чиванием смысла и предполагает высокое развитие интеллекта, широту взглядов, смелость мысли не только у автора, но и у окружающих.
Об остроумии писалось много. Интересные мысли о нем высказывали Жан Поль, И. Кант, А. Шопенгауэр, Р. Циммерман, Ф- Фишер. Чуть ли не главный признак остроты заключается в легкости процесса ее рождения, ведь она есть игра ума, в ней не должно быть и следа усилия. Острота, кроме того, должна отличаться меткостью и краткостью. Как-то А. Н. Апухтин в сутолоке и совершенно непроизвольно наступил на ногу человеку, от неожиданности закричавшему: «Дурак!» «А я - Апухтин», - сказал знаменитый поэт, вежливо приподнимая шляпу...
Остроумие может проявляться и в форме каламбура - игры слов, оборота речи, шутки, основанной на комическом обыгрывании звукового сходства слов или словосочетаний. Большим мастером каламбура был, как известно, Г. Г. Нейгауз. Рассказывают, что после выступления на Втором международном конкурсе имени П. И. Чайковского замечательного английского пианиста Джона Огдона, разделившего первую премию с В. Ашкенази и сыгравшего не вполне удачно первую часть Большой сонаты Чайковского, но зато совершенно гениально «Виселицу» из «Ночного Гаспара» Равеля, Нейгауз не удержался и изрек каламбур: «Он заслужил сонатой виселицу, а «Виселицей» - рай».
|
|
В отличие от остроты, ирония проявляется не в открытом переворачивании смысла, а в сохранении двойного смысла (однако в противовес лукавству или простому обману, скрытый в иронии смысл все же предполагается доступным для воспринимающего). Ирония есть хула под маской одобрения. Она бывает злее остроты и часто безжалостно бичует недостатки. Примером ироничной эпиграммы может служить следующее четверостишие А. С. Пушкина:
Полу-милорд, полу-купец, Полу-мудрец, полу-невежда, Полу-подлец, но есть надежда, Что будет полным наконец.
П
_________________ Наиболее общие категории эс те тики
Комическое можно встретить практически во всех видах и жанрах искусства. Исключение составляет, пожалуй, только одна архитектура. Наиболее утонченные формы комического воплощаются в литературе, где виртуозная многоплановость смешного связана, конечно, с языком и речью. В музыке комическое обнаруживается в вокально-сценических жан-Рах_» чемУ помогает словесный текст и драматическое действие. Большим комизмом отличаются, например, романсы Даргомыжского («Червяк», «Титулярный советник») и Мусоргского («Семинарист»). Однако известными возможностями в этом плане обладает и инструментальная музыка, оперирующая своими собственными средствами. Полно комизма Копс1о а Сарпссю для фортепиано О-сЗиг ор. 129 Бетховена, которое, как известно, было «вызвано к жизни» неприятной случайностью. Бетховену попалась прекрасно сохранившаяся старинная монета, которую он хотел отнести приятелю, но потерял на улице. «Едва ли, - писал Р. Шуман, - существует что-либо более веселое, чем эта шутка: недавно, впервые играя ее, я смеялся без конца». Шуман называет и другие примеры воплощения комического в творчестве Бетховена, а также упоминает о комическом у Гайдна, Вебе-ра и других композиторов.
|
|
В скерцо своей Пасторальной симфонии Бетховен воспроизвел то, что не раз слышал в одной из гостиниц предместья Вены. Там играли деревенские музыканты, которые, по свидетельству самого композитора, находились в полудремотном состоянии и прямо во время исполнения иногда друг за другом засыпали, опуская свои инструменты. Зато, когда им удавалось очнуться, они «выдували несколько звуков наугад» и обыкновенно «верно попадали в тон». В подражание этому забавному эпизоду Бетховен написал партию фагота, состоящую только из тех звуков, которые деревенские музыканты извлекали «с большим присутствием духа» и притом только тогда, когда «они подходят».
Диапазон воплощения конфликта между реальным и должным в музыке весьма широк. Он охватывает практически все возможные проявления смешного: от легкой шутки (Пер-голези) до беззаботного веселья (Гайдн), от лукавства и озор-
Лек цня III
ства (Россини, Прокофьев) до злой иронии и т
оз, Шостакович). Комическое^ музыке м Р°ТесКа (БеРли-
нарушением устоявшейся логики разв ^ бЫТЬ связано с
мысли («нелепые» кадансыГТнелоги^Г МуЗЫкальн°й
«несуразная» инструментовка и т л > голосоведение,
зимо «фальшивой» игры, а также проя^Гет^ "'^Р*"
суматохе, чудовищных контрастах вокальной и! ПуТЙНИЦе'
ной, оркестровой ткани. инс~рументаль-
И, наконец, завершая эту тему, отметим что смех»
служил могучим оружием против отсталого Д"
омертвелого, способствовал возвышению Г °ТЖИВШего «тем, что низко, подло, уродливо!^Вслед за М^б"8 ^ "*" можем с полным основанием говорить о <™ БаХ™НЬ1м мы рактере смеха», ибо в истории культГь, он'ГерКуЛесовом х«" дал человеческое сознание^ вГ^ГаТч^Г-!0:-ных страхов, навязчивых культов, канувших в Лету авторитТ тов и кумиров. Социально-воспитательное значение комичес кого невозможно переоценить. Недаром говорят смеха бо" ится даже тот, кто вообще ничего не боится.
ЛИТЕРАТУРА
эстетической
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 25. - С. 261.
3. Евангелие от Иоанна. VIII, 32.
4. Буало Н. Поэтическое искусство. - М., 1957. - С. 78.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 1. - С. 418.
154
Л е |
ц и я IV
2. Возвышенное и низменное
У этих категорий странная «судьба». Понятие возвышенного вошло в эстетику сравнительно поздно - лишь в I веке новой эры. Пик интереса к ней и ее разработки приходятся на ХУШ-Х1Х века. В этот период возвышенному посвящены многие и порой лучшие страницы в трудах классиков мировой эстетической мысли, таких как Винкельман, Гердер, Дидро, Гёте, Шиллер, Кант, Гегель, Белинский, Чернышевский. В эстетике XX века интерес к этой категории заметно угасает и это при том, что со страниц и полотен лучших образцов мировой художественной культуры не сходят возвышенные образы, а способность с благоговейным трепетом и почтением склоняться перед высоким, несмотря ни на что, продолжает считаться одним из наиболее существенных проявлений человеческого духа.
В эстетике Древней Греции категория возвышенного, по-видимому, не разрабатывалась. До нас дошли лишь теоретические представления древнегреческих авторов о прекрасном и безобразном, трагическом и комическом. Возвышенное впервые упоминается на закате Античности в трактате «О высоком», который был создан Цедилием - знаменитым ритором времен римского императора Августа в I веке новой эры. Сочинение Цецилия, к сожалению, не сохранилось, но его содержание отражено в другом трактате (с тем же названием), который долгое время ошибочно приписывался Кассию Лонгину (III век новой эры), затем - Дионисию Галикарнас-скому, Плутарху и Гермагору. Вопрос об авторстве до сих пор остается открытым и создатель трактата вошел в историю под условным именем Псевдо-Лонгин.
|
|
У Цецилия возвышенное трактовалось, главным образом, как особый^стиль ораторской речи. В этом подходе просматривается характерная античная традиция, в соответствии с которой эстетические категории анализировались не абстрактно, а в тесной связи с художественной практикой: трагическое - на материале античной трагедии, а возвышенное - с
Лек ция IV
_____________________ * 1/(/
опорой на ораторское искусство, достигшее к тому времени своего расцвета. Возвышенное, по Цецилию, обладает огромной впечатляющей силой. Оно восхищает и потрясает. Автором разбирались технические приемы красноречия, посредством которых у слушателей целенаправленно формируется ощущение возвышенности и благоговения.
Этот же подход сохраняется и у Псевдо-Лонгина. Возвышенное - предмет всеобщего удивления и восхищения. Его важная особенность - «общезначимость». Если все слушатели одновременно потрясены одним и тем же местом речи, то это служит верным и неоспоримым доказательством «присутствия великого и чудесного».'Возвышенные идеи могут выражаться не только с помощью слов, но также многозначительной паузой или выразительным жестом: так, Аякс\ на мольбу проникшего в потусторонний мир Одиссея «гнев изгнать из великого сердца» ответил молчанием и «за другими тенями мрачно пошел», а одного движения бровей Зевса было достаточно, чтобы весь Олимп пришел в смятение и содрогнулся от ужаса.
Вместе с тем у Псевдо-Лонгина мы находим первую попытку выйти за рамки учения об ораторском искусстве и рассмотреть «высокое» как явление окружающей действительности. Автор не стремится определить, что такое возвышенное, но поясняет его примерами. Возвышенное может проявиться как «отголосок душевного величия». Его источник в человеческом обществе - сильная страсть или дерзкая мысль. В природе - это количественно огромное, грозное, страшное. Возвышенное настроение мы испытываем, созерцая большие реки, море, небесные светила, извержение огнедышащих гор.
|
|
Сочинения Цецилия и Псевдо-Лонгина оказали значительное влияние на дальнейшее развитие эстетической мысли. Трактовка возвышенного как особого стиля ораторской речи отчасти сохранилась даже в эстетике Ренессанса, а Просвещение в Англии (Поп, Бёрк), Германии (Винкельман) и классическая немецкая философия (Кант) нередко опирались на представление о том, что возвышенное потрясает и внушает страх.
Наиболее общие категории эс тетики Формирование феодальных отношений в Европе сопровождалось сменой общественных идеалов и было связано с распадом гармоничного человека Античности, абстрагированием от него всей человеческой красоты и мощи в пользу Бога Достаточно сравнить прекрасную скульптуру греков и величественные соборы Средневековья, чтобы понять, что само искусство, сама художественная практика требовали от эстетической теории выдвижения на первый план иной трактовки возвышенного. Возвышенное понимается теперь как проявление божественного начала в мире. Оно связано со всем вечным, нетленным, непреходящим, а значит - с аскетической отрешенностью от всего земного, человеческого, конечного. Однако, и в произведениях этой эпохи сквозь религиозно-мистическое представление о мире прорывается понимание подлинной возвышенности деяний самого человека. В острых шпилях средневековых соборов запечатлено извечное стремление людей ко всему чистому, идеальному, возвышенному.
Прошли века и гуманисты эпохи Возрождения вновь обратились к человеку, стали славить его силу, величие и красоту. В эпоху Ренессанса практически все художники тянулись к возвышенным образам. Человек сам формирует свой облик, очищает душу от страстей и достигает гармонии внутреннего мира. Нет и не может быть границ для возможностей познания и развития титанической личности. По мнению величайшего художника и мыслителя Леона Баттиста Альберти (1404-1472), «природа сотворила человека как самое прекрасное и возвышенное существо среди всего смертного мира». А философ-гуманист Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) в своей знаменитой «Речи о достоинстве человека» утверждал, что люди обладают свободой воли и от них самих зависит, поднимутся ли они до уровня божества или «переродятся в существа низшие и неразумные». В эпоху Возрождения сформировалось понимание возвышенного как наиболее полного проявления родовой сущности человека.
В отличие от общечеловеческой направленности эстетики Возрождения Классицизм XVII века скорее был склонен к социально ограниченной трактовке этой категории. Великая
Лек ция IV
личность - наиболее полное воплощение идеалов Классициз-ма. В «Поэтическом искусстве» Н. Буало читаем:
Хотите нравиться и век не утомлять?
По нраву нам должны героя вы избрать,
С блестящей смелостью и доблестью великой,
Чтоб даже в слабостях он выглядел владыкой,
И чтобы подвиги являя нам свои,
Как Александр он был, как Цезарь, как Луи.
Человеческие пороки, слабости черни являются достоянием «низких жанров^-.комедии и сатиры. Большие страсти, страдания и несчастия великих людей (королей, полководцев, придворных) составляют предмет «высокого» жанра - трагедии. Такое деление жанров и, соответственно, изображаемых в них персонажей, стало своеобразным отражением иерархически сословного разграничения в самом феодальном обществе. Не удивительно, что просветительская эстетика XVIII века, боровшаяся с абсолютизмом, решительно отвергала теорию жанров как наиболее консервативную сторону классицистс-кой поэтики.
Просвещение призывало воспитывать человека в духе гражданских добродетелей. Искусство должно заставить полюбить добродетель и возненавидеть зло, а это возможно лишь при условии одухотворенности художественных ценностей великими идеалами. «Каждое произведение скульптуры или живописи, -по мнению Дидро, - должно быть выражением какой-либо высокой идеи, должно поучать зрителя. Без этого оно немо».
В трактате английского просветителя Эдмунда Бёрка (1729-1797) «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» возвышенное получило подробную разработку как самостоятельное эстетическое понятие. Эта книга переиздавалась каждые три года в течение 30 лет, превратившись в один из бестселлеров второй половины XVIII века. С этих пор, вплоть до начала XIX века, возвышенное получило особое распространение в эстетике.
Исследование Бёрка было написано с позиций материализма и сенсуализма. Возвышенное и прекрасное - это каче-
IV |
158_____ ^^___________ Наиболее общие категори и эстетики
ства самих тел| однако они имеют совершенно различную природу. Прекрасное характеризуется гармонией и соразмерностью, а возвышенное - необъятностью и безмерностью. Причем, наряду с явно выраженным количественным аспектом, возвышенное имеет еще одну важную особенность: оно внушает страх.
Бёрк подразделяет человеческие аффекты на относящиеся к общению и относящиеся к самосохранению. Первые (сочувствие, любовь) доставляют удовольствие и служат основой переживания красоты. Вторые (ужас, изумление, восторг) возбуждают «идеи опасности и неудовольствия» и связаны с душевным состоянием человека, воспринимающего возвышенное.
Утверждение Бёрка о том, что основу переживания возвышенного составляет чувство самосохранения, было подхвачено другими мыслителями и нашло дальнейшее развитие. Возвышенным может быть все, что имеет власть над человеком. Оно, например, широко проявляется в сфере религиозной веры. Таков образ божества (Шива, Вишну, Будда, Христос). Человек испытывает страх перед божеством, ощущает свое ничтожество, чувствует пропасть между миром земного и миром потустороннего. Таковы и земные властелины (образ фараона, феодального деспота и т. п.), которые являются «посланцами Бога на земле», вселяют в душу ощущение робости, невозможности перейти таинственную грань, отделяющую от них простого смертного. Возвышенное - это морская буря, ураган, природные катаклизмы, слепая стихия. Возвышенное - это рок, судьба, это все, что окружено ореолом загадочности. Такова и смерть - неразгаданный мрак, перед которым содрогаются самые надменные умы, несокрушимая сила, грозящая человеку ежечасно и рано или поздно обрывающая его существование.
Значительные, этапом разработки категории возвышен
ного сТалгГклассическая немецкая.философия. Общим для ее
представителей явилось убеждение в том, что сущность воз
вышенного заключается в его безграничном, бесконечном ве
личии и несоразмерности с человеческой способностью созер
цания и воображения. ""
159
По Канту, например, возвышенное есть одновременно величина экстенсивная и интенсивная.Существует математически возвышенное, охватывающее величины протяженности пространства и времени (звездное небо, океан) и динамически возвышенное, вбирающее в себя величины силы и могущества (наводнение, землетрясение, ураган). Однако, не следует заблуждаться относительно вопроса о том,.существует ли возвышенное объективно. Будучи агностиком, Кант сосредоточивался исключительно на характеристике условий его восприятия и решал проблему в субъективно-идеалистическом плане. Он нигде не утверждал, что возвышенное есть то, что несравненно велико. Он говорил лишь о следующем: то, что несравненно велико, может обсуждаться нами как возвышенное.
Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека (ибо он - существо и чувственное, и разумное)? На первом этапе восприятия возвышенного мы ощущаем себя мизерными, как существа чувственные. Зато на втором - великими, как существа разумные. Здесь сказывается духовное, нравственное превосходство человека над слепыми и подавляющими его явлениями природы. Вследствие этого нравственного характера возвышенного и его связи с идеей свободы Кант ставит эту категорию даже выше категории прекрасного.
В последующем развитии немецкой эстетики центр тяжести в понимании возвышенного был перенесен с процесса восприятия на соотношение идеи и формы ее проявления, выражаемого и выражения, то есть на объективное начало. К. Зольгер характеризует возвышенное как идею, которая не выявилась полностью и только еще «должна раскрыться», Жан Поль - как «бесконечность, взятую применительно к чувственному предмету», а Ф. Шеллинг - как «воплощение бесконечного в конечном».
ПаХег елю, во звышенно е есть «несоразмерность между еди-ничнымлвлением и выражаемой им бесконечной 1идеей>г, ибо субстанция всегда^ыше того единичного предмета, в котором она находит свою реализацию (таков, например, лев - «царь зверей», воплощение идеи могуществ а и власт и). "Диалектика
160
Наиболее общие категории эстетики
ция IV
идеи и образа состоит в том, что возвышенное есть перевес идеи над образом, тогда как комическое, напротив, - перевес образа над идеею, а прекрасное - их равновесие, их гармоническое соотношение.
Представитель революционно-демократической эстетики в России Чернышевский пришел к выводу о том, что гегелевское определение возвышенного не выдерживает критики. Возвышенное существует в природе и человеческой жизни и никак не связано с абсолютной идеей /Али с представлением о бесконечности. Кроме того, возвышенным нам представляется сам предмет, а не какие-нибудь вызываемые предметом мысли. Вот почему Чернышевский дал простое и естественное определение возвышенного, которое, как ему казалось, «вполне обнимает и достаточно объясняет» все явления, относящиеся к его области: ♦Возвышенное есть то, что гораздо больше всего, с,чем сравнивается нами».
Как видим,\ Чернышевскому не удалось избежать традиционной для этой категории абсолютизации количественной сто/юны. Он не учитывал, что необыкновенная скупость Плюшкина или чувство голода, разросшееся до неимоверных масштабов и подавившее все остальные человеческие побуждения, проявлением возвышенного считаться никак не могут. То же можно сказать и о лягушке в известной басне Крылова, которая раздулась до размеров вола, но возвышенной так и не стала. Чернышевский также недооценивал социальную основу возвышенного и неоправданно противопоставлял его прекрасному, считая, что эти эстетические явления могут быть совершенно не связанными друг с другом.
Важной особенностью представлений о возвышенном у основоположников марксизма был последовательный историзм. Возвышенное трактовалось как социальное, конкретно-историческое явление, связанное со стремлением людей к общественно значимым целям, а также с пафосом борьбы за творческое преобразование мира. При этом изображение в искусстве героев и вождей, их возвышенных характеров и деяний должно осуществляться «суровыми рембрандтовскими красками», без ложной патетики, ходульности и напыщенности. «Собственная сущность человека, - писал Энгельс, -
много величественнее и возвышеннее, чем воображаемая сущность всех возможных «богов», которые ведь представпяют собой лишь более или менее неясное и искаженное отображение самого человека» [1].
' В эстетике XX века возвышенному уделяется сравнительно небольшое внимание. Самостоятельное значение этой категории многие исследователи вообще отрицают. Так, итальянский философ Бенедетто Кроче (1866-1952) относил возвышенное к числу псевдоэстетических понятий и считал вполне достаточным сказать лишь «несколько слов, чтобы оправдать решительное изгнание его» из своей системы [2]. Объявляя несостоятельными все известные ему определения возвышенного, Кроче делает язвительное замечание, что оно представляет собой «все то, что было или будет именовать-с я так теми, кто употреблял и будет употреблять» это слово [2, с. 103]. Немногочисленные работы наших отечественных авторов 70-80-х годов затрагивают лишь частные стороны проблемы, такие, как сфера проявления возвышенного в действительности (Борев), диалектика количества и качества (Каган), особенности воплощения в различных видах искусства (Зись) и некоторые другие. А это значит, что определение возвышенного можно получить только на основе обобщения основных тенденций развития классической эстетики, имеющей непреходящую ценность для мировой культуры. Итак, что здесь особенно важно?
Ш е р в о е. Специфика категории возвышенного состоит в том, что она служит для познания явлений, превосходящих особую меру, выходящих из ряда обыденных, обыкновенных. Это - внутренняя значительность явления, нечто безмерное, чрезмерное, сверхчеловеческое в человеке (огромная сила, стойкость, непреклонность, самоотверженность, верность, постоянство). Таковы древнегреческие мифологические герои - Персей, Тесей, Геракл; таков Мцыри Лермонтова, готовый к смерти ради свободы.
Второе. Возвышенное находится в прямой связи с идеей устремленности, направленности к определенной цели, о чем свидетельствует сама этимология этого понятия. С древних времен в сознании людей укоренилась прочная ассоциа-
6 Заказ.V» 299
162 |
Наиболее общие категории эстетики
тивная связь между представлением о физическом верхе и тем, к чему люди стремятся, о чем они мечтают, а также между представлением о физическом низе и тем, от чего они хотят избавиться, что они стремятся преодолеть. На это обстоятельство обратил внимание Гердер. Движение вверх немыслимо без преодоления силы земного притяжения; оно означает устремленность к свету и солнцу и связано со свободой от власти земли, от рабской пригвожденности к низу. Живое растет и тянется вверх. Мертвое падает и погружается вниз. Боги «помещаются» на Олимпе или в небесной выси, а нечистая сила - в подземном царстве, в преисподней.
Цель есть мысленный образ следствия деятельности, а идеальная цель нередко принимает вид идеала. Следовательно, с категорией идеала в прямой связи находится и категория возвышенного. Возвышенное есть выходящее за пределы обыденного стремление к идеалу.
Из сказанного вытекает следующий вывод: возвышенное существует только в общественной жизни. Природе оно не свойственно. В природе есть огромное, гигантское, грандиозное, потрясающее, ужасное и т. п. Но в ней нет и не может быть осознанного стремления к идеалу.
Третье. Однако, цель цели рознь. И идеалы бывают
разные. ~~~ ""'"
Реальные обстоятельства выдвигают людей, которые проявляют себя в смелых замыслах, в отважных предприятиях, в самоотверженных поступках, в подвигах, стоящих иногда жизни. Обладая титаническими возможностями, эти люди поднимаются над узкими интересами своего будничного существования и возбуждают поклонение к себе окружающих. Они стремятся к радости, даруемой победой над трудностями, - той радости, которая заключается в проявлении силы и достижении цели. Герой-божество (Зевс) стремится к верховной власти, к возможности управлять всем происходящим в природе и устанавливать порядок жизни всех смертных, герой-пророк (Магомет) - к обращению людей в свою веру, герой-пастырь (Лютер) - к праведной, ведущей к спасению, жизни прихожан своей церкви, герой-завоеватель (Александр Македонский) -к покорению других народов и государств, герой-вождь (Кром-
163 |
Лекция IV
вель) - к новому устройству общественной жизни, герой-мыслитель (Бруно) - к просветлению ума всего человечества познанием истины, герой-поэт (Байрон) - к привлечению всех сердец к созданному им идеалу. Есть подвиги, совершаемые на грандиозной сцене всемирной истории. Но есть подвиги, требующие не меньше, если не больше мужества, стойкости и энергии, связанные с выполнением повседневного, скромного долга, осуществлением кропотливого, изнурительного труда, что нисколько не умаляет их нравственной ценности и эстетического величия («Голый остров» японского кинорежиссера Акира Курасавы).
Здесь обнаруживается водораздел между возвышенным и низменным. Когда мы говорим «высокие идеалы», мы, очевидно, подразумеваем, что могут существовать и какие-то иные идеалы, может быть «недостаточно высокие» или даже «низменные» (в последнем случае, разумеется, термин «идеал» используется нами весьма условно). И Яго, и Плюшкин обуреваемы всепоглощающими страстями. Но безмерная сила зависти и коварства, скупость и чудовищное корыстолюбие превращают эти образы в нечто низменное: они устремлены к узколичной, сугубо эгоистической, а не к общественно значимой цели. Бывает и так, что зло поднимается над мелочными интересами и творится в известном смысле бескорыстно. Тогда оно приобретает сверхличностный и даже вселенский масштаб (Сатана) или черты особого «мрачного величия» в трагической коллизии ложно понятого «тяжкого долга» (пушкинский Сальери, отравивший Моцарта ради спасения самого искусства).
Вывод, следовательно, таков: речь идет не об осознанном стремлении вообще, а только об осознанном стремлении к подлинным, гуманистическим, общественно значимым целям. Все это и позволяет дать следующее обобщающее определение: возвышенное - эстетическая категория для обозначения явлений, в которых в яркой, выходящей за пределы обыденного, форме выступает стремление людей к осуществлению общественно значимых, гуманистических идеалов.
Примером здесь может служить один из драматических эпизодов времен Великой Отечественной войны. В 1944 году
164
Наиболее общие катего рии эстет ики
Лекция IV
165
терпящие поражение за поражением гитлеровцы решили полностью обескровить несколько десятков детей Полоцкого детского дома, чтобы пополнить резервный запас крови в одном из военных госпиталей. Об этом стало известно партизанам; детей с неимоверными усилиями удалось вывезти и спрятать, но переправить их на большую землю возможности не было. Эту задачу принял на себя летчик Александр Мамкин, которому пришлось в ночной темноте, едва не задевая верхушки деревьев, делать несколько рейсов на небольшом самолете. Во время последнего перелета самолет был подбит, и кабина пилота загорелась. У летчика был парашют, и он мог бы спастись. Однако, и объятый пламенем, он продолжал вести самолет, чудом дотянул до «своих» и сумел так посадить машину, что ни один ребенок серьезно не пострадал. Когда к самолету подбежали люди, обугленные руки пилота продолжали сжимать штурвал. Какой удивительной силой духа обладал этот сгоревший заживо человек!
Из определения возвышенного следует, что эта эстетическая категория, как и те, что уже рассмотрены нами, имеет ценностную природу и выражает особую меру достижения свободы. Возвышенное можно обнаружить во многих областях общественной жизни, широко воплощается оно и в искусстве.
В истории художеств всегда ценилась способность возвышенного вызывать изумление своей необыкновенностью и грандиозностью, возбуждать восхищение несоизмеримостью с нашими скромными силами и возможностями, потрясать душу человека, заставлять его преклоняться перед ним. Воплощая возвышенное, искусство в качестве предмета отражения избирает такие области человеческой жизнедеятельности, которые предполагают особый масштаб проявления духовных сил, напряжения нравственной энергии, которые рождают великие деяния, героические поступки и т. п. Подавая щит идущему на войну сыну, мать-спартанка говорила: «Возвращайся со щитом или на щите», то есть победителем или убитым. Такие явления несравнимы со сферой повседневного быта, частной жизни или семейных отношений, которые не предъявляют человеку столь высоких требований. Вот почему для во-