«Вариант со слугой» не удовлетворил полностью и самого художника. Он неоднократно возвращался к этой же теме. Подобные картины находятся в Париже, Стокгольме, в некоторых частных коллекциях. Но лишь эрмитажный вариант
298
Сущность п функции и скусств?
Лекция VIII
299
имеет подпись Шардена. Это обстоятельство чрезвычайно показательно, ибо художники XVIII века, как правило, подписывали только наиболее значительные свои создания.
Несовершенство «варианта со слугой» - это несовершенство и формы картины, и ее содержания. Иначе и не могло быть, так как изменения содержания и формы художественного произведения всегда взаимообусловлены. Рассмотренные нами произведения Шардена настолько же тождественны и различны по содержанию, насколько они тождественны и различны по форме. Как это ни парадоксально, вариант, принадлежащий собранию Абди, так же заключает в себе соответствие содержания и формы, как и картина, хранящаяся в Эрмитаже. Несовершенному содержанию «варианта со слугой» вполне соответствует столь же несовершенная форма картины. А это, в свою очередь, подтверждает мысль о том, что сам по себе феномен соответствия содержания и формы произведения искусства не может служить в качестве критерия художественного совершенства, как об этом думают некоторые эстетики и искусствоведы.
|
|
2.5. Произведение искусства в системе художественной культуры
Итак, содержание произведения искусства существует в нем самом, а не вне его; одновременно с этим оно неотрывно от внутреннего мира субъекта и существует в его сознании, лак разрешить этот парадокс?
В современной эстетике утвердился подход к произведению искусства как к центральному элементу в системе худо-жественнои культуры, в которой все более рельефно выделя-коммД'и °ТНОСИТельно самостоятельные сферы, образующие коммуникативную подсистему. Первым звеном этой подсис-
Г^ЯВЛЯеТСЯ ПР°ЦеСС хУД°жественного творчества, вторым "611116 ИСКУССТВа
Процесс художественного творчества |
Произведение искусства |
Процесс
художественного восприятия
Это дает возможность рассматривать произведение искусства, с одной стороны, как результат труда художника, продукт творческой деятельности, а с другой - как объект художественного восприятия.
Такой подход в принципе правилен, но все же весьма условен: в нем жестко «разведены» процесс художественного производства (создание произведения искусства) и процесс художественного потребления (акт его восприятия). А между тем - это хорошо известно экономической науке - производство и потребление взаимосвязаны и зависят друг от друга. Производство есть непосредственно также и потребление, поскольку процесс производства немыслим без потребления рабочей силы и средств производства; и наоборот, потребление непосредственно есть также и производство, ибо потребление продуктов питания, например, сопровождается производством жизненной энергии, массы тела и т. п. Анализируя взаимообусловленность производства и потребления, К. Маркс писал: «Продукт получает свое последнее завершение только в потреблении. Железная дорога, по которой не ездят, которая не используется, не потребляется, есть железная дорога только [в возможности], а не в действительности <...> только в потреблении продукт становится действительным продуктом. Например, платье становится действительно платьем лишь тогда, когда его носят; дом, в котором не живут, фактически не является действительным домом. Таким образом, продукт, в отличие от простого предмета природы, проявляет себя как продукт, становится продуктом только в потреблении <...> продукт есть [результат] производства не просто как овеществленная деятельность, а лишь как предмет для деятельного субъекта» [3].
|
|
Произведение искусства является продуктом не только общественного производства, но и общественного потребления. Оно создается для восприятия и вне этой цели утрачивает свой социальный смысл. Произведение искусства получает завершение лишь в контакте с воспринимающим субъектом, воссоздающим идеальный план художественного целого. Книга, которую не читают, которая не используется, есть художественное произведение в возможности, а не в действительное-
300
Сущность и функции
Лекция VIII
301
ти Она проявляет себя как продукт художественного производства, становится продуктом только в акте потребления в процессе художественного восприятия.
Произведение искусства является результатом деятельности художника. Это прежде всего. Но оно также, в известном смысле, является результатом деятельности воспринимающего субъекта, что порождает ряд интересных вопросов о существовании идеального плана художественного целого. Здесь исследователь сталкивается с определенными трудностями. Одна из них состоит в необходимости осмыслить следующее противоречие: идеальный план произведения искусства одновременно и зависит, и не зависит от сознания воспринимающего субъекта. Как идеальное, духовное, содержание произведения искусства тождественно восприятию, воссоздается лишь в сознании адресата и неотрывно от человеческого мозга. В этом смысле идеальный план зависит от сознания субъекта. С другой же стороны, идеальный план произведения искусства не тождествен художественному восприятию. В противном случае нам пришлось бы свести содержание, например, Девятой симфонии Бетховена к крайне обедненному восприятию иного дилетанта, не способного из-за недостатка музыкального опыта проникнуть в глубины этого шедевра. И в этом смысле идеальный план не зависит от сознания субъекта, воспринимающего художественное произведение.
Своеобразная зависимость содержания произведения искусства не только от автора, но и от воспринимающего, известна давно. Судьба произведения искусства во мно1 ом зависит от того, кто и как его воспринимает, - утверждали еще Дэвид Юм (1711-1776) и Шарль Баттё (1713-1780). Родоначальник герменевтики Фридрих Шлейермахер (1768-1834) подчеркивал, что произведение искусства есть живая, самоорганизующаяся система. Его форма всегда рассчитана на определенный тип распредмечивания. Воспринимающий должен обладать творческими способностями и даже некой адекватной конгениальностью. Александр Афанасьевич Потебня (1835-1891) - автор ряда оригинальных филолого-лингвис-тических концепций в русской эстетике - пришел к выводу о том, что художественный образ, наряду с основным значением,
|
|
вбирает в себя иное и нечто большее, чем то, что в него заложил художник. Произведение искусства располагает к сотворчеству. Искусство рождается там, где соединяются зов со стороны текста и творческий отклик реципиента. Феноменолог Эдмунд Гуссерль (1859-1938), экзистенциалист Мартин Хай- деггер (1889-1976), структуралист Роланд Барт (1915-1980) говорили об одном и том же: произведение искусства потенциально содержит «резервы смысла». Лишь благодаря интенции (направленности, внутренней установке) текста и идущей ей навстречу творческой деятельности воспринимающего субъекта происходит распредмечивание и актуализация содержания. Ганс Яусс (1921-1997) - главный представитель рецептивной эстетики - отталкивался от центрального положения герменевтики, согласно которому человек интерпретирует произведение искусства и тем самым в определенной части творит его. Яусс настаивал на том, что узко понятый эстетический анализ, замыкающийся рамками текста, недостаточен для понимания произведения. Читатель способен воздействовать на него, идет навстречу писателю и участвует в творчестве.
Попутно заметим, что рецептивная эстетика (эстетика реципиента, эстетика воспринимающего) развивается с опорой на новые тенденции в сфере художественной культуры. Так, например, антироман и некоторые другие течения в постмодернизме базируются на художественном тексте, который обладает способностью «наполняться» разными смыслами. В этих произведениях на первый план выходит игровое начало (таковы «Игра в бисер» Г. Гессе или «Игра в классики» X. Кортасара). Содержание здесь лишено однозначности, дидактич-ности и назидательности, проблемные ситуации читатель должен разрешать сам.
Промежуточное место между традиционным структурализмом, рассматривающим художественное произведение исключительно как автономный текст, и рецептивной эстетикой, которая в своих крайних проявлениях практически растворяет содержание в сознании читателя, заняла так называемая нарротология. Стремясь преодолеть крайности структурализма и рецептивной эстетики, нарротолог Роман Якобсон (1896-1982) все же пришел к сходному выводу: реализация
|
|
■
302
Сущность и функции иск усств
Лекция VIII
303
структуры художественного целого возможна только в ходе диалогического взаимодействия писателя и читателя.
Попробуем разобраться, как связаны между собой произведение и восприятие, какова структура последнего?
Обратимся к условному изображению процесса распредмечивания в искусстве
II
и придадим этой схеме следующий вид:
В структуре восприятия отчетливо выделяются две стороны: часть восприятия, которая входит в план содержания ния (гГ™ В°СПРИЯТИЯ' кот°Рая не входит в план содержа-
Первая часть является прямым результатом распредмечивания того, что идет от автора, а также включает в себя правомерную интерпретацию (трактовку) содержания, обусловленную творчеством реципиента. Произведение обладает определенной «многосмысленностью». Оно представляет собой достаточно широкое, хотя и не беспредельное, «поле» интерпретации, содержит в себе то, что мы называем «резервами ние иЛт*пРаССЧИТаН° ^ актуализа1*ию' современное осмысле-
Вторая часть - некий «остаток» в восприятии. Он не является следствием распредмечивания искусства и не выте ает непосредственно из самого произведения. Эта часть мо
жет включать в себя неправомерную интерпретацию, которая не соответствует духу произведения, противоречит ему.
Абсолютное отождествление содержания и восприятия было бы также ошибочным, как и абсолютное их противопоставление. Отношение между содержанием и восприятием укладывается в рамки конкретного диалектического тождества и подразумевает определенные различия. Идеальный план художественного произведения существует в совокупности восприятий и лишь в этом бесконечном числе вариантов реализуется более или менее полно. Ни одно конкретное восприятие не способно исчерпать содержание подлинного художественного творения. Индивид может воссоздать только некоторые, хотя и существенные, стороны художественного образа, овеществленного в произведении. Восприятие может иметь и свои особенности, обусловленные сугубо индивидуальным опытом, личными ассоциациями, творческим воображением и т. д. Иными словами, оно включает в себя то, что художественное произведение непосредственно не «несет».
Теперь, наконец, настала пора завершить анализ содержания и формы в искусстве еще одним важным обобщением. Успех или неуспех теоретического осмысления поставленной здесь проблемы напрямую зависит от того, как понимаются границы самого художественного произведения. Каждому ясно, что произведение искусства всегда имеет некую предметно-физическую организацию. Оно представляет собой особую материальную конструкцию, создается и существует как сочетание звуков, слов или движений, как соотношение линий, объемов и цветовых пятен, как продукт обработки дерева, бронзы, камня и т. п. Взятое под этим углом зрения произведение искусства есть материальная вещь, некая единица объективной, предметно-физической реальности. И хотя произведение искусства есть прежде всего определенная материально-физическая конструкция, система материально-выразительных средств, образующих его внешнюю предметность как объекта коммуникации, границы его материальной формы не являются границами самого художественного произведения. Произведение искусства не исчерпывается его предметно-физической основой.
304
Сущность и функции искусетва
Лекция
VIII
305
Переход на более высокий уровень осмысления границ произведения искусства связан с его трактовкой как некого единства материального и идеального. Предметно-физическая и духовные стороны художественного произведения неотрывны друг от друга. И коль скоро идеальный план произведения искусства не может существовать иначе, как в субъективных формах нашего восприятия, границы художественного произведения приходится основательно раздвинуть. В его состав необходимо включить вариантное множество восприятий, которые, впрочем, войдут в произведение искусства не целиком, а только теми своими гранями, которые образуют план его содержания.
Именно так и снимается названный ранее парадокс: содержание искусства находится в самом художественном произведении и, в то же время, неотрывно от духовного мира воспринимающих искусство людей. Только в процессе восприятия продукт художественного производства становится осуществляющим себя произведением искусства, тогда как вне этого процесса он может быть им лишь потенциально
ГГ0 ^ Н6 ВСе> С^ествУет ^е один, более высокий теоретического осмысления названной здесь пробле-
2моп1°МУ ГРаНИЦЫ хУдо^еств^ого произведения необхо-димо раздвигать и дальше.
