Таблица
№ п/п | Классическая эстетика | Постнекпассическая эстетика |
Стиль как состояние устойчивости, повторяемости, признанности канона | Стиль как отсутствие стиля, эклектика разрозненных черт разных стилей | |
Основой произведения искусства является художественный образ, воплощающий определенное содержание через конкретную форму | Произведение искусства строится на игре разных смыслов, в его основе нет ничего постоянного, образ - только иллюзия, замененная симулякром - его двойником | |
Искусство рассматривается как система, обладающая морфологией, где виды искусства различаются по средствам выразительности, способу создания и восприятия | В основе морфологического деления искусства на виды лежит принцип сложного интеллектуального смыслопорож-дения | |
Искусство в культуре локально и существует в виде социального явления, культурного феномена | Искусство в культуре тотально, все может быть искусством, и в то же время им не являться. Искусство есть антиискусство | |
Автор является создателем произведения искусства. Задача исполнителя или интерпретатора максимально передать исполняемое произведение, донести авторскую мысль до зрителя в неизменном виде | Разрушения связи создания произведения автором: есть или только автор без произведения, или только произведение без автора. И интерпретатор, и зритель становятся соавторами и могут активно менять первоначальный замысел | |
Произведение искусства рассматривается как результат завершенного действия, т. е. как ставшее раз и навсегда. Есть шедевры - идеальные образцы высокого искусства, которые необходимо сохранять | Произведение рассматривается как процесс, самодинамика, процесс, не обладающий устойчивыми содержанием и формой, не содержащий художественного образа. Шедевров нет. Музейные экспонаты лишены процессуальное™ и поэтому не представляют ценности | |
Искусство воплощает в себе принцип порядка и гармонии мира, создаваемый человеком по своим законам | Искусство воплощает принцип хаоса мира, нарушение гармонии, проявляемое в понятии деконструкции | |
Сущность искусства - красота, которая считается главной ценностью произведения искусства | В произведении искусства ценно не красота, а только то воздействие, которое может возникнуть, в принципе, от чего угодно | |
Искусство существует как самостоятельное явление, но рассматриваемое как посредник, осуществляющий связь мира и человека | Искусством может быть сам человек, только мир вне человека или только отношение между миром и человеком |
Окончание таблицы
Оптимизм и пессимизм как два полюса художественного восприятия и отношения к миру, воспринимаемому через представление об идеальной красоте | *1ронизм по отношению к воспринимаемому | |
<ультурность истоков искусства | Транскультурность искусства | |
!Для искусствоведения характерен формальный анализ, описание того, как сделано данное произведение, интерес к художественному творчеству | Характерен интертекстуальный анализ, т. е. именно то, что связано именно с таким, а не иным воздействием. Интерес к прочтению того, что уже было написано ранее | |
Стремление к рациональности и законности формообразования | Случайность и иррациональность формообразования (магичность) | |
Творчество - осознанный, контролируемый, направляемый, предсказуемый процесс создания чего-либо принципиально нового, принципиально значимого для человечества | Творческий процесс непредсказуем, слабоосознаваем, случаен и не всегда связан с созданием принципиально нового и особо значимого | |
Строится на признании существования идеала как основного критерия восприятия прекрасного | Строится на признании отсутствия идеала как критерия восприятия и оценки | |
Эстетическое отношение - результат рационально-логического соотношения чувственно воспринимаемого с желаемым | Эстетическое отношение - результат степени чувственности вне рациональных критериев (эстетика извращения) |