'■'■А
площения возвышенного в искусстве так важно учитывать специфику жанра.
В архитектуре - это прежде всего храм, дворец, некрополь. Неизгладимое впечатление производит колизей или амфитеатр Флавиев в Риме, служивший для гладиаторских боев и других грандиозных зрелищ и вмещавший около 50 тысяч зрителей. В колизее собирался весь Рим и народ из отвлеченного понятия превращался в абсолютно конкретное явление: он мог видеть самого себя. Из обломков колизея было выстроено три величайших дворца, для сооружения которых оказалось достаточно части внешней стены этого гигантского амфитеатра. Поражает своей громадностью и римский пантеон. Это - величественная ротонда с огромным полусферическим куполом, символизирующим небо. Пантеон воплощал идею поклонения всем богам, которым и был посвящен. Позднее этот храм был превращен в усыпальницу выдающихся людей, как пантеон в Париже, Вестминстерское аббатство в Лондоне и др.
Одним из возвышеннейших шедевров в истории скульптуры была, очевидно, созданная Фидием статуя Зевса, которая находилась в Олимпийском храме. Сила, энергия и величие, присущие работам Фидия вообще, особенно ярко обнаружились в его Зевсе. Зевс Фидия был колоссален. Если бы он встал со своего трона, то проломил бы крышу храма, в котором был помещен. Это произведение до нас не дошло, но во времена Плиния сложилось убеждение, что ничего равного этой скульптуре существовать не может. Эпиктет упоминал о том, что человека, которому ни разу в жизни не удалось увидеть Зевса Фидия, можно считать несчастным, а Квинтилиан называл эту статую «пластическим откровением».
|
|
«Венцом современной скульптуры» в свое время называли и «Моисея» Микеланджело. Могучие руки и торс Моисея обнаруживают сверхчеловеческую силу. Кажется, что такой человек в состоянии укротить взбунтовавшуюся толпу, освободить народ от рабства, вывести его в землю обетованную и дать ему божественный закон. А над своими знаменитыми фресками в Сикстинской капелле на библейские сюжеты (сотворение мира, сотворение человека, его грехопадение и т. д.)
166 |
Наиболее общие категории_^стетики
Микеланджело работал пять лет в полном уединении, стремясь возвысить лучшие душевные качества человека. Фрески Микеланджело проникнуты высшей нравственной идеей и согреты страстью к правде и красоте.
Замечательным образцом воплощения возвышенного в живописи является картина Брюллова «Последний день Помпеи», воспевающая красоту и величие человека перед лицом превосходящей его стихии. Люди изображены в возвышенной самоотверженности и самоотречении: они гибнут, но пытаются спасти друг друга.
|
|
Если в живописи наиболее приемлемой формой воплощения возвышенного является картина, то в литературе - эпос (роман), в театре - трагедия, в музыке - опера, симфония, оратория, кантата. В литературе - это «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Дон Кихот» Сервантеса, «Собор Парижской богоматери» Гюго, в театре - «Прикованный Прометей» Эсхила (едва ли не наиболее возвышенное по своей идее произведение в искусстве слова вообще), трагедии Корнеля и Шекспира, в музыке - Торжественная месса Бетховена (которую сам автор считал своим лучшим произведением), его же Третья, Пятая, Девятая симфонии, увертюры «Кориолан», «Леонора», «Эгмонт», опера «Фиделио», «Крейцерова» соната для скрипки и фортепиано, «Аппассионата» и др. Возвышеннейшими творениями человеческого духа являются Третья симфония Скрябина, его же «Прометей» и «Поэма экстаза».
Воплощение возвышенного в художественной культуре порой сопровождается двумя крайностями: первая находит свое выражение в так называемой теории идеального героя, вторая - в теории дегероизации.
Теория идеального героя ориентирует искусство на некий абстрактный идеал, на такое конструирование художественного образа, который мог бы выступить как образец для подражания, как эталон, полностью лишенный отрицательных черт, слабостей и недостатков. Такой подход нередко приводит к неприкрытой лакировке действительности и делает создаваемые образы ходульными и декларативными.
Не секрет, что над искусством часто нависает призрак неправды: не очень красивая дама хочет, чтобы портретист
167 |
Лекция IV
придал ее чертам сходство с богиней красоты. Так поступают и все деспотические режимы. Примером может служить мрачная эпоха разгула сталинизма, сопровождавшаяся репрессиями, попранием демократических ценностей, разрывом слова и дела, лозунгов и реальности, самоуправством и произволом бюрократического аппарата. После того, как были разогнаны различные художественные объединения, товарищества и ассоциации и созданы по единому образцу новые творческие союзы, мудрейший, великий вождь и учитель, друг всех рабочих и крестьян, а заодно и всех советских физкультурников, обратился к писателям, композиторам, скульпторам и живописцам с призывом: «Пишите правду!» И некоторые из них очень старались. В результате появились «шедевры», вроде картины Гапоненко «Начальник политотдела осматривает поля», не слишком талантливые Суров, Бубеннов, Бабаевский оказались на пьедестале сталинской премии, а Ахматова, Цветаева, Хлебников и Мандельштам были вычеркнуты из искусства. Художественное творчество было ориентировано не на сущее, а на некий фантом, придуманное или предписанное будущее.
В одном из кинофильмов, представляющих культуру совсем другой страны, но также отмеченной печатью культа личности, рассказывается о том, как в целом неплохой, но не очень организованный и не очень сознательный человек попадает в здоровый трудовой коллектив и быстро меняется в лучшую сторону. В этой, пусть и не новой, теме, в общем-то, ничего из ряда вон выходящего нет. Все зависит от того, как она конкретно решается в том или ином случае. Но в этом фильме тема раскрывается в следующем сюжете.
Сцена первая. Обеденный перерыв, молодые рабочие во дворе предприятия играют в волейбол. Больше всех старается «непутевый». Появляется пожилой мастер (он же наставник молодежи) и обращается к играющим с предложением употребить свободное время с большей пользой для общества: вблизи расположена кирпичная стена, которую следовало бы разобрать. Никто из молодых рабочих не возражает, только один «непутевый», ссылаясь на предстоящие соревнования между сборными заводских цехов, считает, что было бы неплохо не-
|
|
168
Наиболее общие категории эстетики
Лекция IV
169
много потренироваться. Мастер быстро выходит из затруднительного положения: разборка стены связана с хорошей физической нагрузкой, а потому с успехом заменит любое спортивное упражнение. Этот аргумент убеждает всех.
Сцена вторая. Заводская столовая. Все обедают. Не ест только один «непутевый». «Уж не кормит ли тебя дома жена?» - высказывает предположение наставник. «Непутевый», опустив голову, вынужден признаться, что это сущая правда. Тогда старый мастер обращается к совсем еще юной девушке: «Ну, а ты? Когда ты выйдешь замуж, ты тоже будешь кормить своего мужа?» Девушка сразу же находится: «Когда я выйду замуж, - произносит она с просветленным лицом, - все люди будут питаться в общественных столовых!»
Теория дегероизации, напротив, складывалась на основе чуть ли не полного отказа от воспроизведения в искусстве положительного ге^оя. Персонажи, которые, вопреки всевластию низменного, парализующего и убивающего в человеке все возвышенное и благородное, продолжают сохранять человеческое достоинство, честность и чистоту, стали постепенно исчезать из отдельных областей искусства. Этот процесс протекал под влиянием существенных сдвигов в общественном сознании, которые были вызваны всеобщей усталостью и разочарованием, неверием в идеалы справедливости и разумной организации социальной жизни. «Писатели в последнее время забыли, что хорошие люди еще существуют», - заметил как-то Э. Хемингуэй. При этом принципиальное значение имеет еще и то, что вместе с положительным героем художественную культуру нередко покидают и подлинные духовные ценности. Речь ведь здесь не идет о тех особых случаях, когда в художественном произведении отсутствует какой бы то ни было положительный персонаж, но непременно присутствует положительный идеал (как, например, в гоголевском «Ревизоре», где, как известно, «главным действующим лицом» является смех). Речь как раз идет о такой дегероизации искусства, которая полностью вытравляет из него духовные, нравственные ценности и возвышенное содержание.
|
|
<Н измен ное__г1~»Ро ценность чрезвычайно негативная и может таить в себе серьезную угрозу для человечества, стать ис-
точником больших бедствий. Таковы фашизм, шовинизм, тирания. Совершенно очевиден также низменный характер захватнических войн. Всем «великим завоевателям» в прошлом, настоящем и будущем посвятил В. Верещагин свою картину «Апофеоз войны», на которой изображен холм, сложенный из человеческих черепов. Известно и губительное воздействие на отношения людей неутолимой "жажды обогащения; эта страсть становится порой источником всего гнусного и низменного в человеке. С необыкновенной прямотой и циничной откровенностью может проявить себя при определенных условиях извращающая сила денег. Комментируя мысль гётев-ского Мефистофеля о всевластии денег, Маркс писал: «То, что существует для меня благодаря деньгам, то, что я могу оплатить, т. е. то, что могут купить деньги, это - я сам, владелец денег. Сколь велика сила денег, столь велика и моя сила. Свойства денег суть мои - их владельца - свойства и сущностные силы. Поэтому то, что я есмь и что я в состоянии сделать, определяется отнюдь не моей индивидуальностью. Я уродлив, но я могу купить себе красивейшую женщину. Значит, я не уродлив, ибо действие уродства, его отпугивающая сила сводится на нет деньгами. Пусть я - по своей индивидуальности
- хромой, но деньги добывают мне 24 ноги; значит, я не хро
мой. Я плохой, нечестный, бессовестный, скудоумный человек,
но деньги в почете, а значит, в почете и их владелец. Ден ьги
являются высшим благом - значит, хорош и их владелец.
Деньги, кроме того, избавляют меня от труда быть нечестным,
- поэтому заранее считается, что я честен. Я скудоумен, но
деньги - реальный ум всех вещей, - как же может быть ску
доумен их владелец? К тому же он может купить себе людей
блестящего ума, а тот, кто имеет власть над людьми блестяще
го ума, разве не умнее их? И разве я, который с помощью денег
способен получить все, чего жаждет человеческое сердце, разве
я не обладаю всеми человеческими способностями? Итак, раз
ве мои деньги не превращают мою немощь в ее прямую про
тивоположность?» [3].
В заключение коснемся еще одной немаловажной детали. Каждому из нас, очевидно, известны примеры такого воплощения низменного в современном искусстве, когда оно фактичес-
170 |
Наиболее общие категории эстетики
ки трактуется как основное, изначальное и неотъемлемое свойство человеческой природы. В этом случае мы имеем дело не столько с отрицанием низменного, сколько с эстетизацией его. Вместе с тем в художественной практике человечества издавна существует и продолжает развиваться прямо противоположная тенденция, когда отражение духовной нищеты, подлости, предательства, цинизма, стяжательства и жестокости, а также других низменных сторон человеческой натуры сопровождается их разоблачением и отрицанием с позиций высоких общественных идеалов. Примером здесь может служить отрывок из поэмы А. Вознесенского «Оза», где в диалоге автора с вороном развенчиваются скептицизм и мещанство. Птица бросает лишь односложные реплики и только в конце разражается более или менее пространной тирадой. Заключает отрывок поэт.
В час отлива возле чайной
я лежал в ночи печальной, Говорил друзьям об Озе и величье бытия, но внезапно черный ворон
примешался к разговорам, вспыхнув синими очами,
он сказал: «А на фига?!»
Я вскричал: «Мне жаль вас, птица, человеком вам родиться б,
счастье высшее - трудиться, полпланеты раскроя...» Он сказал: «А на фига?!»
«Будешь ты - великий ментор, бог машин, экспериментов,
будешь бронзой монументов
знаменит во все края...» Он сказал: «А на фига?!»
«Уничтожив олигархов,
ты настроишь агрегатов,
демократией заменишь короля и холуя...» Он сказал: «А на фига?!»
171 |
Лекция IV
Я сказал: «А хочешь - будешь
спать в заброшенной избушке, утром пальчики девичьи
будут класть на губы вишни,
глушь такая, что не слышна ни хвала и ни хула...»
Он ответил: «Все - мура,
раб стандарта, царь природы,
ты свободен без свободы,
ты летишь в автомашине,
но машина - без руля...
Оза, Роза ли, стервоза -
как скучны метаморфозы,
в ящик рано или поздно... Жизнь была - а на фига?!»
Как сказать ему, подонку,
что живем не чтоб подохнуть, -
чтоб губами тронуть чудо
поцелуя и ручья!
Чудо жить — необъяснимо.
Кто не жил - что спорить с ними?!
Можно бы - да на фига?
ЛИТЕРАТУРА
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 1. - С. 593-594.
2. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингви
стика. - Ч. 1. - М., 1920. - С. 99.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 42. - С. 148.
172
Лекция V
3. Прекрасное и безобразное
Во все времена и во всех философских системах прекрасное рассматривалось как категория, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Особую роль в процессе становления и развития представлений о красоте сыграла эпоха Античности, где в зародыше сформировались практически все позднейшие типы мировоззрений. Античной философией обычно называют совокупность философских учений, существовавших в древнегреческом, эллинистическом и древнеримском обществах с конца VII века до н. э. вплоть до VI века н. э. «Несмотря на длительность этого периода, обнимающего свыше тысячи лет интенсивного развития, - писал видный специалист по истории философии, теории и истории логики, эстетики и литературоведения Валентин Фердинандович Асмус (1894-1975), - существуют веские основания рассматривать античную философию как единое и своеобразное, хотя отнюдь не изолированное явление в развитии философского сознания человечества» [1].
Первоисточником греческой (индийской, китайской и всякой другой) философии была мифология и, главным образом, космогонические идеи о происхождении Вселенной. В мифах, повествующих о богах и их борьбе между собой, воплощались представления людей о возникновении и эволюции мира. В центре внимания всей философии досократиков (так в историко-философской литературе называют ранних греческих мыслителей VI—V веков до н. э., не затронутых влиянием сократической традиции) - космос, понимаемый как живой организм, либо как вселенское ремесленно-художественное произведение, либо - у пифагорейцев - на основе числовых моделей.
Пифагореизм - одно из самых влиятельных направлений в античной философии, в истории которого выделяются древний период (последняя четверть VI - середина IV веков до н. э.), период соединения пифагорейства с платонизмом в Древней Академии (IV век до н. э.), эллинистический пифагореизм, представленный псевдопифагорейскими трактатами (IV-
173 |
Лекция V
I века до н. э.) и неопифагореизм (с I века н. э.). Это учение получило свое название от имени знаменитого древнегреческого философа и математика, основателя свободной религиозной общины Пифагора Самосского (вторая половина VI века - начало V века до н. э.), исходившего из представлений о числе как об основном принципе всего сущего.
Пифагорейцы пытались прежде всего осмыслить количественную сторону мирового устройства. Космос, душа, добро, красота - все это в качестве единой основы имеет некое числовое устроение. Гиппас и Архит, заложившие основы музыкальной акустики и использовавшие в своих опытах металлические пластины и сосуды, частично наполненные водой, открыли закон, согласно которому высота музыкального тона находится в определенной зависимости от длины звучащей струны. Руководствуясь раскрытыми числовыми отношениями как законом, они смогли объяснить основные различия между интервалами, дать их строгие количественные характеристики.
По свидетельству Аристотеля, пифагорейцы, придававшие музыкальному искусству универсальное значение, распространяли законы взаимоотношения тонов на все мироздание в целом и создали оригинальное учение о так называемой гармонии сфер. В их воображении космос - колоссальный музыкальный инструмент. «Необыкновенный по силе звук» космической музыки обусловлен движением небесных светил, взаимно расположенных в такой же пропорции, что и интервалы между элементами звукоряда. Причиной же того, что мы не слышим музыки мироздания, является ее беспрерывное звучание, вследствие чего люди, привыкнув к ней, якобы перестают ее замечать.
Отождествляя гармонию, совершенство и красоту, пифагорейцы подчеркивали их диалектический характер. Подобно тому, как «одно и многое», «четное и нечетное», «конечное и бесконечное» сочетаются между собой, гармонию (и красоту) образует «согласие несогласных». Для Пифагора и его школы, как и для древнейшего эстетического сознания вообще, не существовало сомнений в объективности прекрасного, которое мыслилось как неотъемлемое свойство предметного мира.
174 |
Наиболее общие категории эстетики
Материалист ионийской школы Гераклит из Эфеса (родился около 540 года до н. э.; дата смерти неизвестна) - первый греческий философ, вышедший за рамки чисто натурфилософских построений мистики чисел и религиозно-этических исканий и попытавшийся определить диалектику как единую объективно-логическую закономерность, лежащую в основе всякого процесса и состояния, разработать элементарную теорию познания и использовать полученные общефилософские выводы для объяснения ряда частных (в том числе и эстетических) проблем своей эпохи.
Диалектика Гераклита - это концепция непрерывного изменения, ассоциирующегося со знаменитым образом реки, в которую нельзя войти дважды. «Прекраснейший строй мира», «прекраснейшая гармония» являются результатом единства и борьбы противоположностей. Прекрасное объективно. Основа красоты - гармония. Гераклит говорил также об относительности прекрасного: «Самая прекрасная обезьяна безобразна по сравнению с родом людей», но и самый красивый человек в соотношении с Богом - обезьяна.
Обращает на себя внимание тот удивительный факт, что учение Гераклита об относительности прекрасного не вступает в противоречие с его представлениями об объективности красоты. Относительность прекрасного, по Гераклиту, обусловлена принадлежностью предметов и явлений к разным родам. Поэтому дело обстоит совсем не так, что их эстетические свойства зависят, якобы, от нашего сознания (захотел я мысленно соотнести человека с обезьяной, и он «стал» красивым, захотел - связал с Богом, и он «стал» безобразным). Речь^идет именно о том, что независимо от моего сознания человек прекрасен в одном отношении, и, одновременно с этим, безобразен в другом. Как видим, представления, согласно которым древняя философия, якобы, наивна, недостаточно критична и рефлексивна, совершенно не соответствуют действительности. Она далеко не так проста, как может показаться с первого взгляда. Во всяком случае она в определенном отношении даже менее наивна, чем некоторые из архисовременных философских систем. Недаром уже Фалес Милетский (640-562 до н. э.) -основатель первой философской школы в Древней Греции -
175 |
Лекция V
приобрел славу одного из семи мудрецов Плутарха после того, как выдвинул оригинальные идеи о мировой душе и материальной первооснове мироздания, удачно предсказал солнечное затмение в 585 году до Рождества Христова, установил продолжительность года в 365 дней и первый сумел вписать равносторонний треугольник в круг. А Эмпедокл из Акрага-ита (490-430 до н. э.), который умер, бросившись в жерло вулкана Этна, чтобы его чтили как бога, и учение которого о гармонии имеет особое значение для эстетики, высказал гениальную догадку о том, что свету требуется некоторое время для распространения (даже Аристотель считал это мнение ошибочным). Эмпедоклу же принадлежит идея выживаемости биологических видов, в которой не трудно увидеть зачатки теории естественного отбора.
В середине V века до н. э. из сицилийской школы красноречия, основанной Эмпедоклом, вышли получившие философское образование мыслители, за которыми закрепилось прозвище «софистов». Они часто появлялись в Афинах, где выступали с публичными лекциями, привлекая многочисленных слушателей и учеников. Техника обучения, которую применяли Протагор, Горгий, Гиппий, Продик и другие софисты, требовала виртуозного развития способностей к доказательству или опровержению любых положений. Они брались научить обращавшегося к ним человека аргументировано защитить любую точку зрения. Основой обучения служило представление софистов об отсутствии незыблемых ценностей и объективной истины. Оппозиция софистике развивалась в Академии Платона и в Ли-кее Аристотеля, деятельность которых была подготовлена коренным переворотом в истории античной эстетики, связанным с жизнью и учением знаменитого афинского философа Сократа.
Сократ (470-399 до н. э.) никогда ничего не писал. Он развивал свое учение в устной форме и оно стало известно нам в изложении Платона и Ксенофонта. Благодаря теоретическому наследию своего ученика Платона, Сократ остался в памяти последующих поколений как честный и независимый мыслитель, бескорыстный искатель истины. Будучи свидетелем разложения Афинского государства, он верил в возможность реставрации его героического прошлого. В конце жиз-
176
Наиболее общие категории эстетики
Лекция V
177
ни Сократ, критиковавший все известные ему формы правления (монархию, тиранию, аристократию, плутократию, демократию), был необоснованно привлечен к суду за «введение новых божеств и развращение молодежи» и приговорен к смерти. Получив возможность спастись, Сократ отказался от побега и принял чашу с цикутой.
По своему облику Сократ не был похож на философа в традиционном понимании. Он появлялся в жалком рубище среди простого народа и в высоком собрании, большую часть времени проповедовал на улицах, площадях и в гимнастических школах, охотно общаясь с каждым, кто хотел вступить с ним в беседу. Сократ считал достойным внимания лишь чисто человеческие проблемы и не скрывал своего отрицательного отношения к натурфилософским спекуляциям предшествующей эпохи. Вместе с тем для него был неприемлем гносеологический и этический релятивизм софистов, с которыми он вел непримиримую борьбу.
Свои беседы Сократ строил в форме вопросов и ответов. Он видел свою задачу в том, чтобы, беседуя и ставя все новые и новые вопросы, побуждать других самим находить истину. Этот вид философствования получил название майевтики или буквально - повивального искусства. Широкое распространение впоследствии приобрело и понятие «сократической иронии», сущность которой состояла в том, что в начале разговора Сократ притворялся несведущим и просил собеседника просветить его, однако последовательно задаваемые вопросы в конце концов заводили самоуверенного противника в тупик, неизменно обнаруживая интеллектуальную мощь Сократа, его безусловное превосходство в споре.
