Цикл начинается заново. Исполнитель осуществляет новые действия и получает новый результат. Восприятие озвученного фрагмента сравнивается с первоначальным представлением. Если, наконец, констатируется их изоморфность, исполнитель стремится закрепить использованный способ действия, сформировать необходимый двигательный навык. Обычно это удается сделать в специальном упражнении - целенаправленном, многократно выполняемом действии, в результате чего само это действие усовершенствуется.
3. Бывает, однако, и так, что в поисках необходимых двигательных операций исполнитель приходит к выводу о невозможности реализовать данное музыкальное представление (например, в связи с недостаточной технической оснащенностью). В этом случае он вынужден корректировать само пред-
397 |
Лекция XII
ставление. Изменения, внесенные в замысел одного фрагмента, нередко приводят к уточнению другого, а иногда - к реорганизации всего целого.
Но вот исполнительский замысел уточнен и конкретизирован. Двигательные навыки выработаны и закреплены. Замысел сохраняется с помощью механизмов образной, эмоциональной и смысловой памяти. Двигательная память скрывает в своих «кладовых» способы действия, необходимые для объективации музыкальных представлений. Интерпретатор готов к публичному выступлению (4).
|
|
Успех публичного выступления определяется масштабом и характером дарования артиста, художественной ценностью и глубиной исполнительского замысла, уровнем исполнительского мастерства, накопленным опытом концертных выступлений, конкретным психофизиологическим состоянием артиста (достаточно ли собран, сосредоточен и т. п.), объективными условиями в момент исполнения (качеством инструмента и его состоянием, акустикой концертного зала, непосредственной реакцией публики).
Будучи по своему существу творчестним, мм н-рмргищим цементирует исполнительскую деятельность как систему, проникает в каждый ее элемент. Даже на стадии освоения продукта первичной художественной деятельности (1), где роль репродуктивного начала исключительно велика, творчество исполнителя обязательно присутствует. Образное воссоздание объекта исполнительской деятельности - не механический акт. Чтение партитуры с помощью внутреннего слуха, как и чтение книги, обязательно содержит в себе творческий элемент. Творчество обнаруживается и в самом процессе познания и оценки объекта исполнительской деятельности. Без него было бы невозможно исполнительское проникновение в неведомые глубины шедевров мирового искусства.
Не требует специальных доказательств и тот очевидный факт, что в процессе создания собственной концепции на стадии формирования исполнительского замысла (2) «удельный вес» продуктивной дрятрльности интерпретатора особенно велик.
|
|
398 |
Морфология искусства
«Обращаясь к пьесе известной, - справедливо замечает Р. Кречетова, - режиссер вынужден вступать в борьбу с предсказуемостью. Ему нельзя не учитывать, что зритель прекрасно знает судьбу героя, его эволюцию. Спектакль не успел начаться, а зрительному залу уже известен финал. Ну кто в самом деле не помнит, что Отелло задушит Дездемону, Чацкий крикнет: «Карету мне, карету!» и бросится вон из фамусовс-кого дома, что вишневый сад продадут, а Подколесин выпрыгнет в окошко? Режиссер связан этим знанием зрителей, он должен что-то противопоставить ему <...> Режиссеру невольно, чтобы обострить восприятие, надо искать свою стратегию, которая не стала бы еще традиционно обкатанной» [11, с. 103]. Вряд ли можно представить, что кто-либо из серьезных кинорежиссеров возьмется, скажем, за экранизацию гоголевского «Ревизора», не найдя своего оригинального решения. Если с этим согласны все, почему нечто подобное возможно в музыкальном исполнительстве? Не могу взять в толк, как можно браться за сонату п-то11 Листа, не имея за душой даже намека на собственную творческую позицию?
Конечно, вывод - интерпретация есть творчество - справедлив лишь отчасти. Точнее говоря, он правилен в своей основе, поскольку творчество есть суть, ядро художественной интерпретации как процедуры. Однако неповторимое, сиюминутное, импровизационное, подлинно новое в исполнительстве встречается не всегда. Вполне нормальное явление - наличие в любой исполнительской трактовке таких моментов, которые были найдены исполнителем раньше и воспроизводятся в целом ряде спектаклей или концертных выступлений. Артистическое истолкование, наконец, не может быть полностью свободно от исполнительских традиций, влияния школы, деятельности других мастеров. Художественная интерпретация - это синтез творческого и нетворческого начал. Но даже репродуцируя индивидуальный или совокупный исполнительский опыт, она оказывается в состоянии обогатить художественные ценности прошлого, актуализировать их смысл, сделать их близкими и понятными современной аудитории.
Исполнительскую трактовку нельзя представить как нечто застывшее, окостеневшее, данное раз и навсегда. Художествен-
399 |
Лекция XII
ная интерпретация - это процесс, который проходит несколько ступеней развития. Исключительно редко она целиком укладывается во временные рамки отдельного исполнения. Во всех остальных случаях процедура интерпретации проходит стадию зарождения, когда складываются лишь самые первые контуры исполнительской трактовки, этап становления, в котором осуществляется «проработка» отдельных деталей и углубление исполнительской концепции, период уточнения, изменения и развития замысла в связи с конкретизацией и выбором средств для его «овеществления» и, наконец, акт материализации в продукте исполнительской деятельности.
Этот процесс живой и многоликий, разнообразный по способам существования: то он протекает в сознании и прерывается, не найдя выхода в реальность; то обретает частично адекватные себе материальные формы, но так и не вырастает в законченное художественное целое; то складывается стремительно и почти одномоментно, выливаясь в материальную плоть; то зреет медленно и трудно, меняя свою структуру и сущность.
Более десяти лет, в течение которых М. Плисецкая исполняла партию Раймонды в одноименном балете Глазунова, от спектакля к спектаклю, из года в год преображался этот удивительный образ. Внешний рисунок танца в основе своей оставался прежним, но углублялся внутренний мир героини, постепенно возникало подлинное богатство переживаний. С ростом мастерства и усложнением чисто актерских задач академически отточенный танец Плисецкой стал мягче, теплее. Юная любящая девушка, которую поначалу играла Плисецкая, сменилась героиней, сумевшей пронести свое большое чувство через страдание и борьбу, боль разлуки и тяжелые испытания. Если раньше появление в замке Абдурахмана и его свиты вызывало паническую растерянность Раймонды, смятение и страх, то в дальнейшем ее отношение к сарацину стало характеризоваться гордым презрением, осознанием безусловного нравственного превосходства.
|
|
Исполнительская трактовка, понятая как явление, проходящее несколько стадий в своем развитии, есть нечто единое. Вместе с тем она обнаруживает свою квазикорпускулярную природу, проявляясь отдельными «квантами», «пучками». Ее
400
Морфология искусства
Лекция XII
401
крупицы, накопленные в репетиционной работе, откладываются в памяти интерпретатора и извлекаются из нее в нужный момент. Истолкование одного и того же произведения в творческой деятельности артиста - единый процесс еще и потому, что, выливаясь в конкретное исполнение, художественная интерпретация не прекращает своего бытия. Она существует и дальше, но уже как возможность исполнения. При наличии же необходимых условий исполнительская трактовка становится действительностью, образуя «вещественную ткань» исполнительского искусства.
3.4. Специфическая функция исполнительства
Художественные ценности становятся реальными фактами культуры, когда они активно осваиваются аудиторией. Процесс духовного потребления протекает благоприятно, если ценности искусства интерпретируются читателями, слушателями, зрителями, искусствоведами, критиками, то есть принимают соответствующий вид, становятся максимально приспособленными для успешного усвоения. Продукты первичной художественной деятельности в процессуальных искусствах в большинстве случаев не доступны восприятию и не могут потребляться широкой аудиторией до тех пор, пока не будут подвергнуты художественной интерпретации в творческом акте исполнения. Потребность придать явлениям художественной культуры особую форму, делающую возможным процесс их общественного освоения, и вызвала к жизни исполнительское искусство, обусловила его художественно-интерпретационную сущность и главную специфическую функцию - функцию глубокого раскрытия художественных образов продукта первичного творчества в данной конкретно-исторической социально-культурной среде.
|
|
В системе потребностей, стимулирующих функциональное проявление исполнительства, вычленим необходимость «овеществить» продукт первичной художественной деятельности в материале искусства. Только в живом звучании, телодвижении или непосредственном драматическом дей-
ствии обретают свое реальное бытие музыка, хореография, театр. Вот почему первой функциональной гранью специфической роли исполнительского искусства и является объективация продукта первичного творчества в материале искусства, перевод художественных ценностей из области первичного - в область вторичного творчества. Назовем ее реализационной.
«Воссоздание», «воспроизведение» - в этих понятиях раскрывается реализационная миссия исполнительского искусства. В них можно обнаружить и отражение ее неразрывной связи с художественно-интерпретационной сущностью исполнительского процесса. Ведь реализация осуществляется в действиях исполнителя, направленных на воспроизведение продукта первичного творчества. Процесс же объективации в исполнительском искусстве к этому свести ни в коем случае нельзя: в него включаются и двигательные операции, с помощью которых интерпретатор «овеществляет» собственную исполнительскую концепцию.
В процессе воссоздания художественных ценностей нетрудно вскрыть еще одну особенность, которая не может нас не заинтересовать. Речь идет о стимулирующей этот процесс потребности повторить, воспроизвести созданные ранее художественные произведения, сделать это, по возможности, неоднократно. Создатели музыкальных, театральных произведений попадают в своеобразную зависимость от деятельности исполнителя, испытывают в ней острую нужду. У них нет другой возможности «представить» потребителям плод своего труда, кроме той, которая осуществляется в акте его исполнительского воспроизведения.
Ответом на эту потребность становится репродукционная грань исполнительского искусства. Если реализация означает завершение процесса создания материальной плоти произведения, то репродуцирование - публикацию, экспонирование, закрепление в фонде общественных ценностей. Важнейшей задачей исполнительского искусства всегда были и остаются своеобразная «огласка» продуктов первичного творчества, их представление для всеобщего «обозрения», а также распространение и придание им широкой известности.
402
Морфология искусе тва
Лекция XII
403
Место репродукционной грани исполнительства в социально-ролевой структуре последнего, так же, впрочем, как и место реализационной его стороны, не может быть правильно осмыслено в отрыве от сущности исполнительского процесса. Актер и чтец, танцовщик и музыкант-интерпретатор - своеобразные «интеграторы» творческих и нетворческих художественных компонентов. Диалектическое тождество интерпретационной сущности исполнительского искусства и выражающей эту сущность функции находит здесь свое проявление в том, что репродуктивный параметр не сводит исполнительство к копированию, не превращает его в механическое воспроиз- ' ведение ранее созданных художественных явлений.
Само же воссоздание продукта первичной художественной деятельности осуществляется всякий раз в иных условиях. Художественные произведения должны продолжать свое • существование в постоянно обновляющейся среде. Но ведь их смысл - это смысл для субъекта, мировоззрение, пристрастия и интересы которого формируются каждый раз под влиянием новых конкретно-исторических обстоятельств. И если про-, изведение утратило эту непреложную современность смысла, если оно уже не способно наделить субъекта актуальным опытом, оно становится ему не нужным, забывается, а значит -умирает. Вот почему так велика потребность искусства обеспечить свою сохранность в обновляющейся среде, сберечь свою актуальность, не дать разрушиться установившемуся соответствию духовным запросам современной, а может быть и грядущей эпохи.
Как отмечал Б. В. Асафьев, искусство Моцарта живет, потому что оно способно к развитию. И это, конечно, так. Только подлинные художественные шедевры наделены удивительным ♦даром» обнаруживать все новые и новые глубины, «поворачиваться» неизвестными прежде гранями, чтобы каждая эпоха находила в них нечто свое. Но было бы несправедливым преуменьшать столь важную в этом процессе роль исполнителя. Ведь это в его искусстве возрождаются музыкальные ценности, сочинения величайших хореографов и драматургов. Это он должен прежде всего научиться переживать их так, как если бы они были созданы в его время. Значит, исполни-
тельство обнаруживает еще одну специфическую грань - ре-адаптационную, «приспосабливая» художественный организм к обновляющимся условиям существования и развития. Выявить в художественном шедевре то, что необходимо обществу сегодня, сделать его близким и понятным воспринимающей аудитории, определить закономерные направления в развитии художественных ценностей - вот перечень тех сложных задач, которые встают перед исполнительским искусством и осуществляются в его реадаптационной роли.
Художественно-интерпретационная сущность исполнительского процесса обнаруживается здесь столь же полно, как и в реализационной и репродукционной его сторонах. В свою очередь, реадаптация неразрывно связана с другими гранями исполнительского искусства. Они как бы взаимно корректируют друг друга, поскольку в произведении исполнительского искусства объективируются и экспонируются те стороны продукта первичной художественной деятельности, которые актуальны в данную эпоху.
С тех пор, как процесс создания художественных ценностей отделился от акта их потребления, возникла острейшая необходимость свести то, что оказалось «раздвинуто» в пространстве и времени. Жизненно важная для искусства потребность в средствах, обеспечивающих «доставку* плодов художественной деятельности адресату, и выработала четвертую грань исполнительского искусства. Назовем ее ретрансляционной. Ретрансляция охватывает «внутреннюю» работу интерпретатора по освоению, переработке, хранению и передаче продукта первичной художественной деятельности. Под этим углом зрения исполнительское искусство выполняет роль своеобразного канала связи.
Движение информации по этому каналу - весьма сложный процесс. Продукт первичного творчества не сразу реконструируется в сознании исполнителя с необходимой степенью конкретности и полноты. Сначала могут возникнуть лишь общие контуры авторского замысла, и только в процессе дальнейшей работы образы приобретают должную глубину, «расцветают». В ходе активной переработки осваиваемого материала исполнитель «высвечивает» те черты, которые ему осо-
404
Морфология и скусе тва
Лекция XII
405
бенно дороги, отвечают его ценностным установкам и интересам. Добытая информация запоминается, хранится, не оставаясь совершенно неизменной. Одни стороны замысла оказываются стертыми, другие подвергаются более детальной проработке. В нужный момент эту информацию можно воспроизвести: начинается заключительный акт ее движения по внутреннему каналу связи.
В процессе передачи информации неизбежны некоторые потери. Под воздействием «шумов», возникающих в каналах, часть информации утрачивается или определенным образом модифицируется. Можно сказать, что удельный вес искажений, которым подвергается продукт первичного творчества в процессе его ретрансляции, обратно пропорционален внутреннему богатству исполнителя, его таланту и мастерству.
Художественно-интерпретационная сущность исполнительского искусства «срастается» с ретрансляцией в той мере, в какой переплетаются в исполнительском процессе продукт первичной художественной деятельности и творчество самого интерпретатора. Ретрансляция способствует соединению автора и публики, прошлого и настоящего. Первое она осуществляет в нерасторжимом единстве с реализацией и репродуцированием продукта первичного творчества, второе - вкупе с его реадаптацией.
Дальнейшее погружение в исследуемый объект позволяет достигнуть следующего уровня, где обнаруживается тождество исполнительства с искусством в целом. Человеческая мысль, как известно, бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д. Если рассматриваемый нами ранее функциональный ряд исполнительского искусства проявляется в отношении «исполнитель - продукт первичной художественной деятельности», то второй - во взаимосвязи «исполнитель - публика». При этом публика испытывает синтезированное воздействие продуктов первичного и вторичного творчества. Здесь реализуются функции как исполнительского, так и неисполнительского искусства.
Функции характеризуются теснейшими взаимосвязями, в результате чего они проявляются лишь одна через другую и
могут быть обособлены весьма условно. Реализуя, репродуцируя, реадаптируя и ретранслируя продукт первичного творчества, художественно-интерпретационный процесс становится по отношению к воспринимающему средством преобразования, познания, общения и ценностной ориентации, что в конечном итоге оказывает влияние на социальную организацию общества и социализацию индивида, приводит к духовному возвышению человека и индивидуализации социума, способствует эстетическому преобразованию мира, саморегуляции культуры и т. п.
Завершая характеристику границ, строения, сущности и функций исполнительского искусства, не могу не затронуть еще одну, по-видимому, известную вам тему. Вот уже не один год в своих печатных работах мы с профессором Санкт-Петербургской консерватории Н. П. Корыхаловой ведем диалог по поводу интересующих нас научных проблем (см.: [9; 13]). Причем, наряду с теми «зонами», где наши позиции совпадают, существуют, разумеется, и отдельные области и нюансы, в которых наши взгляды расходятся. К их числу относятся вопросы о том, можно ли рассматривать исполнителя как соавтора, завершающего музыкальное произведение, отличаются ли между собой исполнительское и неисполнительское искусство только способом существования художественных ценностей или также и способом их создания, будет ли излишним или даже ошибочным признание самого факта существования особого исполнительского произведения и некоторые другие. Альтернативные варианты ответов на поставленные здесь вопросы и являются естественным следствием концептуальных различий, которые стали поводом для дискуссий: первое из них - понимание границ исполнительского искусства; второе - принятые в наших работах определения музыкального произведения.
Итак, расхождение первое.
Сложность тут состоит в том, что в известных мне трудах Н. П. Корыхаловой нигде напрямую не определяется понятие исполнительского искусства. Однако, учитывая общую концепцию моего оппонента, а также исходя из отдельных замечаний, разрозненных в текстах, можно сделать вывод, что исполнительские искусства фактически отождествляются
406 |
Морфология ис кусств»
Н. П. Корыхаловой с процессуальными, «динамическими» искусствами. Так, музыка совершенно отчетливо характеризуется в ряду исполнительских искусств, к ним же без всяких оговорок причисляются танец и театр.
Моя же точка зрения заключается в том, что каждое из перечисленных здесь искусств, то есть и музыка, и хореография, и танец представляют собой синтез исполнительского и неисполнительского искусства. Деятельность композитора, хореографа и драматурга целиком принадлежит области неисполнительского творчества, тогда как деятельность музыканта-инструменталиста или певца, артиста балета и драматического актера охватывается границами исполнительского искусства. В свете вышеизложенного становится ясно, что стоит только подменить пару «исполнительские - неисполнительские искусства» другой парой - «динамичные - статичные искусства», различия между ними будут определяться, как и показалось Н. П. Корыхаловой, не столько способом создания художественных произведений, сколько способом их существования. Если же такую подмену не производить, спорность позиции моего оппонента становится очевидной.
Аналогичным образом, по-видимому, можно объяснить и некоторые другие альтернативы. Если исходить из принятой в трудах Н. П. Корыхаловой трактовки границ исполнительского искусства, нетрудно убедиться, что вопрос о «первичности» и «вто-ричности» действительно теряет смысл (нелепо было бы считать, что, скажем, архитектура, скульптура и живопись - первичны, а музыка, хореография и театр - вторичны). Излишним будет и различение особого исполнительского произведения (вполне достаточно того, что в живописи существует картина, а в музыке - музыкальное произведение). Если же исполнительское искусство понимать иначе, то есть так, как оно представлено в моих работах, творчество живописца, скульптора, композитора и драматурга становится первичным, а музыканта-интерпретатора, дирижера, режиссера и актера - вторичным. В этом случае никак не удастся обойти следующий вопрос: если мы действительно считаем исполнительство искусством, логично ли не признавать сам факт существования его произведений (художественных продуктов исполнительской деятельности)?
407 |
Лекция XII
Расхождение второе.
Музыкальное произведение определяется Н. П. Корыхаловой как продукт индивидуального (как правило) композиторского творчества, с достаточной полнотой зафиксированный в нотной записи и предназначенный для восприятия в актах исполнительской интерпретации перед слушателями. Указывается также, что отражение действительности в специфически музыкальных образах совершается здесь в условиях особо тесного, органичного единства содержания и формы.
Одним словом, если мысленно «оконтурить» нечто, именуемое Н. П. Корыхаловой музыкальным произведением, мы получим лишь то, что, с моей точки зрения, следует называть продуктом первичной художественной деятельности (в данном случае — продуктом композиторского творчества). И это не случайно. Такое различие, естественно, вытекает из несовпадения позиций по вопросу о границах исполнительского искусства.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что Н. П. Корыхаловой вначале дается определение музыкального произведения, а потом уже «выявляются» основные закономерности его существования. Но можно ли, в принципе, сначала «определить» нечто, а затем «установить» его статус? Не кажется ли оппоненту, что в самой дефиниции статус уже подразумевается, он уже «установлен»? Если, к примеру, музыкальное произведение есть «продукт индивидуального композиторского творчества» и это с полной достоверностью установлено, вопрос о том, следует ли считать исполнителя соавтором, автоматически решен. Точно так же снимается и непростая проблема завершенности или незавершенности музыкального произведения, о чем еще в нашем лекционном курсе пойдет речь.
Н. П. Корыхалова утверждает, что музыкальное произведение представляет собой диалектическое единство трех бытийных состояний: потенциального, актуального и виртуального. Если это так, почему это не учитывается в определении? Ведь там речь идет лишь о том, что музыкальное произведение есть продукт, предназначенный для восприятия в актах исполнительской интерпретации перед слушателями. Это может навести на мысль, что музыкальное произведение - это одно, а формы его существования - совсем другое. Может быть,
408
не случайно, характеризуя виртуальную форму, автор утверждает, что она складывается из множества компонентов, в том числе из эстетических оценок произведения, из мнения о нем специалистов-музыкантов, музыковедов, критиков и т. п. Здесь опять не вполне ясно, как мыслятся границы музыкального произведения и могут ли входить в него мнения о нем.
Хотелось бы, кроме того, понять, почему исследование жизненного цикла произведения, стадий и фаз, которые оно проходит от зарождения в сознании художника до восприятия слушателем, совершенно исключается из онтологической проблематики искусства. Думаю, что вопреки мнению Н. П. Ко-рыхаловой, никакой «подмены тезиса» здесь нет и вряд ли найдутся убедительные теоретические основания для «отлучения» этих вопросов от исследования бытийного статуса художественных произведений.
В этом смысле весьма поучительным будет обращение к трудам видной французской исследовательницы Жизель Бреле, к анализу которых мы приступим в следующей лекции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Плеханов Г. В. Собр. соч. - М., 1925. - Т. 22. - С. 40-41.
2. Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. - М., 1954. - Т. 3. -
С. 85.
3. Вл. И. Немирович-Данченко ведет репетицию. - М., 1965. - С. 204.
4 Платон. Сочинения: В 3 т. - М., 1968. - Т. 1. - С. 140.
5. Гегель. Лекции по эстетике // Эстетика. - М., 1971. - Т. 3. - С. 338.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 26. - Ч. 1. - С. 420-421.
7. ДоливоА. Певец и песня. - М.; Л., 1948. - С. 210.
& Шагинян М. С. Письма Рахманинова к Ке // Новый мир. -1943. - № 4.
9. Гуренко Е. Г. Проблемы художественной интерпретации (фило
софский анализ). - Новосибирск, 1982.
10. НейгаузГ. Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., 1961. - С. 35.
11. Кречетова Р. За гранью грань // Театр. - 1980. - № 6.
12. Шах-Азизова Т. «Чайка» сегодня и прежде // Театр. - 1980. -
№ 7. - С. 88.
13. Корыхалова Н. П. Интерпретация музыки. - Л., 1979.
409 Лекция XIII
3.5. Ж. Бреле о творческих результатах исполнительского процесса
Труды Жизель Бреле не известны широкому кругу читателей, проявляющих интерес к проблемам эстетики и искусствознания. Ее работы не переводились на языки народов России. С именем этой французской исследовательницы и изложением ее научных взглядов можно встретиться главным образом в статьях и книгах отдельных специалистов, где эстетическая концепция Ж. Бреле подвергается более или менее лаконичному критическому обзору. А между тем этому оригинальному автору принадлежит немало фундаментальных работ, среди которых особый интерес в свете избранной нами темы представляет двухтомное исследование о музыкальном исполнении под названием «Творческая интерпретация» [1].
Прямого формулирования своего философского, мировоззренческого кредо Ж. Бреле избегает, хотя и не скрывает своих симпатий к духовному наследию Гегеля и Бергсона, к трудам Августина, Лейбница, Канта, Ницше и Ганслика. Двухтомник впечатляет обилием материала, насыщен множеством интересных философско-теоретических и искусствоведческих проблем. Мышление Бреле порой парадоксально. В нем прихотливо соединяется продуктивный реалистический подход с теоретическими заблуждениями, диалектическая игра сложнейшими философемами - с очевидным метафизическим просчетом. К тому же мы сталкиваемся с весьма своеобразным стилем: автор, по-видимому, не считает нужным раскрывать свою концепцию в строгой последовательности. Изложение отягощено частыми и почти дословными повторениями. Бреле «ходит кругами», постоянно возвращается к уже очерченной мысли, шлифует ее и тут же слегка прикасается к новой. Иногда складывается впечатление, что она не столько заботится о доказательности, сколько стремится внушить читателю свою точку зрения. Рассматриваемое положение она может не доводить до нужной степени точности и остроты, в