312
Морфология искусе
тва
Лекция IX
313
Этот единый поток включает в себя две стороны: первая охватывает искусство в целом и другие сферы человеческой |
предполагает анализ художественных явлений, существующих параллельно, одновременно, в рамках одной и той же эпохи, то есть главным образом в пространственной перспективе. Его задача - представить все формы искусства как одновременно существующие^
Своеобразие этих подходов помогает осмыслить простая метафора. Представим себе искусство в образе обыкновенного дерева. Диахронический, процессуальный подход дает возможность поэтапного рассмотрения отдельных частей дерева, при котором наш взгляд последовательно переходит от корней к мощному стволу и далее к разветвленной и пышной кроне. Другое дело, если мы увидим дерево сверху. Условно говоря, это будет синхронический подход. Он дает возможность нашему воображению представить все части дерева одновременно, в «свернутом виде», воспринимать сразу и листву, и ветви, и проступающие сквозь них торец ствола и корневую систему.
Результаты нашего наблюдения будут совсем иными, если объектом анализа в одном случае станет молодое, неокрепшее растение, а в другом - могучее и полностью развернувшееся. Целостное представление о развивающейся системе могут дать только диахронический и синхронический подходы в их единстве. Делавшиеся неоднократно попытки представить мир искусства как раз и навсегда данную систему видов, например, в форме своеобразной «Таблицы Менделеева», потерпели полный крах. И это закономерно. Подобную таблицу создать невозможно: каждая из ступеней единой линии развития образует новую структуру. Корневая система, ствол и крона претерпевают существенные изменения.[Система искусства имеет конкретно-исторический характер.]
На этом мы завершаем описание методологических основ морфологического изучения художественных структур и переходим к рассмотрению процесса дифференциации и интеграции искусства. Это означает, что в исследовании закономерностей существования и развития художественных явлении мы будем использовать по преимуществу диахронический (или исторический) подход. Когда же придет пора представить искусство как систему одновременно существующих
классов, семейств, видов, разновидностей, родов и жанров (этому будет посвящена десятая лекция цикла), нами будет применяться по преимуществу синхронический (или логический) подход.
1.2. Дифференциация и интеграция искусств
В этом разделе лекции нам предстоит рассмотреть закономерности:
- формирования художественной деятельности как дея
тельности синкретической;
- процесса дифференциации изначального синкретизма и
образования самостоятельных (гомогенных, одноэлементных)
художественных структур;
- процесса интеграции, то есть образования многоэлемен
тных (гетерогенных) художественных структур в результате
скрещения структур гомогенных;
- рождения новых художественных образований на высо
ких ступенях развития искусства и отмирание некоторых ста
рых форм творчества.
Отправным моментом для нас будет служить представление о трех взаимосвязанных формах существования художественных структур (синкретических, дифференцированных и синтетических) и двух встречных тенденциях, характеризующих их развитие (от исходного синкретизма - к дифференцированным образованиям; и от них - к синтезированным гетерогенным структурам).
314
Морфология иск усств
Лекция IX
315
деятельности (дифференциация и интеграция пронизывают их взаимоотношения), а вторая представляет собой жанро-родо-видовое членение и образование новых синтезированных форм внутри самого искусства. Речь, таким образом, идет о человеческой деятельности в целом как о некой метасистеме, с одной стороны, и об искусстве (то есть о художественной деятельности) как о системе, входящей в вышеназванную метасистему и имеющей, в свою очередь, внутреннее членение - с другой.
\ |
Изначально границы между художественной и нехудожественной сферами человеческой деятельности были весьма неопределенными, разные способы практически-духовного освоения мира находились в «диффузном» состоянии. Древние танцы и пантомимы жили в лоне магического обряда, сказания и легенды были мифами, то есть религиозными представлениями, выступающими в образной форме, песни вплетались в трудовые процессы, художественными элементами сопровождалось изготовление всевозможных утилитарных изделий -бытовой утвари, оружия и т. п.
/' Одновременно с этим сама художественная деятельность \' не имела четкой жанро-родо-видовой структуры: словесное не отделялось от музыкального, эпическое от лирического, мифологическое от бытового. Подобно тому, как в борьбе со зверем первобытный охотник использовал и руку, и палку, и зубы, и камень, подобно тому, как в общении с другими людьми он использовал и слово, и крик, и жест, так и в первых опытах художественного творчества он оперировал и словесными, и музыкальными, и танцевальными, и пантомимическими, и графическими, и живописными, и скульптурными средствами. В ход было пущено все: танец, пантомима, пение, звучание инструментов, раскраска тела, украшение его всевозможными ожерельями, браслетами, подвесками. Использовались замысловатые прически и головные уборы, актерские действия и скульптурные маски, короче говоря - все доступные на данной ступени развития общества средства и способы художественной деятельности.
Однако уже с самых первых шагов давали о себе знать две существенно различные возможности: либо употреблялись
средства воплощения, которыми обладал сам человек (движения тела, звуки голоса), либо природные средства, внешние для человека (камень, кость, дерево, глина, естественные красители и т. д.). В результате плоды творчества в одном случае могли носить процессуально-динамический характер, а в другом - были неподвижны, статичны. Так, в развитии искусства образовались два «пучка»,/два «куста» или «комплекса»: мусический, вобравший в се&я древнейшие формы ело- ' весного, муТШк^ЯШого, танцевального и актерского творчества, и технический, объединивший древнейшие формы прикладного искусства, архитектуры, скульптуры, живописи и графики. Границы между ними были весьма условны, "и ~кГтому же в каждом из «пучков» со временем наметились два неодинаковых русла. Первое русло пробивало себе народное творчество -художественная деятельность народных умельцев, создающих ценности, связанные с народным бытом, а второе - профессиональное (или «ученое») искусство, то есть художественная деятельность людей, для которых искусство становится профессией (бродячие скоморохи, танцоры, фокусники и певцы)Л Исторически профессиональное искусство и фольклор (народное творчество) оказались в неравном положении. Фольклор был жестко ограничен косными, малоподвижными условиями жизни, тогда как профессиональное искусство начало довольно быстро развиваться, открывая новые выразительные средства, новые способы художественного освоения мира. Естественным следствием этого явилось то, что язык профессионального искусства все дальше уходил от языка народного творчества. И здесь человечество столкнулось с удивительным парадоксом: традиционализм, консерватизм, вековая устойчивость фольклора, казалось бы, должны были бы дать отрицательные эстетические последствия, однако проявился совершенно противоположный, положительный эффект. Ведь фольклорные формы просеиваются через «сито» эстетического опыта многих и многих поколений. Благодаря этому подавляющее большинство произведений фольклора обладает высокой художественной ценностью, тогда как в профессиональном искусстве художественное совершенство встречается достаточно редко.
Морфология исК усптп.
Лекция IX
317
технический комплекс |
мусический комплекс |
Фольклор упорно сохранял свойственный первобытному искусству двухплановый синкретизм.
дожественные структуры, а танцевально-актерские - в танцевальные и актерские.