В отличие от предшествующих мыслителей, Сократ мало интересовался внешним миром, космосом, всем тем, что нам противостоит. Он обращал свой взор к человеку, к его внутреннему миру и основным добродетелям, таким как умеренность, храбрость, справедливость. Выдвинутому материалистами принципу причинности он противопоставлял телеологическое миропонимание, согласно которому цель всего существующего - польза для человека. Вот почему целесообразность - основное условие прекрасного.
Мысль о том, что прекрасное и целесообразное суть одно и то же, раскрывается в весьма показательном диалоге философа с Аристиппом, который приводится Ксенофонтом в его «Воспоминаниях»:
- Так, и навозная корзина - прекрасный предмет? - спро
сил Аристипп.
- Да, клянусь Зевсом, - отвечал Сократ. - И золотой щит -
предмет безобразный, если для своего назначения первая сде
лана прекрасно, а второй дурно.
- Ты хочешь сказать, что одни и те же предметы бывают и
прекрасны и безобразны? - спросил Аристипп.
- Да, клянусь Зевсом, - отвечал Сократ, - равно как и хороши,
и дурны: часто то, что хорошо от голода, бывает дурно от лихорад
ки, и что хорошо от лихорадки, дурно от голода; часто то, что
прекрасно для бега, безобразно для борьбы, а то, что прекрасно для
борьбы, безобразно для бега, потому что все хорошо и прекрасно
по отношению к тому, для чего оно хорошо приспособлено, и, на
оборот, дурно и безобразно по отношению к тому, для чего оно
дурно приспособлено» (цит. по кн.: [2]).
В утверждении Сократа о единстве добра и красоты, красоты и пользы в неявном виде содержится догадка о том, что эстетическое представляет собой общественную ценность. Сократ хорошо понимал неразрывную связь прекрасного с человеком. Однако в решении вопроса об относительности красоты он явно уступал Гераклиту. Если относительность прекрасного определяется теми целями, которые ставит человек, положение об объективности эстетических свойств тут же лишается всякого смысла. Ведь цель цели рознь и далеко не всякое средство, способствующее достижению цели, может претендовать на то, чтобы быть носителем положительной эстетической ценности (таковы, например, концентрационные лагеря, крематории, «душегубки», всевозможные орудия пыток, исправно служившие гитлеровцам в их стремлении достичь своих человеконенавистнических целей). Все это и дает основание утверждать, что в трактовке прекрасного у Сократа обнаруживается склонность к субъективизму и релятивизму.
178 |
и |
Наиболее общие категории эстетик
Платон Афинский (427-347 до н. э.), переработав в объективно-идеалистическом духе учение Сократа, основал одно из самых влиятельных направлений в истории философии -платонизм. Нисколько не сомневаясь в существовании мира вещей, которые нас окружают, Платон, тем не менее, не считал этот мир первичным. Бытие, по Платону, есть совокупность идей - умопостигаемых сущностей, отражением которых и является все многообразие вещественного мира. Греческое слово 1б"га означает вид, наружность, род, образ. У Анаксагора и Демокрита этот термин употреблялся для обозначения материальной сущности всех вещей (Демокрит, например, называл атомы идеями или неделимыми умопостигаемыми формами). Для Платона идеи - это идеальные сущности, которые образуют подлинно объективную реальность, находящуюся вне конкретных вещей и явлений. Условно говоря, платоновская идея - это понятие, концентрирующее в себе в обобщенной форме все то, что делает предмет таковым, что объединяет его с другими предметами данного рода. Вместе с тем, это - не голая абстракция. Идея Платона как бы вбирает в себя элемент представления, частицу специфически античной телесности; это - своеобразный «контур», форма, абстрагированная от вещи идеальная оболочка.
Будучи восторженным учеником Сократа, Платон часто делал его участником своих философских диалогов. Устами Сократа Платон излагал и свое учение о красоте. В диалоге «Гиппий Больший» платоновский Сократ просит софиста Гиппия научить его, как вести спор с человеком, который, якобы, будет расспрашивать его о том, что такое прекрасное. Вконец растерявшийся и запутавшийся Гиппий приходит к выводу о том, что прекрасного в окружающем нас мире нет. Он вынужден признать, что отдельные вещи и живые существа не обладают подлинной красотой. Красота девушки, лошади, лиры или горшка весьма относительна. Не является бесспорно прекрасным и золото, которое «красит все прочее, к чему только присоединится», поскольку в определенной ситуации его превосходит слоновая кость, обыкновенный камень или смоковничное дерево. Ответ на вопрос о том, что же такое прекрасное, мы нахо-