?ГГВеДеНИе ИСКусства является носителем свойств, ко обнаруживаются в отношении к другим вещам. Его
правомерно рассматривать как вещь и совокупность отношений одновременно. Произведение искусства есть некое качественно-определенное, относительно-замкнутое целое и вместе с тем - «открытая», «разомкнутая» по отношению к социально-исторической действительности и художественной культуре система.
В современной эстетической литературе получил широкое распространение заслуживающий серьезного внимания взгляд на художественное произведение как на особое единство субъекта и объекта, выходящее за рамки субстанциального параметра. Это единство реализуется в ценностном отношении, в социальной значимости художественного произведения для общества и индивида. Как известно, ценность вещи не тождественна самой вещи. Художественное произведение, таким образом, можно рассматривать как единство ценностного объекта и собственно ценности. Оно есть объект не только вещно-физического или материально-идеального, но значительно более сложного, культурно-ценностного порядка. Оно имеет не только и, точнее говоря, не столько онтологический статус, сколько статус социальный. «Его объективность, - пишет видная исследовательница теории художественного произведения Е. В. Волкова, - особого рода, это социально-культурная объективность, нетождественная объективности таких материальных предметов, как книга, кинематографическая лента и т. п., хотя и не отделимая от их бытия» [4].
«Открытость» произведения искусства проявляется в его взаимосвязи с предметом художественного освоения, с общезначимым языком искусства, художественными нормами и традициями. Она проявляется в специфической ориентированности на механизм художественного восприятия, в особом социальном статусе и способах функционирования в обществе. Ведь художественное произведение, как и искусство в целом, определяется, с одной стороны, внутренней логикой художественного процесса, а с другой - социальной детерминированностью. При этом ведущая роль принадлежит, очевидно, конкретно-историческим и социально-культурным детерминантам. Понимание произведения искусства как самодов-
2. 3. 4. |
306 |
Сущность и
леющей, абсолютно автономной вещи лишено смысла. Оно неприемлемо потохму, что в нем заключен отрыв художественного произведения от действительности, изоляция искусства от общественных потребностей, социально-исторических истоков художественной культуры.
Эти отношения проявляются и в том, что материально-физическая сторона произведения искусства приобретает по верному выражению Волковой, «черты реального художественного создания лишь в сфере контакта с накопленной, как бы «спрессованной» в сознании общества системой идеологических, этических, социально-психологических значений, а также норм, выработанных самим искусством» Г 4 с. 77-78].
В историческом процессе происходят закономерные изменения в сторонах, образующих отношения. Это, в свою очередь, неизбежно влечет за собой обновление самих отношений, составляющих конкретное художественное целое. В результате этого произведение искусства развивается и живет, включаясь в иные культурно-художественные контексты.
ЛИТЕРАТУРА
Русские писатели о литературном труде: В 4 т. - М., 1955. -Т. 3. - С. 534.
Белинский В. Г. Собр. Соч.: В 3 т. - М., 1948. - Т. 3 - С 138 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 46. - С. 27-28.
олкова Е. В. Произведение искусства - предмет эстетического анализа. - М., 1976. - С. 74.
307
МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА
1. Система искусств
1.1. Методологические основы морфо
логического изучения искусства
1.2. Дифференциация и интеграция
искусств
1.3. Искусство как система классов,
семейств, видов, разновиднос
тей, родов и жанров
2. Бытийный статус музыкального
произведения
3. Исполнительское искусство
3.1. Творческая деятельность в систе
ме художественного производства
3.2. Признаки исполнительского ис
кусства
3.3. Художественная интерпретация
3.4. Специфическая функция испол
нительства
3.5. Ж. Бреле о творческих результа
тах исполнительского процесса
Лекция IX 1. Система искусств
1.1. Методологические основы морфологического изучения искусства
Морфология (от греческого тогрпе - форма) в широком смысле слова представляет собой учение о строении. Первоначально это понятие употреблялось для обозначения науки о формообразовании растений на организменном и эволюци-онно-видовом уровне, а также о строении животных и человека с такими разделами знаний, как анатомия, цитология, эмбриология и др. Позднее морфология, изучающая закономерности изменчивости человеческого организма, связанные с
308
Морфолог ия_искупСТВа
Лекция IX
309
возрастом, полом, ареалом обитания, превратилась в раздел антропологии, а в языкознании получила широкое применение в области типологической классификации языков, в исследовании различных элементов языковой системы, законов их развития и формообразования. В настоящее время морфология, со сложившимися подходами и принципами исследования, активно используется в различных сферах познания, в том числе и в эстетике, где она стала трактоваться как учение о строении мира искусств^ Морфология искусства сегодня выполняет важную связующую роль между эстетикой и теорией отдельных видов художественного творчества.
Классификация искусств не может быть произвольной. Без единых и обоснованных принципов морфологического строения удовлетворительное распределение чего бы то ни было по группам, разрядам, семействам и видам совершенно неосуществимо. Оно никогда не будет вполне строгим. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить предложенную Л. Борхесом шутливую классификацию животного мира. Животные подразделяются в ней на (а) принадлежащих императору, (б) бальзамированных, (в) прирученных, (г) молочных поросят, (д) сирен, (е) бродячих собак. Среди включенных в классификацию животных есть (к) нарисованные очень тонкой кисточкой из верблюжьей шерсти, (л) только что разбившие кувшин и даже (м) издалека кажущиеся мухами (!).
Должен признаться, что общие закономерности строения мира искусств в моих собственных работах никогда не были предметом специального рассмотрения. За исключением проблематики исполнительского искусства, тексты этой и следующей лекции не являются результатом оригинального исследования и в основном строятся на материале трудов М. Кагана - наиболее компетентного специалиста в этой области. Правда, содержательная книга этого автора под названием ♦ Морфология искусства», опубликованная в 1972 году, была встречена суровыми и в значительной своей части несправедливыми откликами. Особенно «преуспели» в этом неправедном деле участники дискуссии, проведенной комиссией по искусствознанию и критике Президиума Академии художеств СССР совместно с Институтом теории и истории искусства в
мае 1974 года, а также члены Президиума Координационного совета северо-западного отделения Философского общества СССР, обсуждавшие названную выше монографию в феврале 1975 года (см.: [1]).
Будучи компилятивными по своему изначальному замыслу (если, конечно, не принимать в расчет все, что связано с исполнительским искусством), девятая и десятая лекции настоящего курса содержат краткое изложение узловых аспектов теории Кагана и могут служить лишь небольшим введением в проблему. Каждому, кто почувствует тягу к более углубленной проработке этой интересной темы, придется обратиться к уже упомянутой книге Кагана, а также к четвертому разделу его университетского курса лекций [2].
Итак, что же прежде всего должно составлять основу морфологического анализа искусства? Конечно же - выбор исходной плоскости классификации.
(Надо сказать, что в развитии эстетической мысли в этом отношении сложились три неодинаковых подхода, которые учитывают, во-первых, различия в способах создания художественных ценностей, во-вторых, различия в способах их восприятия и, в-третьих, различия в способах существования.
В рамках первого подхода искусства делятся на продуцирующие и репродуцирующие. Продуцирующие искусства называют еще демиургическими (от слова «демиург» - творец) или первичными, поскольку они охватывают художественно-творческую деятельность в системе «автор» (скульптор, живописец, писатель, композитор), а репродуцирующие - исполнительскими или вторичными, так как они проявляются в системе «исполнитель» (музыкант-инструменталист, дирижер, актер, артист балета).
Второй подход позволяет делить искусства на оптические, акустические и оптико-акустические. Оптические искусства базируются на восприятии художественных произведений с помощью зрения ^графика, архитектура), акустические - с помощью слуха (музыка, радиоискусство), а оптико-акустические - с помощью зрения и слуха (телеискусство, театр).
И, наконец, на основе третьего подхода искусства подразделяются на пространственные (живопись, скульптура), вре-
310
МорфолОГИЯ
Лекция IX
311
менные (поэзия, музыка) и пространственно-временные (танец актерское искусство). Этот подход и составляет первый исходный принцип классификац и^Он базируется на тех различиях, которые характеризуют реальное бытие и строение самих произведений, а не способы их создания или восприятия. Если основу искусства действительно образует некий материальный объект, сопряжение объемов, звуков или цветовых соотношений, то наиболее существенными для нас в выборе исходной плоскости классификации являются именно онтологические закономерности, способ существования художественных произведений во времени и пространстве. ЙВ торой основополагающий принцип классификации искусства - деление художественных структур на «простые» и «сложные». Простые или го-могенные структуры являются однородными, одноэлементными по материалу. К ним относятся словесные, музыкальные или танцевальные искусства. Сложные или гетерогенные структуры имеют другую природу. Они неоднородны, многоэлементны по материалу. Таковы искусства словесно-музыкальные или танцевально-актерские. При этом гетерогенные художественные образования бывают двух типов - синкретические и синтетические. Синкретические - значит слитные, изначально нерасчлененные, характеризующие неразвитое состояние искусства, а синтетические - такие художественные структуры, которые образуются в результате слияния, соединения гомогенных, дифференцированных, «чистых» искусств^ |Третий основополагающий принцип классификации искусств -их деление на «монофункциональные» и «бифункциональные». Если монофункциональная художественная ценность создается как таковая, то есть с единственной для нее целью художественного воздействия (станковая картина, роман, симфоническая поэма), то бифункциональная художественная ценность может существовать только на базе ценности иного рода и призвана выполнять не только художественные функции. Таковы, например, архитектура или декоративно-прикладное искусство, проявляющиеся на основе ценности утилитарной, ораторское искусство или искусство рекламы, существующие на фундаменте ценности аги-
тационно-пропагандистской; культовая ценность сопутствует художественной ценности иконы, церковной утвари, различных элементов религиозного обряда, спортивная - образному содержанию художественной гимнастики, фигурного катания, синхронного плавания и т. п. При этом монофункциональные и бифункциональные искусства в принципе равноценны, равноправны и одинаково нужны человеку. В каждой из этих сфер искусства могут создаваться подлинные шедевры. ^
/Четвертый основополагающий принцип классификации заключается в том, что граница, разделяющая смежные виды, разновидности, роды и жанры искусства, никогда не проявляется в виде барьера или непроходимого рва. В противовес морфологическим закономерностям животного мира, благодаря которым соблюдается «чистота» различных биологических видов и их скрещение в естественных условиях становится практически невозможным, смежные явления в искусстве соединяются пограничной зоной, в которой происходит постепенное перерастание одного явления в другое, в результате чего их качественное своеобразие становится относительным, а не абсолютным. Так, переход от прозы к поэзии включает в себя ритмизованную прозу, стихотворение в прозе, «белый» стих и, наконец, «свободный» стих; путь от пространственных искусств к временным лежит через пространственно-временные искусства, а от изобразительных к неизобразительным - через изобразительно-неизобразительные, то есть через искусства смешанного типа^]
(|П ятый основополагающий принцип к л а с -сификс ции исходит из не! азрывного единства диахронического и синхронического подходов в анализе искусства. Понятие диахронии и синхронии было подробно разработано структурной школой, в частности, в «структурной антропологии» Леви-Строса. Диахронический подход (его также можно назвать историческим) охватывает последовательно развивающиеся стадии художественного процесса, которые сменяют друг друга во временной перспективе; с позиций этого подхода раскрываются закономерности формирования и развития мира искусства как определенной системы. Синхронический подход (или иначе - логический, теоретический, структурный)
Г