3.3. Художественная интерпретация
Термин «интерпретация», который происходит от латинского слова т1егрге1а1ю, буквально означающего — «объяснение», «трактовка», используется в самых разнообразных отраслях человеческого знания и охватывает целый ряд процедур, весьма несхожих по своему характеру. Тех, кого заинтересует специфика художественной интерпретаций и ее соотношение с другими типами указанной процедуры, я отсылаю к своей монографии [9]. Здесь же достаточно подчеркнуть, что под художественной интерпретацией мы будем понимать трактовку продукта первичной художественной деятельности в творческом процессе исполнения.
Справедливость, правда, требует заметить, что за понятием художественной интерпретации такое содержание закрепилось далеко не сразу. Слово «интерпретация» как центральное понятие эстетики исполнительского искусства вошло в обиход в середине XIX века и употреблялось наряду с другим - «исполнение». «Интерпретация» заключала в себе ясно выраженный оттенок индивидуализированного прочтения, своеобразия артистической трактовки, тогда как смысловое
|
|
384
Морфология _ искуспт»п
значение «исполнения» ограничивалось строго объективной, механически точной передачей авторского замысла.
Долгое время соперничество этих понятий проходило с переменным успехом. Там, где художественная практика начинала отвергать бесплодные попытки формально точного воспроизведения композиторской мысли и, в противовес этому, всячески стимулировать индивидуальность, творческую самостоятельность дирижера, инструменталиста или певца, термин «интерпретация» постепенно вытеснял из употребления слово «исполнение». И наоборот, абсолютизация исполнительской свободы, субъективистский произвол музыкантов-интерпретаторов и сопутствующие этому искажения существенных черт содержания и формы музыкальных произведений немедленно вызывали активное противодействие. Вопрос о необходимости точного следования авторскому замыслу тут же приобретал особую остроту, а широкое употребление слова «исполнение» вместо термина «интерпретация» считалось композиторами, критиками и музыковедами вполне оправданным и закономерным.
Следует подчеркнуть, что при всем различии оттенков смыслового содержания этих понятий, они долгое время отсылали к одному и тому же явлению. И «интерпретация», и «исполнение» обозначали некий продукт исполнительской деятельности, конкретный вариант музыкального произведения, воссозданный исполнителем в акте публичного выступления (или музицирования); и «интерпретация», и «исполнение» понимались как то, что отзвучало в процессе живого интонирования с помощью человеческого голоса или на инструменте. Споры велись лишь о том, какое из этих понятий ближе к истине и больше соответствует природе указанного феномена.
|
|
Иллюзия полного слияния исполнительского творчества и его продукта особенно сильна, когда мы имеем дело с выступлением инструменталиста или певца, поскольку процесс творческого поиска, построения артистом исполнительской трактовки музыкальной пьесы и звуковой результат этого процесса, возникающий тут же «под пальцами» исполнителя или с помощью его голосового аппарата, действительно неразрывны.
385
Обращаясь к искусству дирижера, мы замечаем, что в рамках привычного тождества появляется едва ощутимое различие. Творческая деятельность руководителя оркестра и ее звуковой результат как бы «разведены» на некоторое расстояние. Дирижерская трактовка музыкального произведения материализуется в языке специальных жестов, причиной же возникновения музыкального звучания являются определенные действия оркестрантов.
Представление о слиянии творческого интерпретационного процесса и его результата дает первую серьезную трещину, когда мы обращаемся к деятельности режиссера, которая всегда предшествует конкретному исполнению, спектаклю. Вместе с тем иллюзия полностью еще не исчезла: публика воспринимает актеров, действующих и поющих на сцене в соответствии с режиссерским замыслом.
Но вот мы попадаем в театр теней, где исполнителей и воспринимающую аудиторию разделяет полупрозрачный матовый экран. Здесь видна только тень, а тень ни действовать, ни переживать не может. Творит по-прежнему актер, зрители же контактируют лишь с его силуэтом.
Живой процесс исполнительского творчества и его результат оказались разомкнутыми. Интервал между ними стремительно увеличивается. В кукольном театре не люди (и даже не их тени), а вещи, имитирующие людей и животных, начинают «действовать», «чувствовать», «мыслить».
Если марионетки и куклы-перчатки во время представления все же приводятся в действие людьми, то дрессированные «актеры» в театре животных нередко вполне самостоятельно «разыгрывают» небольшие миниатюры, становясь инструментом реализации художественных замыслов руководителя-режиссера. Здесь, наконец, иллюзия тождества процесса и результата творческой деятельности в исполнительском искусстве полностью преодолевается: нельзя же в самом деле считать непосредственным актом творчества действия птиц и зверей на манеже цирка.
рд ^щ>едел&шы& продукты. Де ятельность и ее результаты в исполнительстве могут совпа |
/ Таким образом, исполнительское творчество есть деятельность. Деятельность порождает ^щредвде^щые продукты. Де-
Морфология иску сства
дать (как это происходит, например, в процессе импровизации или при чтении с листа), а могут и не совпадать (как это бывает в самостоятельной работе дирижера над партитурой, творчестве режиссера или театре животных). Но даже там, где они совпадают, их следует различать. Различать хотя бы в абстракции.
В первом приближении результат практически духовной
активности исполнителя можно определить как некую объективацию продукта художественной деятельности. Применительно к музыке это прежде всего то, что отзвучало в конкретном процессе интонирования с помощью голоса или на инструменте. Определение исполнительского результата как объективации продукта первичного творчества оттеняет два существенных момента. Во-первых, оно указывает на первостепенную роль, принадлежащую в музыке композитору, и, во-вторых, обращает наше внимание на процесс перевода продукта композиторской деятельности в реальную акустическую форму.
|
|
В определение должен «войти» и сам интерпретатор. От
нюдь не умаляя значения, принадлежащего здесь первичному
творчеству, специально подчеркнем, что было бы вульгариза
цией считать каждый конкретный результат исполнительс
кого искусства продуктом творческой деятельности компози
тора или драматурга. Продукт исполнительства является пря
мым следствием духовной и физической активности не са
мого композитора (драматурга и т. п.), а исполнителя. Другое
дело, что по своему существу художественная деятельность
интерпретатора-посредника вторична, относительно самостоя
тельна и проявляется лишь в плане конечной зависимости от
первичного творчества. Поэтому трактовка термина «резуль-
тат^исполнительского искусства» должен принять следующий
вид - исполнительская объективация продукта первичной
художественной деятельн ости. " "
Ранее уже было выяснено, что в искусствах, которые предполагают исполнительство, художественное произведение существует в общественной эстетической практике в виде вариантного множества. Продукт исполнительства представляет собой один из возможных элементов этого множества, связанный с другими аналогичными компонентами необходимым
I
387
внутренним единством. Это и дает основание уточнить наше понимание результата исполнительского искусства, который теперь можно определить как вариант исполнительской объективации продукта первичной художественной деятельности.
Однако вариант варианту рознь. Исполнительское истолкование продукта первичного творчества возможно и оправдано лишь в определенных границах, за пределами которых интерпретатора подстерегает опасность существенного искажения авторского замысла. Вот почему художественно-творческий результат исполнительского искусства следует определить как правомерный вариант исполнительской объективации продукта первичной художественной деятельности. Вычленим в исполнительском процессе две основные подсистемы. Первая - формирование исполнительского замысла, вторая - его овеществление. Вторая подсистема представляет особый интерес. В ней завершается создание материальной плоти продукта исполнительской деятельности. Содержание этого процесса образует совокупность специфических операций (главным образом, физических действий) интерпретатора, направленных на объективацию исполнительског о за- мысла. Этот процесс и есть исполнение.,
|
|
Необходимо подчеркнуть, 'чтоГ'нали'чие самой процедуры исполнения не является уникальной особенностью исполнительского искусства. Если верно, что не только посредник-интерпретатор, но практически каждый художник (живописец, скульптор, композитор и поэт) соединяют в себе создателя и исполнителя собственных замыслов, процесс реализации произведения искусства как материального образования приобретает общехудожественный смысл. При этом процедура исполнения обязательно присутствует не только в продуктивной, но и репродуктивной художественной деятельности. Это означает, что исполнителями без каких бы то ни было натяжек можно считать также и копииста в живописи, и мраморщика в скульптуре, и рабочих-строителей в искусстве монументальных форм. Более того, процедура исполнения в самом широком смысле слова является обязательным компонентом не только художественной деятельности. Исполнение
388
Морфология иск усств»
- атрибут любой практической деятельности, поскольку она во всех своих видах включает в себя определенную систему (или совокупность) актов действия с использованием тех или иных средств по осуществлению намеченной цели.
Что же касается интерпретации, то ее вычленение из общей структуры исполнительского процесса - задача более сложная.
Фз - формирование исполнительского замысла; Рп - реализация продукта исполнительской деятельности как материального образования (исполнение); Пд - продукт исполнительской деятельности (произведение исполнительского искусства); Ин - исполнительская трактовка (интерпретация); Вп - воссоздаваемый в исполнительском акте продукт первичной художественной деятельности.
Условно представим цепь элементов, образующих систему исполнительских действий. В нее входят: формирование исполнительского замысла и реализация продукта исполнительской деятельности как материального образования (1). Затем вычленим только продукт исполнительской деятельности (2) и процесс исполнения (3). Осуществим «продольный» разрез компонентов этой цепи, «отделив» исполнительскую трактовку от воссоздаваемого в исполнительском акте продукта первичной художественной деятельности. Первый пласт и образует процедуру художественной интерпретации {$).
Таким образом, художественная интерпретация - это специфический «остаток», который можно получить, если полностью абстрагироваться от всего, что обусловлено автором произведения, В системе исполнительской деятельности художественная интерпретация охватывает: 1) протекающий в сознании артиста процесс построения собственной исполнительской концепции, 2) особый «срез» исполнительских действий, направленных на ее реализацию и 3) «овеществленную» исполнительскую трактовку, «опредмеченную» в самом продукте. Художественную интерпретацию, следовательно, правомерно
Лекция XII
389
рассматривать и как исполнительскую деятельность, и как ее специфический результат.
Совместив приведенные выше схемы, получаем графически выраженную дифференциацию интерпретации, исполнения и продукта исполнительской деятельности (5).
Характеризуя взаимосвязь исполнения и продукта исполнительской деятельности, отметим, что при всей диалектической неразрывности, взаимообусловленности и взаимовлиянии, их плоскости могут и не пересекаться. Это бывает, например, в музыкально-исполнительском искусстве, где в структуру исполнения входят действия интерпретатора, способствующие преобразованию музыкальных представлений в реальное звучание. В других видах исполнительского творчества (например, в актерском искусстве, танце или пантомиме) полностью развести процесс исполнения и его продукт невозможно. Их плоскости частично пересекаются, поскольку доступные зрительному восприятию телодвижения драматического актера, танцовщика или мима одновременно входят как в структуру исполнения, так и в структуру результата исполнительского искусства.
Перейдем теперь к рассмотрению художественной интерпретации в структуре исполнительского процесса. Исполнительский процесс представляет собой сложную систему, анализ которой связан с необходимостью временного абстрагирования от ее живой конкретной целостности и расчленения единого на отдельные элементы. При этом одна ее подсистема (формирование исполнительского замысла) подразделяется на освоение продукта первичной художественной деятельности (1) и создание собственной исполнительской концепции (2), а другая (воплощение замысла, реализация исполнительского продукта) - на его осуществление в процессе репетиционной работы (3) и в акте публичного выступления (4).
Операция освоения продукта первичной художественной деятельности (1) состоит из его реконструирования в сознании исполнителя/ познания результата этой реконструкции и его оценки.
390
Процесс формирования исполнительского замысла начинается с мысленного воссоздания интерпретатором продукта первичного творчества. Исполнитель при этом использует как непосредственные, так и опосредованные источники информации. К первым относится объект интерпретации (конкретный продукт художественной деятельности автора), ко вторым - другие сочинения композитора, хореографа или драматурга, искусствоведческие труды и иные материалы, содержащие сведения о данном произведении, эпохе, авторе, его жизненном пути и т. п., и собственный опыт исполнителя, накопленные им представления о мировоззрении автора, его творческом методе, стиле и другие необходимые сведения и знания, хранящиеся в «кладовых» памяти интерпретатора.
Продукт первичного творчества дает интерпретатору знания о действительности, художественно осмысленной и оцененной автором произведения. Он выполняет роль своеобразной призмы, через которую интерпретатор «видит» действительный мир, отраженный в продукте первичного творчества, и мир, окружающий его в процессе его собственной исполнительской деятельности. Ведь в конечном итоге объектом исполнительского творчества является динамично изменяющаяся реальность.
Как же осуществляется контакт исполнителя с продуктом первичной художественной деятельности? В качестве необходимого связующего звена выступают различные способы объективации этого продукта. В музыке чаще всего это нотный текст. Но возможны и другие источники, связанные с ♦устной традицией»: контакт с одним или несколькими вариантами исполнения, с воспроизведением голосом или на инструменте услышанных ранее произведений, музыкальных тем, наигрышей и мелодий (так называемые пение или игра по слуху). Здесь мы имеем дело со своеобразным приемом «вылущивания» (термин Р. Ингардена) из конкретных исполнений основы музыкального произведения. Именно эта основа, а не само услышанное исполнение в его конкретной целостности со всеми тембральными, тесситурными, динамическими, темповыми, артикуляционными, фразировочными и
391 |
Лекция XII
__________________________________________ 391
другими особенностями, является объектом исполнительской деятельности. Она «овеществляется» в партитуре, когда возникает необходимость записать данное произведение с помощью нотных знаков.
Материализуя художественный замысел посредством нотной записи, композитор типизирует звуковые образы и создает нотную схему как носительницу самых существенных сторон композиции. Вместе с тем, наряду с обобщением музыкальных образов предметом нотации нередко становится и конкретное представление автора о желаемом звучании.
Это дает возможность уточнить само понятие «продукт первичной художественной деятельности». В содержание этого понятия включаются только те черты музыкального произведения, которые объективируются с помощью знаков первого типа (то есть знаков, образующих метровысотный текст произведения и отображающих общность музыкальных представлений). Во всем остальном композитор выступает не как создатель музыки, а как «истолкователь» или «редактор», поскольку в знаках второго типа (то есть в так называемых исполнительских указаниях) опредмечивается авторский вариант интерпретации произведения.
С образной реконструкцией объекта исполнительской деятельности неразрывно связан второй важнейший ком- _. понент этой процедуры - познание продукта первичногоч^, творчества, анализ, расчленение основы художественного произведения на составные элементы. Но анализ - лишь один из моментов познавательной деятельности интерпретатора. В отрыве от синтеза он лишен познавательного значения, поскольку невозможно проникнуть в сущность художественного произведения с помощью одного только расчленения на части. Продукт творческой деятельности композитора, хореографа или драматурга не простая сумма частей. Ни один его компонент не может быть правильно понят, если нет необходимых знаний о целом. А чтобы добыть это знание, нужен синтез, сочетание в единое и неразрывное художественное целое частей, выделенных и осмысленных в анализе и абстракции.
392 |
Морфология искусства
Недаром Г. Г. Нейгауз писал: «Я предлагаю ученику изучить фортепианное произведение, его нотную запись, как дирижер изучает партитуру - не только в целом (это прежде всего, иначе не получится целостного впечатления, цельного образа), но и в деталях, разлагая сочинение на его составные части - гармоническую структуру, полифоническую; отдельно просмотреть главное - например, мелодическую линию, «второстепенное» - например, аккомпанемент; особенно внимательно остановиться на решающих «поворотах» сочинения, например (если это соната), на переходе ко второй теме (побочной) или к репризе, или к коде, в общем на о с-новных вехах формальной структуры и т. д. При такой работе ученику открываются удивительные вещи, не распознанные сразу красоты, которыми изобилуют произведения великих композиторов. Кроме того, он начинает понимать, что сочинение, прекрасное в целом, прекрасно в каждой своей детали, что каждая «подробность» имеет смысл, логику, выразительность, ибо она является органической частицей целого» [10].
Освоение продукта первичной художественной деятельности включает в себя и его оценку. Здесь исполнитель вырабатывает собственное отношение к объекту исполнительской деятельности. Оценка есть не что иное, как субъективное выражение ценности продукта первичного творчества и рождается в результате его соотнесения с художественным идеалом, то есть с концепцией совершенного произведения искусства. Исполнитель сопоставляет осваиваемое произведение с системой своих представлений о художественном совершенстве и в зависимости от того, соответствует или не соответствует данное произведение художественному идеалу, дает ему положительную или отрицательную оценку.
Рассмотрим теперь процесс создания исполнительской концепции (2). По своему содержанию он является идеальным построением в пределах авторского замысла собственного исполнительского «видения» произведения, конструиро ванием в рамках первичного образа-схемы своего, «индиви дуализированного» образа (или системы образов), творческим воссозданием в поле авторской идеи-схемы собственной, «ин-
Лекция XII
393
и & О
дивидуализированной» исполнительской идеи. По форме же эта операция представляет собой конкретизацию, выбор варианта (вполне определенного, наиболее приемлемого, этого, а не какого-либо иного).
Так, «Валентин и Валентина» М. Рощина чаще всего трактуется в наших театрах как пьеса о любви [11]. При этом варианты режиссерского прочтения «вращаются» в рамках двух противоположностей - подлинная ли это любовь или только поверхностное увлечение. Конкретизация этого обстоятельства определяет в дальнейшем все решение спектакля. В первом случае юноша и девушка вынуждены вести нелегкую борьбу с пошлостью и непониманием взрослых, с мещанской расчетливостью и недоверием к чистоте. Во втором случае, представляющем другую крайность, акцент делается на несерьезности молодых героев, их эгоистической сосредоточенности на себе, а весь арсенал постановочных средств подчиняется задаче оправдать родителей, осмыслить жизненные основания естественной обеспокоенности взрослых, их размышлений о судьбах своих детей и т. д.
Встречаются и такие спектакли, в которых крайности отвергаются и зрителям предоставляется возможность внимательно выслушать обе стороны. Драматургия рощинской пьесы в этом варианте обнаруживает иную глубину, схватывает жизнь в ее противоречивом единстве, но все же не выходит за пределы той же нравственной темы: «взрослые — дети», «любовь - увлечение».
Неожиданная трактовка образов Рощина воплотилась в спектакле Псковского театра (режиссер В. Иванов). В этой работе, по-своему убедительной и логичной, повествуется не о злоключениях влюбленных, а о становлении молодого человека, о непростом периоде вхождения юношей и девушек во взрослую жизнь. Точно, психологически достоверно раскрывается процесс практического познания жизни, который может быть связан и с драматическими столкновениями, крушением наивных детских иллюзий, ломкой устоявшихся принципов и форм повседневного общения.
Исходным моментом создания исполнительской концепции служит продукт первичной художественной деятельное-
394
Морфология иск усства
Лекция XII
395
ти, в пределах которого возможно и оправдано появление многочисленных исполнительских вариантов. Это относится не только к динамическим, агогическим, темповым, артикуляционным особенностям музыки, варьирование которых влечет за собой изменение образных, содержательных компонентов произведения. Даже высота звуков может отклоняться от акустически точных величин в пределах определенной зоны, как это обычно бывает в процессе интонирования у вокалистов и исполнителей на инструментах, не обладающих фиксированной звуковысотной шкалой.
Нечто подобное обнаруживается и в других видах исполнительского творчества. Очевидно, неспроста театроведы назвали невозможность охватить в одном спектакле всю сложность и многозначность чеховской «Чайки» «законом неполноты ее сценического воплощения». Это сочинение и по сей день во многом остается загадкой. Можно ли с уверенностью сказать, о чем эта пьеса? Каково действительное отношение автора к ее героям и их поступкам (особенно к Треплеву и к его странной пьесе)? Кто из действующих лиц ближе всего самому Чехову? Или он действительно «расщепил» себя и передал каждому из героев частицу своих надежд и представлений? Почему тогда самое сокровенное, «подлинно чеховское» мы находим у лиц, столь на него непохожих?
Несовпадение различных мнений о «Чайке» поражает: «Чайка» - какие все несчастные... и изящество...мерцание» (Вл. И. Немирович-Данченко); «Я хочу поставить «Чайку». Театрально. Так, как у Чехова <...> У Чехова не лирика, а трагизм...» (Е. Б. Вахтангов); «Мы увидели в «Чайке» комедию нелепой человеческой жизни. В ней люди, искренне переживающие, искренне страдающие, в то же время кажутся нелепыми, жалкими, смешными» (О. Н. Ефремов) (цит. по ст.:[12]). Многозначность продукта первичного творчества делает необходимостью исполнительский выбор. Театральные подмостки, концертная эстрада требуют определенности.
Создание исполнительского варианта нельзя понимать как выбор готовых интерпретаций. Если бы создание замысла было
перебором интерпретаций или систематизированным поиском методом проб и ошибок, любой подлинный мастер исполнительского искусства выглядел бы как счастливчик, «наткнувшийся» на удачный вариант исполнения. Построение исполнительской трактовки можно правильно понять лишь как продуктивный процесс, результатом которого является возникший в пределах авторского замысла индивидуализированный художественный образ.
Каких только трактовок образа Гамлета не видел мир после смерти В. Шекспира.
«Слабовольные юноши, полные университетских иллюзий, мстящие суетливо, случайно, до последнего вздоха не умеющие собрать воедино волю и мысль. Ироничные, презирающие несовершенный - в каждой своей части отдельно и в совокупности - мир. Люди, достигшие зрелых лет, идущие трудным путем размышлений. Умные обличители, борцы, одержимые романтической энергией. Ловкие дворцовые интриганы, ведущие борьбу за корону, высокопоставленные двойники коварного Яго. И... да мало ли их, этих бесчисленных принцев? Все они - порой до несовместимости разные - произносили одни и те же, Шекспиром написанные слова, совершали одни и те же поступки» [11, с. 99].
Воплощая замысел, исполнитель стремится по возможности адекватно преобразовать свои представления в конкретное действие или реальное звучание. Однако сфера реализации образа не ограничивается формально-объективирующей функцией. Это не просто механический перевод идеальных образов в материальную плоть, а сложный творческий процесс, в ходе которого продолжается работа по корректировке, уточнению, конкретизации исполнительского замысла.
Рассмотрим под этим углом зрения репетиционный процесс^).
1. В сознании интерпретатора воспроизводится музыкальное представление об одном из фрагментов пьесы, которую надлежит исполнить. Фрагмент типичен с точки зрения принципов изложения музыкального материала. Технические навыки объективации этого представления у исполнителя имеются: он хорошо знает (или интуитивно чувствует), какие
396 |
Морфология искусства
конкретные двигательные операции необходимо совершить, чтобы получить нужный звуковой результат. Исполнитель прикасается к клавишам, возникает реальное звучание. Озвученный фрагмент отражается в сознании исполнителя в форме музыкального восприятия. Два образа (представление и восприятие) сопоставляются, сравниваются. Сознание констатирует их соответствие (что, в свою очередь, свидетельствует о правильности применения данного технического приема), но не только. Представление конкретизируется под влиянием восприятия, а вместе с ним конкретизируется и исполнительский замысел.
2. В сознании интерпретатора «всплывает» музыкальное представление о другом фрагменте произведения. Конкретных навыков реализации этого представления у исполнителя нет: аналогичный материал ему ранее не встречался. Синтезируя элементы прошлого опыта, интерпретатор осуществляет необходимые действия, которые, по его мнению, должны привести к желаемому результату. Воспроизведенное звучание отражается в восприятии, задуманное и полученное сопоставляются. На этот раз устанавливается их несоответствие: результат явно расходится с замыслом. Исполнитель пытается определить причины неудачи. Необходимость привести в соответствие замысел и воплощение осмысливается как творческая задача.