ПРОФОРИЕНТАЦИЯ - комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями с учетом потребности в специалистах.
ПРОФОТБОР - отбор людей для профессионального обучения или для выполнения определенной трудовой деятельности; осуществляется на основании изучения жизненного опыта конкретной личности.
ПСИХОГИГИЕНА - область знаний, связанная с изучением мер и средств сохранения и укрепления психического здоровья людей.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СЛУЖАЩИХ - базовое понятие психологии служебной деятельности, представляющее собой процесс формирования, закрепления, и активизации готовности личности, коллектива к определенному виду деятельности или выполнению задачи. ПП к выполнению конкретной задачи – это воздействие на личность, группу с целью настройки на ее выполнение и создания субъективных условий для эффективного использования и проявления ЗНУ, способностей, др. качеств в процессе предстоящей деятельности. ПП должна отражать психологическую структуру предстоящей деятельности. Есть особенности в ПП к различным видам профессиональной деятельности. Есть и общие черты в ПП представителей разнообразных профессий и специальностей. Они связаны с качественными характеристиками мышления, воли, мотивов, чувств, ЗНУ, нравственных качеств человека. Таким образом, ПП является целенаправленным процессом обучения, воспитания, освоения технологии определенного вида деятельности, овладения опытом других. Например, ПП военнослужащих понимается как целенаправленный педагогический процесс формирования у военнослужащих таких особенностей психических процессов и черт личности, которые необходимы им как военным руководителям и воспитателям. Так, по данным исследований боевых действий США во Вьетнаме, выраженный страх испытывает 80…90% участников боя. Из них у 25% наблюдается рвота, у 10…20% -- потеря контроля мочеиспускания и дефекации. Лишь около 25% применяют оружие в бою. ПП организуют и проводят командиры (начальники) в едином комплексе мероприятий по выполнению плана боевой подготовки и повседневной жизнедеятельности части. ПП разделяется на общую (характерную для всех военнослужащих) и специальную (предназначенную для решения конкретных задач того или иного вида ВС или рода сил). К основным видам ППВ относятся: 1) система эмоционально-волевых упражнений (по преодолению внутренней напряженности); 2) тренировки и учения психологической направленности (по формированию навыков психологической устойчивости); 3) элементы психологической подготовки, включаемые в занятия, тренировки, упражнения и учения; 4) психологическая подготовка к выполнению задач учебно-боевой деятельности
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ – понятие психологии, одно из направлений психологической работы, под которым понимается система мероприятий, проводимых психологом части средствами практической психологии и направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода психологических затруднений у служащих и их семей, на решение психологических проблем, возникающих у отдельного человека или группы людей. По данным ВОЗ, в психологической помощи нуждаются от 3 до 15 % населения планеты. В зависимости от объекта психологического воздействия выделяются следующие формы оказания психологической помощи: индивидуальная, семейная и групповая. Основными видами психологической помощи являются психотерапия и психокоррекция, психореабилитация, психологическое консультирование, психологическое обучение и просвещение, а также психопрофилактика и психогигиена. Психопрофилактика и психогигиена – это система психолого-педагогических и организационных мероприятий, способствующих предупреждению разнообразных психологических проблем и направленных на сохранение психического здоровья служащих, на создание нормальных условий для их жизнедеятельности. Психотерапия и психокоррекция – деятельность, направленная на ослабление действия психотравмирующих факторов, воссоздание гармоничных отношений человека с окружающей средой, его личностный рост, формирование у него качеств, необходимых для профессиональной деятельности, а также на оптимизацию социально-психологического климата в коллективе. В психотерапии как форме психологической помощи различают ее медицинское направление, охватывающее лечение психологическими средствами нервно-психических, психосоматических болезней и расстройств человека, и немедицинское, ориентированное на здорового человека и занимающееся преодолением его психологических трудностей, оказанием помощи в его личностном развитии. При этом психокоррекционные мероприятия проводятся тогда, когда психологом выявлены негативные отклонения от нормы в развитии и функционировании психики конкретного человека. Психореабилитация – деятельность, направленная на восстановление психических функций и личностного статуса человека, нарушенных вследствие действия психотравмирующих факторов, с использованием методов и процедуры психотерапии. Психореабилитационные мероприятия проводятся, как правило, в системе комплексной реадаптационной программы, предполагающей не только специализированную медицинскую и психологическую помощь, но и создание необходимых социальных условий. Психологическое консультирование – это вид психологической помощи, заключающийся в разъяснении человеку его психологических трудностей, снятии психологического напряжения, повышении его социально-психологической компетентности и оказании содействия в решении сложных личностных проблем, профилактике и преодолении кризисных ситуаций, а также коррекции неадаптивных способов поведения. Консультирование осуществляется, как правило, в форме планомерного приема служащих психологом части. Оно может проводиться также путем организации почты или телефонов доверия в рамках части. Психологическое обучение и просвещение – это комплекс мероприятий по формированию представлений о закономерностях функционирования человеческой психологии, механизмах возникновения негативных психических состояний, формированию и совершенствованию навыков психолого-педагогической и управленческой деятельности, а также навыков психической саморегуляции, построения оптимальных форм взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми. Психологическое просвещение и обучение реализуется в системе специальной подготовки, а также в процессе повседневной жизнедеятельности: в ходе бесед, лекций, проведения демонстрационных психологических практикумов, тренингов, группового психологического консультирования лиц, обратившихся по поводу тех или иных проблем. Деятельность психолога по оказанию ПП включает три основных этапа: диагностику объективного состояния; психологическое воздействие; психологическое сопровождение (выполнение рекомендаций психолога).
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ – социально-психологическое понятие, мера согласованности, соответствия физических и психических особенностей членов группы, определяющая характер их взаимодействия в процессе деятельности и эффективности труда. ПС – это один из важнейших факторов, влияющих на социально-психологический климат в коллективе; определяется как такой эффект сочетания людей, который дает максимальный результат деятельности при минимальных психологических затратах действующих лиц (отсутствие конфликтных взаимоотношений). Различают три уровня групповой совместимости: 1) совместимость как наличие взаимности социометрических факторов; психофизиологической совместимости характеров и темпераментов, согласованности элементарных сенсомоторных действий; 2) согласованность функционально-ролевых ожиданий; 3) предметно-целевое и ценностно-ориентационное единство, коллективистская идентификация и активность принятия и возложения ответственности. Кроме того, выделяют два основных вида ПС: ПС групповая – социально-психологический показатель сплоченности группы, отражающий согласованность действий ее членов в условиях совместной деятельности, отсутствие конфронтации в общении. ПС межличностная – взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании (сходстве или взаимодополнительности) ценностных ориентаций, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, типа и ритма психофизиологических реакций и др. значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психологических характеристик. ПС – условие интеграции и сплочения группы, коллектива, правильного подбора лидеров и руководителей в области управления. Проверка ПС осуществляется с помощью специальной аппаратуры и реальных практических действий во время комплектования групп с исключительно трудными и ответственными задачами. Другими словами, ПС – ситуация, в которой совместимость эмоций, чувств, настроений, мыслей способствует быстрейшему выполнению задач, стоящих перед социальной группой; является условием успешного сотрудничества людей друг с другом. Необходимо избегать таких типов ПС, как групповщина, круговая порука.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ СЛУЖАЩЕГО – базовое понятие психологии служебной деятельности, под которым понимается характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустирующему и стрессогеному воздействию трудных ситуаций. Поведение психологически устойчивой личности осуществляется в целом по следующей схеме: задача – актуализируемый ей мотив – осуществление действий, ведущих к его реализации – осознание трудности – негативная эмоциональная реакция – поиск способа преодоления трудности – понижение силы отрицательных эмоций – улучшение функционирования (и сопутствующая ему оптимизация уровня возбуждения). Трудные ситуации нельзя исключить ни из процессов социализации и воспитания, ни из жизни вообще. Целью воспитания должно быть формирование у служащего ПУ к трудностям, возникающим в различных видах деятельности. ПУС включает в себя два компонента: способность выдерживать чрезмерное возбуждение и эмоциональное напряжение или эмоциональная устойчивость; способность поддерживать без помех для деятельности высокий уровень активности. Ее следует отличать от нервно-психической устойчивости, как более стабильной характеристики служащего. ПУС зависит главным образом от четырех факторов: от типа нервной системы; от социального опыта личности; от выработанных ранее навыков поведения; от уровня развития психических познавательных процессов. В ПУС выделяют неосознаваемые (защита психологическая) и осознаваемые механизмы.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА И СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ - базовое психологическое понятие, понимаемое как целостное выражение личности, включающее познавательные, мотивационные, эмоциональные и волевые компоненты в своеобразном сочетании, как по содержанию, так и по форме проявления. Началом формирования качества является понимание факта, явления, события. Далее идет усвоение и выработка положительного отношения к усвоенному, уверенности в его истинности. Затем происходит синтез интеллектуальных, эмоциональных, волевых и мотивационных процессов, превращение в устойчивое образование - качество. Таким образом, ПКЛ - обобщенные свойства личности: четыре основные подструктуры динамической функциональной (направленность личности, опыт, особенности психологических познавательных процессов, биопсихологические свойства) и две на них наложенные: характер и способности. Общепризнанной классификации ПКЛ не выработано. Тем не менее, их можно подразделить на две относительно большие группы: общие и специфические ПКЛ. В свою очередь, общие (не связанные с каким - либо одним видом деятельности) с достаточной долей условности можно подразделить на три подгруппы: индивидуально-психологические (к ним относят волевые, интеллектуальные и эмоциональные качества личности, социально - психологические (деловые и коммуникативные качества личности); нравственные качества и чувства личности. К группе специфических качеств личности (связанных с каким - либо одним видом деятельности) относятся такие, как профессионально-важные качества, качества руководителя, лидерские качества, моральное-волевые и др. В психологии существуют два направления исследований личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго - определение типов личности. ЧЛ объединяют группы тесно связанных психологических признаков. Обязательными свойствами ЧЛ является степень выраженности, трансситуативность и потенциальная измеримость. В экспериментальной психологии личности наиболее широко исследованы такие ЧЛ, как экстраверсия - интроверсия, тревожность, ригидность, импульсивность. Многие авторы считают черты и ПКЛ синонимичными понятиями, понимая их как устойчивые психологические структуры, включающие в том или ином соотношении познавательные, эмоциональные и волевые компоненты. К ЧЛ относят: аккуратность, жизнерадостность, искренность, ответственность, терпеливость, справедливость, компетентность, деловитость, человечность, толерантность, дисциплинированность, самостоятельность, организованность и др. Могут быть и отрицательные ЧЛ: агрессивность, леность, обидчивость, мстительность, лживость, капризность, подозрительность, замкнутость, нерешительность и др. Изучая ЧЛ, присущие людям, социальным группам, можно получить обобщенный перечень черт представителей этой группы (врача, учителя, офицера и т.д.). Психологические особенности (качества) воина представляют собой совокупность общих психологических свойств личности: аналитико-конструктивного склада мышления; эмоционально-волевой стабильности; стрессоустойчивости и адаптированности к экстремальным условиям и факторам военной службы; эмпатии и рефлексии общей психофизической активности. Психологические качества позволяют военнослужащим реализовывать ЗУН, позиции в воинском труде и достигать намеченных организации труда, предупреждения монотонности, формирования благоприятного климата социально-психологического в трудовом или воинском коллективе. Развитие работоспособности является одним из основных направлений самосовершенствования служащего.
ПСИХОЛОГИЯ - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ - отрасль психологии, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности.
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА - система мероприятий, направленных на предупреждение психических болезней, а также отклоняющегося от установленных норм поведения.
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА - область психологии, изучающая закономерности формирования и проявления психической деятельности человека в процессе труда.
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ - способность человека выполнять трудовую деятельность в течение заданного времени и с заданной эффективностью и качеством.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ - психологическая категория, которая понимается как стадиальный процесс становления психологических социально значимых качеств человека и его индивидуальности. РЛ сопровождается изменением ее качественных и количественных свойств. Эти изменения возникают как результат сложного взаимодействия между природой, обществом и индивидом. Основанием и движущей силой РЛ является совместная деятельность, в которой осуществляется усвоение индивидом заданных социальных ролей. В общем виде РЛ может быть представлено и как процесс, и как результат вхождения человека в новую социальную среду. Этот процесс описывается характеристиками, которые условно можно разделить на подгруппы: внешне обусловленные (социальная природа, стадиальность, целостность) и внутренне обусловленные (неравномерность, интеграция, компенсация). Иногда целостный процесс РЛ условно разбивают на психическое и социальное развитие личности. Другие авторы разделяют РЛ на два вида: формирование и совершенствование или созревание. Основными механизмами РЛ являются: социализация, воспитание и персонификация (процесс отнесения чего-либо к себе, восприятия как своего, отождествления с собой на основе переживаний).
РАССЕЯННОСТЬ - функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточенной целенаправленной деятельности.
РЕАКЦИЯ - любой ответ организма на изменение во внешней и внутренней среде.
РЕЛИГИЯ– междисциплинарное понятие, которым обозначается мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование сверхъестественных сил (Бога, божества). Религия представляет собой форму общественного сознания. В психологическом отношении основой религии являются религиозные добродетели (например, в христианстве – вера, надежда, любовь). К мировым религиям относятся христианство (в основе которого вера в триединого Бога, духовная сущность изложена в Библии, местом совершения обрядов является Храм; в христианстве несколько направлений - католицизм, протестантизм, православие и др); мусульманство (в основе которого вера в единого бога Аллаха и его пророка Мухаммеда, духовная сущность изложена в Коране, на его положениях строится право, практика применения которого называется шариатом); буддизм (в основе которого моральное преобразование личности, духовная сущность не имеет жесткой фиксации). Религия играет важную роль в пропаганде и закреплении в поведении людей высоких норм нравственности, поэтому в практике воспитательной работы можно и нужно использовать воспитательный потенциал религии по следующим направлениям: а) служебные коллективы, как и страна в целом, в религиозном отношении многоконфессиональны; б) религиозные элементы присутствуют в многих церемониях; в) использование произведений искусства с религиозными сюжетами допустимо в практике нравственного воспитания служащих; г) приверженность служащих тем или иным верованиям не становится предметом обсуждения в коллективе.
РЕФЕРЕНТНОСТЬ – социально-психологическое понятие, которым обозначается приписывание индивидом важности определенным социальным группам или их членам, связанное с его стремлением принадлежать (реально или виртуально) к данным группам. Понятие ввел американский психолог Г.Хаймен, утверждавший, что суждения людей о себе во многом зависят от того, с какой группой они себя соотносят. Референтность понимается как особое качество личности, выступающее также фактором персонализации. В зависимости от ситуации референтность может проявляться по-разному. Ее объектом может быть значимый другой, группа, идеал и др. Специфика референтности состоит в том, что направленность субъекта на некий важный для него объект реализуется посредством обращения (реального или воображаемого) к другому значимому лицу.
РЕФЛЕКС - опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.
РЕФЛЕКСИЯ - междисциплинарное понятие, в общем случае понимаемое как принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок. В психологии рефлексия понимается как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. В социальной психологии рефлексия представляет собой механизм взаимопонимания или осмысления субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению. В философии рефлексию понимали по-разному: 1) источник особого знания (Локк); 2) внимание к тому, что в нас происходит (Лейбниц); 3) идеи – это рефлексия над впечатлениями, полученными извне (Юм); 4) взаимное отражение одного в другом (Гегель); 5) способность индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного (Декарт). Таким образом можно утверждать, что рефлексия – это самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности, внутренней жизни. К рефлексии относятся такие явления, как самопознание, переосмысление и перепроверка своего мнения о себе. Смысл рефлексии – переход не явного знания в явное, формализованное и логически расчлененное. Способы рефлексии – выдвижение гипотез, идеализация, анализ причин того или иного впечатления, переживания. Рефлексия – это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, что другие знают и понимают “рефлексирующего”, его личные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии – предметно-рефлексивные отношения. Некоторые авторы отмечают аспект рефлексии, как глубокое, последовательное взаимоторможение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя.
РЕЧЬ - междисциплинарное понятие в психологии – базовое психологическое понятие, психический познавательный процесс, представляет собой средство коммуникативной деятельности, опосредованное языком. Речь связана со всеми психическими познавательными процессами, но больше всего – с мышлением, так как является средством осуществления мыслительных операций. Большинство ученых рассматривает речь как деятельность речевую, структура которой включает фазы ориентировки, планирования, реализации и контроля. В зависимости от вида речевой деятельности различают внешнюю речь (служит целям общения) и внутреннюю (служит механизмом сознания, мышления). Внешняя речь разделяется на устную и письменную. Устная речь может быть монологической или диалогической, а письменная – отсроченной и непосредственной. Часть устной и письменной речи, которая отличается наибольшей употребимостью, называется разговорной. Внутренняя речь объединяет три типа: внутреннее проговаривание, собственно внутреннюю речь и программирование. Физиологической основой речи является работа сенсорно-импульсивного речевого центра (центра Вернике), расположенного в заднем отделе левой верхней височной извилины и моторного центра речи (центра Брока), расположенного в заднем отделе второй и третьей извилины левого полушария.
РЕШИТЕЛЬНОСТЬ - способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности.
РИСК - действие, направленное на какую-либо цель, достижение которой сопряжено с элементом опасности.
РОЛЬ - нормативно одобренные формы поведения, ожидаемые от индивида, занимающего определенную позицию в системе общественных или межличностных отношений.
РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ – базовое понятие социальной психологии, представляющее собой ожидаемое поведение личности, связанное с ее социальным статусом и типичное для людей соответствующего статуса в данном обществе. Понятие введено в научный оборот американским психологом Д. Мидом в 1934 г. РС – динамический аспект социального статуса как нормативно регулируемое поведение людей в соответствии с их социальн. статусом. Совокупность таких ролей называют ролевой системой. Один человек чаще всего выполняет несколько РС, в связи с чем может возникнуть ролевая напряженность и даже ролевой конфликт. Ролевая теория – это объяснение поведения человека исходя из его роли. РТ объясняет лишь отдельные стороны ситуативного поведения. Основоположником РТ является Я.Л.Морено. РТ наиболее применима к строго формально регламентированной деятельности, хотя в этом случае за внешним поведением могут скрываться неадекватные выполняемой человеком роли мотивы и отношения к действительности. В нашей стране РТ разрабатывали А.А.Бодалев, И.С.Кон, Е.С.Кузьмин, Б.Д.Парыгин. С точки зрения РТ управление людьми в организации означает решение следующих задач: 1) правильное определение социальной роли каждого сотрудника и его положения (статуса) в коллективе; 2) усвоение каждым сотрудником предназначенной ему социальной роли; 3) обеспечение выполнения каждым сотрудником своей социальной роли.
РУКОВОДИТЕЛЬ - лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности.
РУКОВОДСТВО – междисциплинарное понятие, которые обозначается деятельность, направленная на координацию усилий людей при их совместном достижении определенной цели. В социальной психологии Р. понимается как процесс внешней социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы. В психологии управления Р. - это наиболее эффективный вид управления людьми и коллективами, при котором субъект управления и объект управления взаимодействуют в сознательном стремлении к единой цели. Р. осуществляется двумя в значительной мере полярными стилями: автократическим и демократическим. Р. отличается следующими психологическими особенностями: а) это направляющая деятельность руководителя на основе вертикальных связей, отношений субординации, строжайшей дисциплины и самодисциплины, на применении власти с использованием всех средств убеждения; б) это процесс правовой организации и управления совместной деятельностью членов коллектива, которая осуществляется руководителем как представителем социального контроля и власти. Р. осуществляет руководитель или лицо, наделенное правом принятия решений и выступающее единоначальником в пределах данных ему полномочий. Руководитель имеет официальные полномочия, назначается и освобождается от должности вышестоящими социальными структурами. Разновидностью Р. является командование или вид управления отдельными людьми и их группами с требованием точного выполнения приказа вне зависимости от желаний его выполняющих. Командование – необходимый вид управления (в аварийных ситуациях, в воинской практике). Стиль руководства – это определенный способ обращения руководителя с подчиненными, характер отношений с ними в процессе использования служебных обязанностей. Различают авторитарный, демократический и либеральный СР.
САМОВНУШЕНИЕ - процесс внушения, адресованный самому себе, при котором субъект и объект внушающего воздействия совпадают.
САМОВОСПИТАНИЕ - базовое психологическое понятие, которое означает целеустремленную активную деятельность, направленную на формирование и развитие у себя положительных и нейтрализацию отрицательных личностных качеств. Содержание С. служащих включает четыре элемента: формирование воли и характера; развитие и совершенствование положительных качеств личности; нейтрализацию и избавление от отрицательных (вредных) привычек и свойств; развитие умственных способностей. С. организуется в соответствии с частными педагогическими принципами: а) наличия осознанной цели; б) гармоничного сочетания личных и общественных интересов; в) создания в воинском коллективе благоприятных условий; г) обеспечения развития личности служащего. С. как процесс характеризуется четырьмя этапами: самопознание(в формах самоосознания, самоизучения и самооценки); планирование (выработка цели и составление программы); практические действия по реализации программы; оценка результатов. С. присущи пять основных способов: самоубеждение, самообязательство, самоорганизация, самовнушение, самоконтроль. Основными приемами С. является самоупражнение, самокритика, самопоощрение, самопринуждение, самонапоминание и самоотчет. С. тесно связано с такими педагогическими понятиями, как: 1) самосовершенствование или сознательное стремление к изменению нежелательного или формированию желательного состояния собственной личности; является базой С. Самосовершенствование офицера-основное направление приобретения им профессионального мастерства, основными его направлениями является развитие деловых качеств и работоспособности; овладение умением публичных выступлений; развитие и тренировка внимания и памяти; освоение интеллектуальных навыков и приемов эффективной самостоятельной работы; 2) саморазвитие личности в ходе различных видов его деятельности; является результатом С.; 3) самообразование или специально организованная познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и общественно значимых целей и регулируемая самим субъектом; С. является элементом самообразования; 4) самообучение или процесс получения человеком новых знаний посредством собственных усилий; составляющая часть самообразования.
САМООРГАНИЗАЦИЯ – междисциплинарное понятие, в общем смысле понимаемое как целенаправленный процесс, в ходе которой создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы, свойства С. обнаруживают объекты различной природы: клетка, организм, биологическая популяция, биогеоценоз, человеческий коллектив. Термин самоорганизация ввел английский кибернетик У.Р. Эшбл (1947). В психологии С. понимается как интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенных в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения, реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения. Это показатель личностной зрелости. Первым признаком высокой С. следует считать активное самосознание себя как личности. И если процесс самовоспитания преимущественно направлен в будущее, то С. предполагает, что этот процесс происходит в настоящее время. Проблемы С. рассматривали В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский. В педагогике С. представляет собой метод воспитания, состоящий в том, что служащие, организуя свое поведение и деятельность в соответствии с выработанными правилами поведения, основными направлениями самовоспитания, эффективно работают над собой. Важным условием при этом выступает умение человека управлять собой, добиваться осуществления поставленных целей. К компонентам С. служащего относятся: способность к самоанализу, самоконтролю, саморегуляции, самообладание, сдержанность, самокритичность, самодисциплина, терпение, умение предвидеть, целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, мужественность, энергичность, инициативность. Методами и формами С. служащего может быть: овладение теорией научной организации, в т.ч. теорией С. (творческий поиск), участие в развивающихся видах деятельности (диверсификация, инновации, совместный труд); овладение развивающимися технологиями (информационными, социальными, управленческими, консультированием и т.д.).
САМООЦЕНКА - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ – междисциплинарное понятие, означающее целесообразное, относительно соответствующее изменяющимся условиям установление равновесия между средой и организмом. Человек – в значительной мере саморегулирующаяся система. Он наделен психологическими и физиологическими механизмами приспособления к меняющимся условиям жизни и деятельности, управления собой, мобилизации сил и опыта, изменения направления и содержания своей активности. Некоторые из этих механизмов функционируют, как правило, независимо от желаний, настроений, воли человека (реакция на понижение или повышение температуры, изменение частоты дыхания и пульса и т.п.). Другой, более сложный уровень состоит в С. поведения посредством неосознаваемых в данной ситуации установок, навыков, привычек, опыта. Третий, более высокий уровень – сознательное изменение своего состояния, поддержание и усиление активности, регулирование своих действий в соответствии с целью и установкой. К приемам С. относятся: 1) устранение внешних причин эмоциональной напряженности; 2) отвлечение сознания с помощью «умственного действия»; 3) самоубеждение, самоанализ, самоприказ.