Правила поведения в кино

Ты очень любишь смотреть различные фильмы по телевизору.

Но ходить в кино гораздо приятнее: огромный экран, мощный звук и... романтическая обстановка вызывают совершенно другие чувства.

Можешь сходить в кино одна, с подругой или с родителями.

Но это еще не все. Тебя же может пригласить в кино молодой человек, поэтому тебе следует знать наверняка, как стоит себя в этом случае вести.

Перед тем как продолжить нашу беседу, хотим задать тебе один вопрос: что ты сделаешь в том случае, если уже в начале фильма понимаешь, что он не оправдал твоих ожиданий или ты его уже видела однажды?

1. Положишь ноги на впереди сидящего человека.

2. Наденешь большую лохматую шапку и ни за что не снимешь ее до конца фильма.

3. Как можно чаще будешь ходить за мороженым.

4. Громко оповестишь всех о главных событиях и расскажешь окончание фильма.

5. Досмотришь до конца.

6. Сразу же уйдешь.

7. Обрадуешься, что есть возможность поболтать с соседом справа.

8. Будешь громко грызть орехи и шуршать конфетными фантиками.

9. Пересядешь на последний ряд и поспишь.

10. Позвонишь другу и назначишь встречу в другом кинотеатре.

Правила поведения в кинотеатре во многом совпадают с театральным этикетом.

Просто так уж повелось, что поход в кино считается менее официальным мероприятием, а значит, и правила не так строги.

Во-первых, внешний вид. В кино не обязательно идти совсем уж нарядной, можно даже джинсы надеть. Только не забывай, что одежда должна быть чистой и опрятной.

Во-вторых, в кинозал разрешается брать с собой попкорн или конфеты, но не нужно трапезничать слишком громко или мусорить.

Хлопать в кино не принято, также как и громко- смеяться и комментировать происходящее. Вообще эти» правила действуют не только для кинозала, но и для дружеского просмотра кино дома.

Конечно, собравшись посмотреть кино в кругу друзей у кого-то дома, вы избавлены от необходимости покупать билеты и общаться с незнакомыми людьми.

Но в этом случае тоже нельзя другим мешать смотреть кино своими замечаниями и шуточками.

И совсем уж нехорошо в самом начале заявить, что ты этот фильм уже видела, а потом подробно рассказать, чем все закончится.

В кинотеатре ты:

1) не соришь;

2) не шумишь;

3) не ведешь себя вызывающе;

4) не комментируешь фильм с видом знатока;

5) и уж ни в коем случае не болтаешь по телефону.

Таковы основные правила. Надеемся, что эта информация тебе пригодится.

И тогда тебя будут часто приглашать в кино или театр, ведь в любое место лучше идти в приятной компании.

59. Как приглашать и принимать гостей. Как выбирать, дарить и принимать подарки.

Гости в доме - это праздник, потому что собираются друзья. Кого бы вы пригласили к себе в гости? Знаете ли вы, как приглашать и принимать гостей? Без приглашения в гости ходить нельзя. Человек пришел в дом, а хозяева не могут его принять: они устали, чем-то заняты, сами уходят из дома. Гость пришел и нарушил их планы: рады ему не будут.

Если к вам пришел друг, а вы уходите с родителями из дома или заняты важным делом, скажите ему: «Извини, пожалуйста, но мы уходим» или «К сожалению, не могу сейчас с тобой поиграть, я помогаю маме». Пригласив же его в дом, предложите чашку чая с конфетой, пирожком или бутербродом, яблоко или печенье.

Но незваному гостю лучше отказаться от приглашения к столу: его не ждали и угощение для него не готовили.

Прежде чем приглашать в гости, подумайте, зачем вы приглашаете: поиграть в игру, почитать книжку, отметить день рождения. Разные причины требуют разной подготовки.

- в доме должно быть чисто и красиво;

- нарядные хозяева встречают гостей;

- для гостей готовится вкусное угощение;

- у входной двери гостя встречает хозяин праздника;

- надо уделить внимание каждому гостю;

- за подарки обязательно говорят "спасибо";

- провожая гостей, надо их поблагодарить за то, что пришли и радовались вместе с хозяевами дома.

Принимая гостей в своем доме, помните об этих правилах. Тогда друзья будут рады приходить в ваш дом.

Для взрослых

Принимая гостей в своем доме, ребенок расширяет свои возможности в общении с людьми, укрепляет дружеские отношения со сверстниками. В день рождения или в праздник, приглашая к себе друзей, он осознает обязанность хозяина встречать, угощать, развлекать и провожать их. Взрослые лишь помогают ему выполнять эти приятные обязанности.

Но не надо ждать праздника для того, чтобы обучать ребенка правилам приема гостей. Можно в любой день найти праздничную ситуацию: Праздник первого весеннего дождя, Первого школьного дня, Встреча сказки в своем доме. Если к вам приходят дети, чтобы поиграть с вашим сыном в его любимую игру, используйте ситуацию для воспитания в нем навыков гостеприимного хозяина.

Готовя праздничный стол, помните: не обилие угощений важно для детей. Самая большая радость - это игры и развлечения, в которых каждый из них может проявить свои способности.

- гостей приглашают за несколько дней;

- гости приходят с цветами и подарками;

- гости приходят нарядные, приносят сменную обувь: не домашние тапочки, а нарядные туфли; хозяева не предлагают гостям свои тапочки; босиком гоже не принято ходить в гостях;

- хозяином праздника является новорожденный, родители только помогают ему;

- гости приходят с хорошим настроением, готовят для праздника шутки, загадки, выступления; если гость отказывается выступать, не надо его заставлять;

- гостям можно подарить небольшие сувениры;

- гости благодарят хозяев за праздник в конце его и на следующий день;

- папа как хозяин дома отвечает за благополучное возвращение гостей в свои дома.

Когда идете в гости, не забудьте эти правила этикета. Тогда вы будете самыми приятными гостями в любом доме.

Для взрослых

Если вашего ребенка пригласили в гости, помогите ему подготовиться к этому событию. Выберите вместе с ним костюм, учитывая программу праздника. Конечно, подойдет нарядная одежда, но, если детей ожидает веселье спортивного характера, лучше одеться в спортивном стиле. Надо приобрести подарок для виновника торжества. Обсудите с ребенком, какой подарок хотел бы получить его друг, рассмотрите в магазине игрушки и книги и выберите то, что считаете нужным, учитывая мнение ребенка. Заодно расскажите ему о правилах выбора подарка. Чтобы он принимал действенное участие в подготовке подарка, предложите ему нарисовать поздравительную открытку. Важно также напомнить, как принято дарить подарок. Для мамы новорожденного желательно приобрести цветы и подсказать ребенку, как ему их поднести хозяйке дома: красиво, с улыбкой и добрыми словами. Надо подумать и об участии вашего ребенка в празднике: придумать концертный номер для выступления или шутливый рассказ. И, наконец, напомнить ему о правилах поведения в гостях.

После праздника поговорите с ребенком о том, как он прошел: что ему понравилось, было ли весело, как он преподнес подарок, выступал ли, в какие игры играли.

Вам нравится получать подарки? Конечно. Если вам подарили их, значит, вас любят и желают порадовать.

Но подарок - радость и для того, кто его дарит: он сделал подарок любимому человеку, он выбрал то, что доставило ему Удовольствие. Правда, для этого надо знать некоторые правила этикета.

Правильно выбрать подарок - великое умение. Некоторые люди не задумываются над тем, что дарить. Тогда получаются странные и неподходящие подарки. Как-то раз маленькой девочке Зое подарили футбольный мяч. Он лежит заброшенный, никому не нужный. Потому что Зоя не играет в футбол. Подарил мяч Коля: он любит эту игру и считает, что все должны в нее играть. А Костя расстроился, потому что ему подарила тетя в день рождения ботинки, он же мечтал о машине.

Выбирая подарок, подумайте: чем интересуется тот, кому он предназначен, будут ли рады вашему выбору, понравится ли ваш дар?

Есть подарки покупные, они приобретаются в магазине. Такие подарки обычно дарят взрослые. Есть подарки самодельные. Сделанные своими руками, они хранят их тепло. Такие подарки чаще всего дарят дети своим родным. Для родителей, бабушки и дедушки лучший подарок от ребенка тот, который он сделал сам. В нем и проявление сердечного старания, и доказательство того, что человек стал старше, умеет сделать своими руками что-то красивое и полезное. Можно нарисовать открытку, картину, сделать из цветной бумаги аппликацию, вылепить из пластилина игрушку и многое другое. В семье обязательно найдется кто-то, кто подскажет, что и как лучше сделать. Надо только помнить: самодельный подарок должен быть хорошо выполнен.

Другу можно подарить альбом и карандаши, ручку и блокнот, пластилин, игрушку, книгу, сладости. Но те вещи и игрушки, которыми пользовался сам, дарить нельзя. Это не принято: подарки должны быть новыми.

Ребята всегда любят получать «живые» подарки: рыбок, птиц, собаку, котенка, черепаху, хомячка. Чтобы сделать такой подарок, надо предварительно поговорить с родителями друга: согласны ли они принять в дом живое существо.

Очень хороший подарок - цветы. Они красивы, приятно пахнут, их дарят маме и бабушке, в гостях - хозяйке дома. Букет или один красивый цветок. В доме, где цветы можно сразу поставить в вазу с водой, их дарят без упаковки. Всегда в целлофановой упаковке преподносят розы, из-за их шипов. Если же упаковка является частью цветочной композиции, ее не снимают, а дарят цветы в ней. В зимнюю холодную пору спрячьте букет от мороза в плотную бумагу, но в подъезде, перед тем как позвонить в дверной звонок, выньте цветы из упаковки.

Выбирая подарок маме, посоветуйтесь с папой или бабушкой, что подарить. С мамой обговорите подарок для папы, с дедушкой - для бабушки. Не бойтесь спрашивать у взрослых совета. Заранее о своем подарке не рассказывайте. И хотя очень хочется, потерпите до праздника. Тогда будет приятный сюрприз.

Дарим мы подарки не только к дню рождения, но и к именинам. а также к другим праздникам: к Новому году, к Рождеству -7 января, к Женскому дню - 8 Марта. В каждой семье устанавливаются свои традиции.

Надо уметь красиво преподнести свой подарок. Для этого необходимо самому хорошо выглядеть, то есть быть чистым и опрятным. С улыбкой на лице и глядя в глаза тому, для кого подарок, говорим добрые слова. Помните, какие слова сказали Олег и Катя? Не стесняйтесь говорить поздравления и пожелания, от них в любом доме становится теплее. Только произносить их следует четко, громко и обязательно искренно, то есть думать так, как говорите. Маме можно сказать: «Мамочка, любимая, поздравляю тебя с днем рождения! Желаю тебе счастья! Это мой подарок для тебя!». Бабушке - «Дорогая бабушка! Мы с папой дарим тебе цветы и поздравляем с праздником. Мы тебя очень любим!».

Тот, кто получает подарок, тоже должен соблюдать некоторые правила этикета:

- принимают подарок стоя, а не сидя;

-улыбаются дарителю и благодарят за подарок;

- подарок желательно рассмотреть;

- любой подарок принимают с радостью; если он не понравился или вам преподнесли два одинаковых подарка, подумайте о том, что вас хотели порадовать, поблагодарите за внимание и любовь, что важнее любого подарка.

Умение дарить и принимать подарки делает нас еще более привлекательными в глазах наших друзей и родных.

Для взрослых

Создавайте дома такие условия, чтобы ребенку хотелось не только получать, но и дарить рисунки, аппликацию, игрушки, украшения - все, что дети могут сделать своими руками. Личный пример взрослых, благодарное слово, выставка подарков создадут у ребенка необходимое настроение. Напоминайте ему правила поднесения или приема подарка; собираясь в гости, порепетируйте с ним, как он преподнесет свой подарок.

Один из самых приятных моментов дня рождения – получение подарков.

Подарок надо сразу же рассмотреть и выразить свое отношение к нему.

Гость старался, тратил свое личное время на поиски подарка, а потому очень некрасиво оставить его без внимания. Каждому приглашенному на день рождения хочется увидеть, как вы радуетесь, разворачивая упаковочную бумагу или открывая нарядную коробку. Если подарок вам понравился, то гость сразу прочтет это по вашему лицу, и у него резко поднимется настроение. Будет ему приятна и такая фраза, как «Я давно об этом мечтала!», или многозначительно протянутое «О-о-о-о!!».

Неприятно слышать такие фразы как «Зря вы так потратились!», «Я не стою такого подарка!».

Получив подарок от родственника или подруги, которые не смогли прийти на твой праздник, принцесса, нужно обязательно выразить им свою признательность по телефону или электронной почтой. Не забудь поблагодарить и того, кто тебе подарок передал.

Постарайся не показывать своего разочарования, если подарок пришелся не по душе. Не стоит говорить это вслух даже в форме тонких намеков. Не обижай друзей. Ведь тебя хотели порадовать, а это надо ценить.

Если тебе дарят пятый альбом для фотографий или третью чайную чашку, улыбнись и поблагодари друга или подругу, чтобы он или она не почувствовали себя неловко. Позаботься, чтобы никто не увидел подарков-близнецов и не сделал это предметом обсуждения.

Нельзя также вслух сравнивать подарки гостей. У всех людей разные возможности, а потому бестактно расхваливать дорогие подарки и с демонстративным пренебрежением относиться к менее ценным. Если тебе подарили что-то, что можно использовать прямо на дне рождения, нужно непременно это сделать. Подаренные коробки конфет принято открывать и ставить на стол с угощениями. Букеты следует обязательно ставить в воду. Можно не снимать нарядную упаковку, а только подрезать бумагу так, чтобы она не касалась воды и, следовательно, не размокала. Ты должна заранее приготовить несколько ваз для подарочных букетов.

Друзья, по какой-то причине пришедшие без подарка, не должны почувствовать, что ты этим огорчена. Гость в доме желанен сам по себе. Вовсе не из-за подарков мы приглашаем друзей на дни рождения и другие праздники. Мы хотим вместе с близкими людьми приятно провести время.

60. Культура внешнего вида. Требования к костюму делового человека.

Впервые увидев человека, люди непроизвольно обращают внимание на его внешность. "Одежда составляет девяносто процентов всего того, что люди видят перед собой, когда смотрят на вас", - подчеркивает Дебра Гай Кокс, консультант по имиджу. Одежда воздействует на окружающих, так как, независимо от сознания человека, мгновенно фиксируется его органами чувств. Поэтому не зря говорят, что о человеке вначале судят по его внешности, затем по разговору, а далее по интерьеру его кабинета. Внешний вид, как правило, отражает внутреннее, нравственное содержание человека. "Люди судят о нас – то есть определяют, кто мы, где мы живем и где мы были – на основе одного лишь взгляда на нашу одежду", - говорит Кокс. Культуру человека подчеркивает его одежда. Она является, своего рода, визитной карточкой человека. Одежда несет партнерам по общению информацию о человеке, его вкусах, принадлежности к тому или иному социальному или профессиональному слою.

Со вкусом подобранная одежда, аксессуары, опрятный вид делают его уверенным, собранным, энергичным. Не зря Рокфеллер начал свой бизнес с того, что купил себе на последние деньги дорогой костюм и стал членом гольф-клуба. "Уменье одеваться более важно, нежели уменье входить в комнату или уменье кланяться. Ничто так не бросается в глаза, как одежда человека", - наставляли в старину. Глядя на предпринимателя впервые, сразу составляют впечатление о нем самом и его благосостоянии. Большое значение имеет цвет одежды. Воздействие цветом – мощный психологический раздражитель: им можно успокоить, настроить партнеров на "деловой лад", можно в определенной ситуации вызвать неприязнь или, напротив, положительные эмоции. Цветовые сигналы воспринимаются партнерами на подсознательном уровне. Этим и объясняется "тайная" сила их воздействия. Согласно данным М. Люшера, создателя широко известного в современной психодиагностике цветового теста, каждый цвет имеет свое психологическое значение. Это подтверждают и отечественные психологи. Одежда должна соответствовать месту, времени, характеру события. Ее нужно уметь правильно носить. Чем светлее костюм, тем лучшего качества он должен быть.

Внешний облик делового человека – это первый шаг к успеху, поскольку для потенциального партнера его костюм служит кодом, свидетельствующим о степени надежности, респектабельности и успеха в делах.

Доверие вызывает только тот, кто хорошо одет и причесан, у кого есть чувство вкуса и меры. Можно сказать, что и в сфере бизнеса "встречают по одежке", а уж потом оценивают и другие качества — пунктуальность, четкость, квалификацию, верность слову и т.п. Именно поэтому к внешнему виду делового человека, его повседневному костюму (не говоря уже о торжественных случаях) предъявляется много требований.

Вместе с тем не нужно стараться подавлять партнеров богатством своего облика, свидетельствующим о вашей мощной кредитоспособности. В большинстве промышленно развитых стран тяжелые золотые перстни, цепочки и браслеты, бросающиеся в глаза часы или излишняя пестрота галстука, могут только зародить сомнения вашей серьезности.

Правда, есть регионы (например, арабский Восток), где не только допускается, но даже требуется от бизнесмена демонстрация роскоши как наглядное свидетельство его процветания. Такими "признаками успеха" являются и платиновые зажигалки с монограммами, и часы с бриллиантами, и запонки с драгоценными камнями, и сверхдорогие автомобили.

Деловой костюм – это как визитная карточка бизнесмена. Нет делового костюма – нет для сообщества деловых людей и самого бизнесмена. Недаром в далеком XIX веке будущий миллиардер Рокфеллер начал свой путь к успеху с вложений не в бизнес, а в самого себя: он истратил буквально последние деньги на два важных приобретения: первым приобретением был дорогой деловой костюм, вторым – членская карточка в престижном гольф-клубе. Костюм создавал имидж, карточка давала знакомства и личные связи. Мудрый он был и дальновидный человек, этот Рокфеллер!

Как для первого контакта, так и для последующих деловых встреч с важными отечественными и иностранными партнерами стоит надеть тщательно вычищенный и отглаженный костюм со светлой рубашкой и галстуком в тон.

Не стоит появляться на деловых встречах в куртках, спортивных брюках, джинсах, а также в кожаных пиджаках, которые уважающие себя бизнесмены надевают в лучшем случае на загородные прогулки.

Однако есть особые сферы бизнеса, где допускаются экстравагантные наряды в качестве своего рода торговой марки и знака принадлежности к цеху. Например, менеджер рок-певца или организатор концерта "тяжелого металла" может щеголять с серьгой в ухе и иметь прическу в виде схваченного ленточкой конского хвоста. А торговцу картинами вполне приличествуют по-богемному пестрые пиджаки и шелковые шейные платки.

Бизнесмены, стремящиеся к успеху, тщательно следят за деталями и придирчиво учитывают их в своих выводах. Например, чудовищное впечатление производят короткие, спустившиеся складками носки, которые открывают белые икры бизнесмена, когда он сидит, закинув нога на ногу. Особенно необходимы чистые и без дырок носки в Японии, поскольку там приходится снимать обувь при входе в дом или ресторан.

Портят впечатление несвежий носовой платок, полуоторванная пуговица или привычка протирать очки концом галстука.

Нельзя забывать и об обуви – запыленные и потрескавшиеся туфли могут испортить впечатление даже от вполне приличного костюма. Надо отбросить простодушную отечественную привычку дополнять пиджачную пару с галстуком босоножками, из которых выглядывают нитяные носки, избегать слишком пахучих одеколонов и лосьонов после бритья. И вообще главное, к чему следует стремиться, - общее впечатление опрятности, аккуратности и даже некоторой педантичности в одежде. Это должно заставить партнера думать, что столь "подтянуты" будете вы и в делах.

Пиджак, рубашка, галстук

Внешне бизнесмена легко отличить от всех прочих мужчин: он выглядит уверенным в себе, стабильным, одет достаточно консервативно. Если богатый бездельник выбирает дорогую и изысканную одежду с претензией на шик, люди свободных профессий – нестандартную, рабочие – простую и надежную, молодежь – спортивную, то деловой человек немыслим без мужского костюма, который в полном варианте состоит из "тройки" (пиджак, брюки, жилет), а в стандартном – то же самое без жилета.

Одежда формирует внешний облик делового человека. Она привлекает внимание людей, озабоченных межличностными отношениями. По словам Элисон Лурье, автора книги "Язык одежды": "… социологи говорят нам, что мода… является языком знаков, невербальной системой коммуникации". Главное в одежде мужчин – костюм. Наиболее распространены следующие стили мужских костюмов: английский; европейский; модифицированный европейский; американский "мешочный".

Обязательной принадлежностью классического мужского костюма является пиджак. Его необходимо надевать при любом визите.

Нижняя пуговица пиджака не застегивается никогда. Остальные обязательно должны быть застегнуты в официальной обстановке — на трибуне, при входе в любое помещение и т.д. Танцевать следует тоже лишь в застегнутом пиджаке. Расстегнуть его можно только в том случае, если вы сидите за столом или в зрительном зале. Снимать пиджак на официальных мероприятиях можно только после того, как это сделал хозяин, почетный гость — словом, первое лицо на приеме. И если это самое первое лицо, несмотря на изнуряющую жару, как ни в чем не бывало, сидит в пиджаке, присутствующим более низкого ранга остается лишь мысленно посылать проклятия в адрес этого невосприимчивого к высокой температуре и чужим проблемам чурбана. Лишь находясь в гостях у близких знакомых, можно снять пиджак, не дожидаясь, пока это сделает хозяин. Но предварительно следует попросить у хозяина разрешения на это. Поздней осенью, зимой, ранней весной, в вечернее время лучше носить темный пиджак. В дневное время и летом предпочтительнее светлый костюм, в жару — хлопчатобумажный. Костюм может быть однотонным, а также в мелкую полоску или в клетку, но без резких контрастов. Для деловых переговоров рекомендуется надевать однотонные костюмы серого, темно-серого, темно-синего или черного цвета. Наиболее распространен в деловом мире костюм-двойка, но допускается и костюм-тройка. Черный костюм предназначен для самых торжественных случаев. Все остальные детали одежды подбираются под костюм.

Покрой пиджака – двубортный или однобортный, с широкими или узкими лацканами – зависит не только от моды. Однобортный пиджак на двух пуговицах показывает мобильность бизнесмена, его скорость реакции, динамичность. Двубортный пиджак говорит о способности удержать достижения, разумном распределении средств или вложений, надежности и стойкости при любых катаклизмах. Двубортные костюмы противопоказаны всем полным людям, даже нормального или относительно высокого роста. Они делают своих владельцев настоящими толстяками.

Кроме ширины запаха пиджаки отличаются также наличием разрезов, которых может быть два, один или вовсе ни одного. Пиджак без шлиц называется европейским. Он выглядит привлекательно только на стройных мужчинах. Толстякам и даже мужчинам нормального телосложения, но с животиком или широкими бедрами, европейский тип пиджака противопоказан. Он идеально сидит только на высоких и худощавых людях. И то если они стоят. Сидеть в таком пиджаке можно без неудобства, только полностью его расстегнув.

Американский пиджак с одной шлицей более удобен при ходьбе, менее связан с комплекцией человека. Но он тоже не слишком комфортен: для того, чтобы сесть, его необходимо расстегнуть. Самый надежный в этом плане – английский пиджак с двумя шлицами. Сидеть в нем достаточно легко, поскольку сзади пиджак сразу же расходится в стороны и не мешает посадке. Его можно не расстегивать полностью. Дело в том, что нижнюю пуговицу принято никогда не продевать в петлю, чтобы не мешать свободному движению.

Пиджак с двумя шлицами позволяет легко и свободно вставать и садиться. Исходить в выборе, наверное, нужно из того, насколько у вас подвижная работа, и из особенностей вашей комплекции. Крой пиджака во всем остальном должен просто отвечать вашему представлению об удобном и неудобном, то есть ощущению комфортности или некомфортности при ношении вещи.

Деловой мужчина для различных мероприятий должен иметь не менее трех костюмов и 12 хлопчатобумажных сорочек различных цветов, преимущественно пастельных. Они должны подходить к костюмам по тону. Обязательно нужно иметь белые сорочки, но белого леденистого цвета. Допускается тонкая полоска или клетка. Пестрая рубашка не подходит к костюму с узором. Никогда не надевайте рубашку в полоску с костюмом в клетку и, наоборот, клетчатую рубашку с костюмом в полоску. Чем темнее костюм, тем светлее должна быть рубашка. Идеальная рубашка, подходящая для визитов любого уровня, — белая. Но самое гармоничное сочетание и самая лучшая рубашка не производят хорошего впечатления, если рубашка грязная. Свежесть рубашки — самая важная ее характеристика. Рукав - длинный. Воротник сорочки – классический. Однако выбор воротника важен для мужчин с нестандартной шеей и формой лица. У стройных мужчин с длинной худой шеей суженные воротники (со сближенными углами) или длинные и острые воротники подчеркивают те черты, которые нужно приглушить. Им больше идут широкие воротники. Они как бы расширяют шею. Мужчины с полным лицом и короткой шеей выглядят эффектнее в сорочках с узкими воротниками. Воротники с петелькой и завышенной горловиной хороши для мужчин со средней шее.

На сорочке, как и на пиджаке, также не допускаются элементы спортивного или военного стиля – погончики, накладные карманы со складочками или кокетками. Допустим один накладной карман. Обычно на кармане имеется логотип (словесный товарный знак) фирмы-изготовителя.

Джон Т. Моллой в книге "Одежда для успеха" пишет: " Если у вас есть намерение воспринять все, что я написал в этой книге, всерьез… то вы никогда на протяжении всей своей жизни не наденете сорочку с коротким рукавом на деловую встречу, независимо от того, работаете ли вы совсем недавно в качестве простого курьера или же вы президент компании. Короткий рукав является символом низшего социального слоя среднего класса и потому не может чисто психологически вызывать чувства уважения и власти".

Элегантные сорочки должны быть без карманов, но если они есть, то в них не принято ничего класть. Уголки воротника при завязанном галстуке не должны отставать, как в дешевых сорочках. Манжеты у сорочек бывают простые, застегивающиеся на пуговицу, и двойные (французские), застегивающиеся на запонки. Двойные - придают имиджу лоск. За счет ширины и деталей таких манжет руки не кажутся длинными.

Особое внимание уделяется галстуку. Галстук — обязательное дополнение к однотонной рубашке. С костюмом в полоску, в клетку и т.д. хорошо сочетается однотонный галстук. А с однотонным костюмом — галстук с узором, пестрый. Если рубашка несветлая однотонная, нужно позаботиться о том, чтобы галстук сочетался с ее цветом. К яркой рубашке с узором подойдет только однотонный галстук. Во всех случаях галстук должен быть темнее рубашки. Расцветка галстука вашего делового партнера может помочь вам определить его характер, настроение, позицию на данных переговорах. Ярко-красные галстуки выражают экспрессивность, некоторую непоследовательность. Сочетание ярко-красного цвета с желтым — раскованность, настойчивость в отстаивании собственной точки зрения. Красный рисунок на темном фоне может свидетельствовать об уверенности в себе, целеустремленности. Синие, темно-коричневые цвета с добавлением красного и чуть-чуть изумрудного сообщают о доброжелательности, готовности учесть мнение оппонента. Серо-жемчужные цвета подчеркивают умение владеть чувствами. Ядовито-зеленые в сочетании с желтыми могут указывать на некоторую настороженность. Голубые галстуки излучают спокойствие. Черный плетеный кожаный галстук указывает на желание быть элегантным, привлекательным. Для деловых переговоров лучше выбирать серо-жемчужные, сине- красные, темно-бордовые галстуки. Рекомендуются галстуки с графическим рисунком. Такая цветовая гамма настроит ваших собеседников на деловой лад, подчеркнет ваше уважение к ним. А вот яркий галстук с авангардным рисунком создаст у ваших деловых партнеров ощущение эмоционального давления, будет раздражать и отвлекать их. Также рекомендуется использовать комплект из одинаковых по расцветке галстука и носового платка (кончик которого выглядывает из нагрудного кармана). К вечернему темному костюму лучше всего подходит шелковый галстук. Синтетический галстук носят только с кожаным пиджаком. В галстуках-бабочках появляются только на официальных мероприятиях. Матерчатый черный галстук уместен лишь на похоронах и поминальных церемониях. Галстук не принято сочетать со спортивной, шерстяной рубашкой, с любой рубашкой, которую носят навыпуск. Ширина галстука должна быть прямо пропорциональна размеру пиджака, т.е. чем шире в плечах человек, тем шире должен быть галстук. Нельзя допускать, чтобы галстук свисал ниже пояса. Но и слишком короткий тоже неприемлем. Он должен чуть-чуть не доходить до пряжки брючного пояса. И, конечно же, галстук должен быть завязан аккуратно и правильно. Галстуки из плотной материи следует завязывать заново каждый раз.

Мужская обувь

Не только галстук, но и туфли указывают на общественный статус и удачливость мужчины. Во всех пособиях по деловому этикету про обувь написано следующее: она должна быть дорогой, консервативного вида, на тонкой подметке, черной или темной (под темный костюм) и соответствующего оттенка – для светлого костюма. Но, прежде всего, обувь должна быть удобной. Так что если в магазине продавец уверяет вас, что это та самая модель, которая идеально подходит для делового костюма, то, разобравшись с этим ее предназначением, проверьте, насколько удобна она на ноге, и не забудьте, для какой цели вы ее приобретаете: если будете носить только в помещении, то выбор справедлив, но если вам придется в этой деловой обуви ходить по нашей грешной земле и в слякотное время года, то стоит задуматься, справятся или нет ваши туфли с дождем, снегом или грязью. Иначе вы рискуете в скором времени отдать дорогие туфли ближайшей помойке.

Элегантно дополняют костюм легкие полуботинки на шнуровке из натуральной кожи (верх, низ, стельки). С верхней одеждой носят ботинки: черные ботинки на шнурках, классические черные кожаные полуботинки на шнурках. Возможны мокасины, если они изготовлены из первоклассной натуральной кожи и просты по стилю. Не носят обувь на высоких каблуках, а также лакированную. Деловой человек не носит туфли из велюровой кожи. Они не допустимы в деловой сфере. Лакированная обувь соответствует только фраку и смокингу.

Отделаться "башмаками на все случаи" вам все равно не удастся. Для холодных сезонов придется подбирать зимнюю и осеннюю обувь, для лета – летнюю. Но во всех случаях обувь должна выглядеть дорогой и престижной. Это не означает, что ей необходим экстравагантный фасон, хотя сегодня и в мире мужской обувной моды существуют весьма смелые решения. Мужская деловая обувь отличается простотой, то есть в ней не должно быть разного рода вставок другого цвета, дополнительных ремешков, пряжек, эмблем и прочих деталей, которые хороши в молодежной моде, но не соответствуют деловому стилю. Обувь всегда должна быть безукоризненно чистой как внутри, так и снаружи. За сутки нога выделяет 200 мл пота. Деловой мужчина носит тонкие шерстяные носки. Впитывая пот, такие носки остаются на ощупь сухими. Носки должны быть длинными. В этом случае, положив ногу на ногу, не видно из-под брюк голое тело (эрогенные зоны). Недопустимо, чтобы была видна голая часть ноги. Длинные носки придают ноге элегантность. Нежелательны носки с узорами. Цвет носков создает переход от цвета костюма к цвету обуви, сочетается с ними. Предпочтительны темные однотонные носки. Белые носки недопустимы. Их носят в основном, спортсмены. Об этом читаем в одной из заповедей, как надо одеваться начинающему бизнесмену, в школе бизнеса во Франкфурте-на-Майне: "Джентльмен не носит белые носки! Бизнесмен, если он джентльмен, - тоже". Основной принцип выбора делового костюма прост: мужская одежда должна хорошо сидеть и человеку в ней должно быть уютно. Так что при выборе делового костюма рекомендуется не просто его надеть и постоять у зеркала, но еще и походить, посидеть, даже понагибаться, оценив костюм не в статике, а в движении. Кроме того, если вы выбираете удобный костюм, не забудьте проверить, чтобы вам было удобно и в том случае, когда карманы окажутся не идеально пустыми. Если они предусмотрены, то для чего-то ведь существуют. В то же время не пустые уже карманы не должны выпирать и оттопыриваться.

61. Понятие, сущность и основные характеристики имиджа.

Само слово имидж (от франц. или англ. image) в буквальном переводе на русский язык означает образ, облик.

Образ понимается как результат психического отражения того или иного объекта; в процессе этого отражения возможны преобразования исходной информации; процесс его создания может быть активным и целенаправленным, включая в себя процедуры анализа и синтеза. Все эти характеристики образа могут быть вполне применимы к имиджу. Но понятие “имидж” не является точным синонимом понятия “образ”. Более точным будет определение имиджа как разновидности образа, потому как его прообразом выступает не всякое явление, а субъект, в качестве которого могут выступать человек, организация, группа людей и даже предмет, если ему будет приписан определенный набор личностных качеств.

Таким образом, можно говорить, что имидж – это всегда образ субъекта. Но этот образ всегда оформлен с помощью некоторого языка, как синтаксического (включая невербальные знаки), так и символического (включая не только предметные значения, но и символические), то есть имеет символическую природу. С точки зрения семиотики, символ представляет собой одну из разновидностей знака. В свою очередь, знаком может быть любой чувственно воспринимаемый предмет, используемый в качестве представителя любого другого, отличного от него предмета. Ч.С. Пирс в 1867г. разработал классификацию знаков. По его мнению, все знаки делятся на:

- естественные (знаки-индексы);

- иконические (знаки-образы);

- символические (знаки-символы).

Но нельзя отнести имидж к какой-то одной разновидности знака, потому что в нем присутствуют элементы от каждого.

Прежде всего, в имидже присутствует многое от естественного знака. Причина этого не только в том, что при создании имиджа человек использует собственное тело, лицо, голос, жесты, но главным образом в том, что имидж всегда в той или иной степени является продолжением его естественных психических качеств.

Далее, имидж, безусловно, содержит многое от иконического знака. Поскольку он представляет собой разновидность образа, он обязательно имеет сходство со своим прообразом.

Но природа имиджа является, в конечном счете, все-таки символической, о чем мы говорили ранее. Потому что имидж представляет собой не единичный, отдельно стоящий знак, а знаковую структуру. То есть, такую устойчивую, организованную совокупность знаков, которая в свою очередь сама выступает в качестве знака и может представлять некоторый относительно устойчивый объект. А элементами знаковой структуры могут выступать все три типа знаков.

Знак-символ всегда допускает какую-то двусмысленность, неопределенность, то есть предоставляет возможность неоднозначной трактовки, потому что он функционирует в социальном контексте. Именно в этом смысле специалисты говорят, что имидж является как бы “полуфабрикатом”, поскольку он оставляет направление для домысливания в соответствии с социальным опытом целевой аудитории или воспринимающего человека. Он содержит в себе набор “ключей”, то есть символов, которые человек интерпретирует в процессе восприятия.

Таким образом, мы видим, что природа имиджа двойственна: с одной стороны, имидж – это всегда некий символический образ субъекта, имеющий знаковую структуру и всегда оставляющий некоторую свободу для интерпретации в процессе социального познания. С другой стороны, имидж, имеет психическую природу и обладает всеми характеристиками психического образа:

- объект идеальный, возникающий в сознании людей; он не подлежит прямому измерению, оценить его можно лишь по отношениям, проявляющимся в общении, деятельности, выборе. Поэтому при его создании необходимо проводить его мониторинг и изучать реакции на него;

- он должен быть целостным и непротиворечивым, соответствующим однозначным обобщенным представлениям;

- как идеальное образование имидж неустойчив, его постоянно надо «подкреплять» рекламой или разнообразными целевыми РR - акциями;

- как стереотип он должен содержать ограниченное число компонентов, сложность конструкции будет только мешать его восприятию, а, следовательно, сделает отношение к нему неоднозначным;

- имидж, хотя он и иллюзорный образ, должен все же быть в какой-то мере реалистичным, явное приукрашивание достоинств приведет к снижению доверия;

- он должен быть прагматичным, то есть ориентированный на ограниченный круг задач, соответствующих целям организации или особенностям настоящей ситуации ее развития;

- эффективный имидж должен обладать свойством вариабельности, абсолютно «жесткая и неизменная конструкция» неприемлема, ситуация трансляции имиджа всегда динамична, может возникнуть необходимость внесения корректив;

- он должен вызывать сильный эмоциональный отклик, это следует из самого его определения;

Кроме этого, в процессе восприятия он дает некоторую информацию, которая не всегда трактуется однозначно.

В настоящее время в специальной литературе можно встретить большое число определений имиджа. Рассмотрим некоторые из них.

1. Имидж человека, организации или товара – это не что иное, как целостный образ (преимущественно — зрительный), впечатление, которое производит человек.

2. Имидж – это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо, чего-либо.

3. Имидж – это специально моделируемое целенаправленное отображение образа человека, группы, организации, явления, специально создаваемый в сознании аудитории.

4. Имидж – это символический образ объекта, основанный на результатах обработки информации.

5. Имидж – целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо с целью популяризации.

6. Имидж – целенаправленно созданная или стихийно возникшая форма отражения объекта в сознании людей.

7. Имидж – это особый психический образ, сильно и определенным образом влияющий на эмоции, поведение и отношения личности или группы, а, следовательно – на их предпочтения и выбор.

8. Имидж – это такое иллюзорное отображение воспринимаемого объекта, при котором ракурс восприятия умышленно смещается, акцентируя внимание на определенных сторонах явления.

В целом, можно сказать, что имидж – это эмоционально окрашенный символический образ объекта, который возникает стихийно или создается специально посредством выделения некоторых сторон данного объекта для формирования определенного отношения к нему.

Исходя из всех вышеперечисленных определений, можно выявить некоторые характеристики имиджа:

1) стереотипный характер имиджа. Имидж обладает многими характеристиками стереотипа: весьма упрощенный, но в то же время устойчивый психический образ, основанный на обобщении личного опыта, предвзятых представлений, стремлении быстро понять смысл и сущность явления.

2) Имидж меняется с течением времени. Он может быть гибким и ситуативным. Может зависеть от условий окружающей среды, например, моды.

3) Имидж отражает экспрессивную, эмоциональную сторону образа субъекта.

4) Имидж носит адресный характер, он всегда направлен на некую целевую аудиторию. Например, при создании политического имиджа: избиратель никогда лично не пересечется с кандидатом, но он обязательно пересечется с его имиджем.

5) Имидж обладает высокой регулирующей силой, потому как он является не просто психическим образом, а специально моделируемым отражением уже существующего образа субъекта, на основе некоторой иллюзорной реальности. Считается, что мы живем как бы в двух мирах — реальном и иллюзорном, или мнимом. Иными словами, мы можем жить не только в реальном, но еще и в иллюзорном мире: мире внушенных установок, весьма далеких от реальности. На этом, в частности, зиждется реклама с ее “хрустящим счастьем” и “райским наслаждением”, на этом строится и политика, где, по меткому выражению американских специалистов, “конкурируют не политики, а их имиджи”.

Роль иллюзорного мира велика, его психологическая комфортность и притягательность по сравнению с миром реальным обусловливаются следующим:

- он принципиально непроверяемый, следовательно, в нем меньше разочарований;

- он иррационален, поэтому воспринимается как безальтернативная данность;

- он гармоничный, целостный, непротиворечивый, а это у большинства вызывает положительное отношение;

- в нем иная иерархия, воспринимаемая как управляемая нами, поэтому мы уверены, что можем на него влиять (например «наказать», выключив телевизор, если не нравится ведущий или рекламный ролик);

- он всегда исключительно доброжелательно направлен на человека;

- он освобождает от «мук выбора и ответственности» — человек ведет себя так, как ему показывают, как ведут себя привлекательные герои рекламных роликов или имиджевых акций.

Главной функцией имиджа является формирование эмоционально окрашенного отношения к кому-либо или чему-либо, в основном положительного, хотя, например, в шоу-бизнесе и негативное отношение может сыграть большую роль. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, — высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а, следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информацией публичной деятельности. Именно поэтому американцы говорят, что ”положительный имидж стоит миллиарды долларов”. Еще одной не менее важной функцией имиджа, как отмечают Богданов и Зазыкин, является его способность завуалировать минусы, которыми обладает носитель имиджа. То есть главное преподнести, спроецировать личностные характеристики и прочие атрибуты имиджа.

При формировании эффективного имиджа надо отчетливо представлять, какой конкретно имидж необходим. Естественно, положительный и привлекательный, ведь выбор вида или типа имиджа определяет стратегию и содержание деятельности по его созданию. С этой целью были созданы типологии имиджа. Они разрабатывались на базе общих и специальных оснований по критериям сходства и различия. Рассмотрим эти базисные основания и соответствующие им типологии имиджа.

1. По признаку формирования имиджа, он бывает:

а) внешним, то есть проявляющимся в основном во внешней среде, ориентированной на клиентов или потребителей (фирменный стиль, логотип, слоган, интерьеры офиса, внешний вид персонала и пр.);

б) внутренним, формируемым как впечатление о работе и отношениях персонала (корпоративные отношения, этика поведения, особенности делового общения, традиции и пр.).

Очевидно, что между данными видами имиджа могут быть тесные функциональные связи. Мало того, они даже желательны, ибо их несовпадение вызовет недоверие к организации и к ее деятельности. Надо заметить, что в нашей практике встречается больше несовпадений, когда внешний имидж соответствует стандартам, а внутренний являет ему полную противоположность.

2. По эмоциональной окраске, он делится на:

а) позитивный имидж (здесь комментарии не требуются, на его достижение направлена вся PR-деятельность);

б) негативный имидж (формируется в основном в политике политическими оппонентами с помощью так вызываемого “черного пиара” и антирекламы; в коммерческой деятельности создается суще­ственно меньше, но если такая работа проводится конкурентами, то чаще всего это делается неявно, опосредовано, с использованием психологических технологий “тайного принуждения”).

3. По целенаправленности PR-деятельности также выделяют два типа:

а) естественный имидж, складывающийся стихийно, без специальных PR-акций и рекламы в результате практической деятельности организации;

б) искусственный, создаваемый специально рекламой или PR-акциями и не в полной мере соответствующий характеру и результативности деятельности организации.

4. По степени рациональности восприятия. В этом случае имидж бывает:

а) когнитивным, дающим “сухую” специальную информацию (ориентирован главным образом на людей сведущих, узких специалистов);

б) эмоциональным, чувственным (такой имидж ориентирован на широкую аудиторию и призван вызвать сильный эмоциональный оклик).

5. По содержанию имиджа, его соответствию специфике деятельности. В этом случае выделяют следующие типы:

а) политический имидж;

б) имидж руководителя (и его команды);

в) имидж организации;

г) имидж территории (города, региона, страны);

д) имидж идеи, проекта.

6. С точки зрения функционального подхода можно выявить:

а) зеркальный — это имидж, свойственный нашему представлению о себе.

б) текущий — этот вариант имиджа характерен для взгляда со стороны (коррелирует с воспринимае­мым индивидуальным имиджем): именно эта область значима для РR, поскольку недостаточная ин­формированность, непонимание и предубеждение формируют имидж объекта (политика, товара, проекта и др.) не в меньшей степени, чем реальные поступки. Задачей здесь становится выбор не столько благоприятного, сколько ситуативно - верного типа имиджа.

в) желаемый — этот тип имиджа отражает то, к чему мы стремимся. Часто встречается в самоописаниях организаций или партий.

г) корпоративный — это имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений или результатов ее работы. Сюда входят И репутация организации, и ее успехи, и степень стабильности. Примером создания имиджа организации (в широком смысле) может служить серия книг, фильмы или телесериалы, как-то сериал «Менты», «Улицы разбитых фонарей», «Спецназ», «Бригада» или появив­шееся в середине 1990-х годов многочисленные «воровские» книжные серии отдельных писателей.

д) множественный имидж образуется при наличии ряда независимых структур вместо единой корпо­рации. К хорошему единому имиджу стремятся, например, авиакомпании, использующие собствен­ную символику, единую униформу и т. д.

7. С точки зрения контекстного подхода выделяют:

а) мифологический имидж, под которым понимается, например, построение поведения лидера с учетом сложившихся в данном обществе мифов.

б) моделируемый (стратегический) имидж — это тот образ личности, который стремятся создавать личные имиджмейкеры лидера и привлеченные специалисты. Моделирование имиджа распространено в практике политического РR.

в) закрытый имидж, который был характерен для многих советских вождей. Он интересен тем, что каждый потребитель может вписывать в него те черты, которые сам считает наиболее убедительными.

Исходя из различных типологий, можно говорить о том, что имидж можно создать специально или поддерживать тот, который возник стихийно. Он может носить различную эмоциональную окраску. Имидж отражает как внешние особенности субъекта, так и его внутренние связи и отношения. И, наконец, в качестве субъекта имиджа может выступать как человек, так и неодушевленный объект, наделенный некоторыми человеческими качествами.

Кроме того, каждый из этих типов имиджей имеет свою психологическую специфику, которая и определяет стратегию и методы его формирования, особенности работы по связям с общественностью и рекламной деятельности. Но в целом все методы и стратегии формирования имиджа можно разделить на те, с помощью которых формируется имидж отдельной личности, товаров и услуг и имидж организаций или отдельных групп.

62. Структура имиджа делового человека.

Как уже говорилось, имидж современного делового человека строится на нескольких китах – внешность, речь, личностные и профессиональные качества. В общем – все, что позволяет говорить о человеке, как об индивидуальности. Формирование имиджа делового человека должно проходить поэтапно. И в конечном итоге в идеальном состоянии должна быть каждая деталь вашего образа.

1. Внешность. Встречают, как известно по одежке. Да и первое впечатление о вас начнут складывать, как только вы появитесь в поле зрения. Поэтому важно помнить несколько правил хорошего внешнего имиджа делового человека:

- парой для костюма обязательно должен стать галстук. В качестве исключения – только пиджаки спортивного типа, которые можно надеть с футболкой;

- рабочий костюм, вне зависимости, женщина вы или мужчина, не должен быть ярким. Лучше всего подойдут спокойные, теплые тона;

- пестрые блузки и рубашки – признак дурного тона;

- не допускайте смешение цветов в одежде. Оттенки должны сочетаться друг с другом;

- лучший стиль для делового человека – классический. Но это не говорит о том, что нужно одевать все строгое и черное. Современная индустрия моды подарила людям множество оттенков от синего до бежевого и коричневого;

- в дневное время нужно надевать светлую одежду, в вечернее – темную;

- не забывайте об аксессуарах. Но не обвешивайте себя огромным количеством украшений и лишних деталей, чтобы не быть похожими на новогоднюю елку. Пары изящных дополнений к образу будет вполне достаточно;

- что касается косметики для деловых женщин, то здесь для всех совет един - боевой раскрас может обернуться агрессией к вашей персоне. Макияж должен быть натуральным и естественным;

- ваши жесты, мимику и позу тоже можно трактовать как часть внешнего имиджа. Сюда же можно включить и поведение. Спокойность, тактичность и выдержанность – вот главные атрибуты телодвижения делового человека. Не помешает и чувство самообладания. Если вы будете спокойны в общении с окружающими, а ваши жесты будут расслабленными и непринужденными – вы завоюете доверие и предрасположенность окружающих.

2. Речь. О человеке может сложиться хорошее внешнее впечатление, но до тех пор, пока он не откроет рот. Стоит сказать пару неправильных выражений и первое впечатление будет испорчено. Поэтому деловому человеку важно уметь правильно говорить:

не вступайте в разговор, если не знаете тему, о которой идет речь. С другой стороны, если вы знаете, о чем идет речь, можно показать это собеседникам;

уважайте своих собеседников. Внимательно слушайте, будьте тактичны и вежливы;

метафоры, образы и различные сравнения станут прекрасным украшением вашей речи;

избегайте слов-паразитов и шаблонных фраз;

старайтесь говорить только правду и не искажайте информацию, которой владеете.

3. Профессионализм. Доказать, что вы разбираетесь в той сфере, где начали делать карьеру вы можете не столько дипломами и сертификатами, сколько своими знаниями и действиями. Не обсуждайте с окружающими то, что вы знаете и умеете. Лучше докажите им своими достижениями, что вы профессионал своего дела.

Существует прекрасное изречение – сначала мы работаем на свое имя, а затем имя начинает работать на нас. Составляющие имиджа делового человека – это и есть те области, в которых нужно хорошо потрудиться, чтобы они начали работать на пользу. Человеческое обаяние условно можно разделить на несколько составляющих – внешняя привлекательность, задатки лидерства, стрессоустойчивость, быстрая адаптация к новому окружению и условиям работы, уверенность в себе даже в кругу малознакомых людей, терпимость к оппозиционным точкам зрения. И если вы решили создать себе имидж делового человека – начните именно с этих качеств.

63. Пути формирования имиджа организации.

Имидж - это образ организации, существующий в сознании людей. Можно даже сказать, что у любой организации существует имидж вне зависимости от того, кто над ним работает, и работают ли над ним вообще.

В случае отпускания вопроса имиджа на самотек он сложится у потребителей стихийно, и нет никакой гарантии, что он будет адекватным и благоприятным для фирмы. Поэтому реально можно выбирать только между управляемым и неуправляемым имиджем. И формирование благоприятного имиджа для организации - процесс более выгодный и менее трудоемкий, чем исправление спонтанно сформировавшегося неблагоприятного образа.

Формирование образа, своеобразного "лица" организации - дело не только специалистов в этой области (маркетологов, рекламистов, специалистов в области паблик рилейшинз). Имидж организации формируется не только направленными на это акциями и мероприятиями. Качество производимых товаров и оказываемых работ или услуг, отношение персонала к своему работодателю, клиентуре и собственной деятельности имеет значение для имиджа не менее важное, чем реклама и презентации.

Благоприятный образ-имидж должен быть адекватным, оригинальным, пластичным и иметь точный адрес. Быть адекватным - значит соответствовать реально существующему образу или специфике фирмы. Быть оригинальным - значит отличаться от образов других фирм (товаров), особенно однотипных. Быть пластичным - значит не устаревать, не выходить из моды, изменяясь, казаться неизменным. Иметь точный адрес - значит быть привлекательным для определенной целевой аудитории, т.е. для настоящих и потенциальных заказчиков.

Приступая к созданию имиджа, необходимо выяснить, во-первых, род деятельности фирмы в настоящее время и в перспективе; во-вторых, чем товары (услуги) фирмы отличаются от товаров (услуг) конкурентов.

Задачами формирования имиджа являются:

- повышение престижа фирмы, так как разработка фирменного стиля свидетельствует о внимании фирмы не только к вопросам производства;

- повышение эффективности рекламы и различных мероприятий по продвижению товара;

- облегчение введения на рынок новых товаров (услуг), так как фирме со сложившимся имиджем вывести товар на рынок легче;

- повышение конкурентоспособности фирмы, так как в условиях равного товара конкуренция ведется на уровне имиджей фирм.

Образ фирмы, который существует в сознании сотрудников - это ее внутренний имидж. Образ фирмы в сознании клиентов, конкурентов, партнеров, то есть людей, не входящих в число сотрудников, - это внешний имидж фирмы.

Большинство руководителей в России считает, что для успешной работы компании достаточно ответить на простые вопросы: «Что?», «Как?» и «Для кого?». Многие преуспевающие в настоящее время бизнесмены точно знают ответы на эти три классических маркетинговых вопроса. Вопрос «Зачем?» или «Во имя чего?» кажется лишним. В ответ на этот вопрос часто можно услышать, что это метафизика, и бизнес существует только для того, чтобы приносить прибыль, делать деньги.

По мнению американских исследователей Т. Питерса и Р. Уотермена, компании, которые сформулировали для себя лишь финансовые цели, как правило, не достигают финансовых результатов, каких достигают компании с более широким диапазоном ценностных установок. Конкретнее этот более широкий диапазон ценностей можно определить как идеологию компании, ее внутренний и внешний имидж.

Имидж - не точное и однозначное отражение достоинств и характеристик предприятия, а спроектированный специалистами образ, в основе которого лежат и реальные, объективные черты и, кроме того, черты, привнесенные для формирования соответствующего образа.

Имидж должен быть адекватен реально существующему образу и быть адресован конкретной группе потребителей, при этом оставаясь пластичным и динамичным. Не следует забывать, что при практически идентичных качествах продукции разных производителей, конкурентная борьба ведется не столько между видами продукции, сколько между их имиджами.

Продукция и предприятие, не обладающие своим имиджем или имеющие плохой имидж, не может рассчитывать на успех на рынке. Умело разработанный и последовательно внедряемый в сознание потребителей положительный имидж, подкрепленный качеством продукции и уровнем сервиса, позволяет предприятию занять ведущее место на рынке.

Значимость позитивного имиджа сегодня резко возрастает в силу разных причин, и, прежде всего, из-за неуклонного повышения влияния коммуникативных потоков на жизнь каждого человека. Эту ситуацию образно выразил Ф. Дейвис: "Ты можешь быть каким угодно умным, честным и профессиональным, но значимым для общества ты станешь только тогда, когда сможешь подать тебя соответствующим образом". Имидж – это набор значений и впечатлений, благодаря которым любой объект становится известным и благодаря которым люди определенным образом описывают его, запоминают его и начинают относиться к нему определенным образом. Представления, на основе которых формируется имидж, всегда субъективные, эмоционально окрашенные и подверженные изменениям и вариациям.

Формирование имиджа предприятия

Образ фирмы, который существует в сознании сотрудников - это ее внутренний имидж. Образ фирмы в сознании клиентов, конкурентов, партнеров, то есть людей, не входящих в число сотрудников, - это внешний имидж фирмы.

Формироваться имидж начинает сразу же, как только фирма выходит на рынок. Однако в абсолютном большинстве случаев у руководителей нет ни времени, ни сил, ни денег, чтобы отслеживать возникающий образ и целенаправленно его корректировать в желательном направлении. В этом случае имидж складывается стихийно. Чаще всего стихийный имидж имеет как положительные черты, так и отрицательные, из-за чего об одной и той же фирме мы порой слышим противоположные мнения.

Как только руководство фирмы задается вопросами: какие мы? чем отличаемся от конкурентов? какими средствами можем привлечь другие группы потребителей? - можно говорить о начале специального формирования имиджа. Этот процесс включает в себя несколько этапов: сначала необходимо зафиксировать уже сформировавшийся имидж. Для этого используют различные методы диагностики, в том числе опрос, анкетирование, наблюдение, фокус-группы.

На следующем этапе выявляют плюсы и минусы сложившегося имиджа. Исходя из задач, положительными чертами имиджа являются те, которые способствуют их решению, а отрицательными - те, которые мешают решать поставленные задачи.

Очередной этап работы с имиджем предполагает определение мер нейтрализации отрицательных черт и усиления воздействия положительных. На этом этапе составляется программа работы с имиджем, которая в последствии и реализуется.

Образ фирмы появляется в сознании потребителей под воздействием различных контактов с фирмой: как непосредственного общения с сотрудниками, так и знакомства с рекламной продукцией или посещения выставок, презентаций. Очень крупные организации стремятся добиться единообразия во внешнем виде, в поведении и стиле общения сотрудников контактной зоны. Цель, которая преследуется - максимально нивелировать индивидуальные особенности сотрудников и направить внимание потребителя на организацию, с которой он взаимодействует. Рекламные послания несут, как правило, прямое и опосредованное сообщение. Скрытая информация может транслироваться через символику изображений и цвета.

Работа с имиджем - это достаточно кропотливая и тонкая работа, затрагивающая многие уровни, процессы и людей в организации, но в условиях конкуренции без этого не обойтись. Поэтому искусственное создание имиджа лучше доверить профессионалам высокой квалификации. Имидж только частично "принадлежит" фирме - в виде визуальной атрибутики фирменного стиля, другая его часть создается средствами паблик рилейшнз и живет в массовом сознании потребителя. Если фирма не позаботится о создании нужного имиджа, потребители могут обойтись собственным воображением и прийти к своему варианту имиджа, который не всегда будет выигрышным для фирмы. На следующем рисунке представлены основные этапы формирования имиджа.

64. Одежда и манеры делового мужчины.

Успех в бизнесе зависит от компетентности делового человека, его профессионализма, активности и многих-многих других факторов. Некоторые из них влияют на достижение желаемого результата прямо и непосредственно - знание дела, опыт, но речь сейчас не о них.

Косвенные факторы также влияют на успех, и внешний облик делового человека - именно тот фактор, который тоже определяет эффективность деловых связей, успех в деловых контактах и способствует созданию необходимой рабочей атмосферы.

Внешний вид и манеры - это то, что окружающие его партнеры по бизнесу видят и оценивают сразу, пока еще не состоялось обсуждение предполагаемых сделок, пока еще не лежит на столе проект договора.

Каждая профессиональная группа людей имеет свой неписаный кодекс поведения, манер, внешнего вида - государственные служащие, актеры, студенты и т.п. Бизнесмены имеют также определенный стиль в одежде и манерах.

Наблюдая заседание совета директоров, сотрудников, обслуживающих экспозицию своих фирм на ярмарке, деловые совещания и т.п., можно отметить, что подавляющее большинство присутствующих одеты в "одном ключе": приблизительно одинаковый цвет костюма, схожий рисунок на ткани галстука, похожие манеры.

Общая характеристика стиля делового мужчины: консерватизм (так как деловая сфера почти не подвержена случайным влияниям); умеренность, т.е. не должно быть слишком резких цветовых контрастов, излишне вычурных фасонов одежды или обуви и т.п.; безупречная аккуратность и опрятность, поскольку небрежно или криво завязанный галстук, грязная обувь, мятая сорочка создают впечатление, что носитель такой одежды нетребователен к себе или не уважает окружающих. Возникает предположение, что он также нетребователен к себе и при исполнении договоров, и также неуважителен будет к интересам партнеров в деловой сфере.

Западный деловой мир отличается от российского (кроме прочего) еще и тем, что при обсуждении договоров, сделок и т.п. учитывается то, как одет партнер, каковы его манеры. Одна деталь, на взгляд некоторых, может быть, и незначительная, например несвежий носовой платок, оторванная пуговица пиджака, может негативным образом повлиять на результат переговоров.

Деловой мужчина должен выглядеть:

• уверенным в себе;

• солидным;

• деловым;

• элегантным;

• внушающим доверие;

• не лишенным вкуса;

• надежным;

• порядочным;

• аккуратным.

Основной вид мужской деловой одежды - костюм-тройка.

От качества ткани костюма зависит то, как долго он сохраняет форму, как долго держатся "стрелки" на брюках. Желательно, чтобы ткань была выполнена из "сухой" нити, т.е. сильно крученой. (Такая ткань долго остается сухой при попадании под дождь.) Выбирая костюм в магазине, достаточно сжать в руке край изделия на 1-2 секунды; разжав руку, Вы видите, насколько помята ткань: если она мгновенно приняла прежний вид, т.е. не помялась, значит, нить хорошо крученая, если же на ткани осталась помятость (следы заломов), - нить обработана плохо, такой костюм к концу рабочего дня будет выглядеть мятым, а это производит впечатление неопрятности.

Длина полы пиджака в современном костюме мира бизнеса - до первой фаланги большого пальца опущенной вниз руки.

Длина рукава пиджака


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: