Заказ № 299 17 страница


312


Морфология искусе


тва


Лекция IX


313



           
 
 
   
 
   

Этот единый поток включает в себя две стороны: первая охватывает искусство в целом и другие сферы человеческой

предполагает анализ художественных явлений, существующих параллельно, одновременно, в рамках одной и той же эпохи, то есть главным образом в пространственной перспективе. Его задача - представить все формы искусства как одновременно существующие^

Своеобразие этих подходов помогает осмыслить простая метафора. Представим себе искусство в образе обыкновенно­го дерева. Диахронический, процессуальный подход дает воз­можность поэтапного рассмотрения отдельных частей дерева, при котором наш взгляд последовательно переходит от кор­ней к мощному стволу и далее к разветвленной и пышной кроне. Другое дело, если мы увидим дерево сверху. Условно говоря, это будет синхронический подход. Он дает возмож­ность нашему воображению представить все части дерева од­новременно, в «свернутом виде», воспринимать сразу и ли­ству, и ветви, и проступающие сквозь них торец ствола и кор­невую систему.

Результаты нашего наблюдения будут совсем иными, если объектом анализа в одном случае станет молодое, неокреп­шее растение, а в другом - могучее и полностью развернувше­еся. Целостное представление о развивающейся системе мо­гут дать только диахронический и синхронический подходы в их единстве. Делавшиеся неоднократно попытки предста­вить мир искусства как раз и навсегда данную систему видов, например, в форме своеобразной «Таблицы Менделеева», по­терпели полный крах. И это закономерно. Подобную таблицу создать невозможно: каждая из ступеней единой линии раз­вития образует новую структуру. Корневая система, ствол и крона претерпевают существенные изменения.[Система ис­кусства имеет конкретно-исторический характер.]

На этом мы завершаем описание методологических ос­нов морфологического изучения художественных структур и переходим к рассмотрению процесса дифференциации и ин­теграции искусства. Это означает, что в исследовании законо­мерностей существования и развития художественных явле­нии мы будем использовать по преимуществу диахроничес­кий (или исторический) подход. Когда же придет пора пред­ставить искусство как систему одновременно существующих


классов, семейств, видов, разновидностей, родов и жанров (это­му будет посвящена десятая лекция цикла), нами будет при­меняться по преимуществу синхронический (или логический) подход.

1.2. Дифференциация и интеграция искусств

В этом разделе лекции нам предстоит рассмотреть зако­номерности:

- формирования художественной деятельности как дея­
тельности синкретической;

- процесса дифференциации изначального синкретизма и
образования самостоятельных (гомогенных, одноэлементных)
художественных структур;

- процесса интеграции, то есть образования многоэлемен­
тных (гетерогенных) художественных структур в результате
скрещения структур гомогенных;

- рождения новых художественных образований на высо­
ких ступенях развития искусства и отмирание некоторых ста­
рых форм творчества.

Отправным моментом для нас будет служить представле­ние о трех взаимосвязанных формах существования художе­ственных структур (синкретических, дифференцированных и синтетических) и двух встречных тенденциях, характеризую­щих их развитие (от исходного синкретизма - к дифференци­рованным образованиям; и от них - к синтезированным ге­терогенным структурам).





314


Морфология иск усств


Лекция IX


315



деятельности (дифференциация и интеграция пронизывают их взаимоотношения), а вторая представляет собой жанро-родо-видовое членение и образование новых синтезированных форм внутри самого искусства. Речь, таким образом, идет о челове­ческой деятельности в целом как о некой метасистеме, с одной стороны, и об искусстве (то есть о художественной дея­тельности) как о системе, входящей в вышеназванную мета­систему и имеющей, в свою очередь, внутреннее членение - с другой.

\

Изначально границы между художественной и нехудоже­ственной сферами человеческой деятельности были весьма неопределенными, разные способы практически-духовного ос­воения мира находились в «диффузном» состоянии. Древние танцы и пантомимы жили в лоне магического обряда, сказа­ния и легенды были мифами, то есть религиозными представ­лениями, выступающими в образной форме, песни вплетались в трудовые процессы, художественными элементами сопровож­далось изготовление всевозможных утилитарных изделий -бытовой утвари, оружия и т. п.

/' Одновременно с этим сама художественная деятельность \' не имела четкой жанро-родо-видовой структуры: словесное не отделялось от музыкального, эпическое от лирического, мифологическое от бытового. Подобно тому, как в борьбе со зверем первобытный охотник использовал и руку, и палку, и зубы, и камень, подобно тому, как в общении с другими людь­ми он использовал и слово, и крик, и жест, так и в первых опытах художественного творчества он оперировал и словес­ными, и музыкальными, и танцевальными, и пантомимичес­кими, и графическими, и живописными, и скульптурными сред­ствами. В ход было пущено все: танец, пантомима, пение, зву­чание инструментов, раскраска тела, украшение его всевозмож­ными ожерельями, браслетами, подвесками. Использовались замысловатые прически и головные уборы, актерские действия и скульптурные маски, короче говоря - все доступные на дан­ной ступени развития общества средства и способы художе­ственной деятельности.

Однако уже с самых первых шагов давали о себе знать две существенно различные возможности: либо употреблялись


средства воплощения, которыми обладал сам человек (дви­жения тела, звуки голоса), либо природные средства, внешние для человека (камень, кость, дерево, глина, естественные кра­сители и т. д.). В результате плоды творчества в одном случае могли носить процессуально-динамический характер, а в дру­гом - были неподвижны, статичны. Так, в развитии искус­ства образовались два «пучка»,/два «куста» или «комплек­са»: мусический, вобравший в се&я древнейшие формы ело- ' весного, муТШк^ЯШого, танцевального и актерского творчества, и технический, объединивший древнейшие формы приклад­ного искусства, архитектуры, скульптуры, живописи и графи­ки. Границы между ними были весьма условны, "и ~кГтому же в каждом из «пучков» со временем наметились два неодинако­вых русла. Первое русло пробивало себе народное творчество -художественная деятельность народных умельцев, создающих ценности, связанные с народным бытом, а второе - профессио­нальное (или «ученое») искусство, то есть художественная деятельность людей, для которых искусство становится про­фессией (бродячие скоморохи, танцоры, фокусники и певцы)Л Исторически профессиональное искусство и фольклор (на­родное творчество) оказались в неравном положении. Фольк­лор был жестко ограничен косными, малоподвижными усло­виями жизни, тогда как профессиональное искусство начало довольно быстро развиваться, открывая новые выразительные средства, новые способы художественного освоения мира. Ес­тественным следствием этого явилось то, что язык професси­онального искусства все дальше уходил от языка народного творчества. И здесь человечество столкнулось с удивительным парадоксом: традиционализм, консерватизм, вековая устойчи­вость фольклора, казалось бы, должны были бы дать отрица­тельные эстетические последствия, однако проявился совер­шенно противоположный, положительный эффект. Ведь фоль­клорные формы просеиваются через «сито» эстетического опы­та многих и многих поколений. Благодаря этому подавляю­щее большинство произведений фольклора обладает высокой художественной ценностью, тогда как в профессиональном искусстве художественное совершенство встречается достаточ­но редко.



Морфология исК усптп.


Лекция IX


317



 
 


технический комплекс

мусический комплекс

Фольклор упорно сохранял свойственный первобытному искусству двухплановый синкретизм.


дожественные структуры, а танцевально-актерские - в танце­вальные и актерские.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: