаоса мира, нарушение гармонии, проявляемое в понятии деконструкции
  Сущность искусства - красота, которая считается главной ценностью произведения искусства В произведении искусства ценно не красота, а только то воздействие, которое может возникнуть, в принципе, от чего угодно
  Искусство существует как самостоятельное явление, но рассматриваемое как посредник, осуществляющий связь мира и человека Искусством может быть сам человек, только мир вне человека или только отношение между миром и человеком

Окончание таблицы

     
  Оптимизм и пессимизм как два полюса художественного восприятия и отношения к миру, воспринимаемому через представление об идеальной красоте *1ронизм по отношению к воспринимаемому
  <ультурность истоков искусства Транскультурность искусства
  !Для искусствоведения характерен формальный анализ, описание того, как сделано данное произведение, интерес к художественному творчеству Характерен интертекстуальный анализ, т. е. именно то, что связано именно с таким, а не иным воздействием. Интерес к прочтению того, что уже было написано ранее
  Стремление к рациональности и законности формообразования Случайность и иррациональность формообразования (магичность)
  Творчество - осознанный, контролируемый, направляемый, предсказуемый процесс создания чего-либо принципиально нового, принципиально значимого для человечества Творческий процесс непредсказуем, слабоосознаваем, случаен и не всегда связан с созданием принципиально нового и особо значимого
  Строится на признании существования идеала как основного критерия восприятия прекрасного Строится на признании отсутствия идеала как критерия восприятия и оценки
  Эстетическое отношение - результат рационально-логического соотношения чувственно воспринимаемого с желаемым Эстетическое отношение - результат степени чувственности вне рациональных критериев (эстетика извращения)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: