Словарь-справочник основных терминов и понятий в курсе «Профессиональная этика и служебный этикет» 8 страница

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ – психологическое понятие, обозначающее характеристику личности, выраженная стремлением индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. УПЛ характеризует: а) уровень трудности, посильный для индивида; б) выбор индивидом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий; в) желаемый уровень самооценки личности. Различают реалистичный и нереалистичный УПЛ. УП отражает меру требовательности личности к себе, оценку своих способностей. Расхождение УПЛ с фактической его реализацией вызывает неудовлетворенность, разочарование, фрустрацию. Совпадение УП с исходом деятельности сопровождается самоодобрением, вызывает интерес, чувство успеха.

УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС - временная связь, вырабатываемая путем сочетания условного и безусловного раздражителей.

УСТАНОВКА - состояние готовности, предрасположенности к восприятию объектов и событий или к действиям в определенной ситуации.

УСТАНОВКА СОЦИАЛЬНАЯ – базовое социально-психологическое понятие; в общем смысле установка понимается как состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Явление открыто немецким психологом Л. Ланге (1888); общепсихологическая теория установки на основе многочисленных экспериментальных исследований разработана Д.Н.Узнадзе и его школой, который понимал ее как готовность личности к определенной обусловленной потребностью деятельности, опирающейся на действительный опытный механизм, предопределяющий особенности реагирования. Употребление термина установка в социальных науках связано с именами американских социологов У.Томаса и Ф. Знанецкого (1918-1920). Они характеризовали установку как предрасположенность индивида к социальным ценностям (деньгам, славе); таким образом, установка – это готовность к реализации актуальной в данной ситуации потребности. Установка может быть устойчиво личностной или ситуативной предрасположенностью к определенному восприятию, осмыслению, поведению. Примером является ожидание, намерение, ценностная ориентация. Установка выражает внутреннюю позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к событиям, фактам, людям, идеям. Различают позитивные, негативные и нейтральные установки. Социальная установка - это общая ориентация человека на тот или иной социальный объект, предшествующая действию и выражающая предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта. Социальная установка включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, а также их функции (приспособления, познания, саморегуляции, защиты). Основные функции установки в деятельности: 1) установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер протекания деятельности, выступает как механизм ее стабилизации; 2) установка освобождает субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях; 3) установка может выступать и в качестве фактора, обуславливающего инертность, косность деятельности и затрудняющего приспособление субъекта к новым ситуациям. Классификация установок (по Б.Г.Ананьеву): 1) смысловые установки, связанные с деятельностью “в целом”, с ее мотивами и смыслами; 2) целевые установки – готовность субъекта совершить неопределенные действия в соответствии с выбранной им целью; 3) операциональные установки – возникают в условиях решения задачи в определенной конкретной ситуации, когда у субъекта уже имеется опыт поведения в подобной ситуации. Один из видов ОУ – фиксированные установки.

ФЛЕГМАТИК - индивид, характеризуемый низким уровнем психической активности, медлительностью, преобладанием спокойного, ровного настроения. Флегматик имеет сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы.

ФРУСТРАЦИЯ - психологическое понятие, которое обозначает состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к цели. Фрустрация может рассматриваться как одна из форм психологического стресса. Фрустрация сопровождается гаммой негативных эмоций: гневом, раздражением, виной и др.; высокий уровень фрустрации ведет к дезорганизации деятельности. Ее возникновение зависит не только от объективной ситуации, но и от индивидуально-психологических особенностей личности. Частые фрустрации ведут к формированию агрессивности, комплексу неполноценности.

ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ – базовое понятие психологии управления, которым обозначается назначение и виды управленческой деятельности. Основу ФР составляют функции управления, как составная часть любого процесса управления (в социальной системе) или управленческого цикла. Основными функциями управления являются: планирование; организация; руководство; мотивация; контроль; координация. К основным ФР относятся: 1) функции административно-организационные (координация, распределение обязанностей, контрольные функции, оценочные функции); 2) функции стратегические, связанные с постановкой целей, выбором методов их достижения (прогнозирование, оперативная переработка управляющей информации, планирование); 3) экспертно-консультативные функции; 4) воспитательные функции (психотерапевтическая функция); 5) функция представительства. По критерию вида управления ФР разделяют на следующие группы: а) функции предварительного управления: целеполагание, прогнозирование, планирование; б) функции оперативного управления: организация процесса производства, организация процесса труда, стимулирование и мотивирование труда; в) функции заключительного управления: контроль, учет, анализ. Группа функций-задач включает в себя: представительскую, кадровую, социальную, юридическую, информационную, координационные.

ХАРАКТЕР - базовое психологическое понятие, одно из психологических свойств личности, понимаемое как подструктура личности, образуемая индивидуально-своеобразным комплексом устойчивых личностных особенностей (черт, диспозиций), определяющих присущие личности типичные формы и способы достижения целей (инструментальные проявления характера) и сомопроявления в общении с другими людьми (экспрессивные проявления). В России основы изучения характера были заложены А.Ф.Лазурским, развиты Л.С. Выготским и углублены П.Г. Ганнушкиным, А.Е. Личко. Согласно современным воззрениям характер выступает как форма проявления личности в узком смысле слова. Характер представляет собой целостное образование, состоящее из ряда черт, которые можно классифицировать по группам. Это группы: 1) интеллектуальных черт (наблюдательность, рассудительность, гибкость ума); 2) эмоциональных черт (уверенность, жизнерадостность, бодрость); 3) волевых черт (целеустремленность, самостоятельность, инициативность, выдержка, решительность, мужество); 4) нравственных черт (честность, человечность, правдивость, чувство долга, коллективизма). Следует различать черты личности (как относительно устойчивые качества, являющиеся компонентами характера) и черты характера (как индивидуально-своеобразные способы осуществления отношений человека и действительности). Для обозначения типов характера используется понятие акцентуации или чрезмерной выраженности отдельных черт характера или их сочетаний. Немецкий психолог К.Леонгарт и отечественный психиатр А.Е.Личко выделили следующие типы акцентуации характера: а) астеноневротический (астенический) или быстро утомляемый и раздражительный; б) гипертимный или сверхактивный; в) гипотиленый или унылый и заторможенный; г) демонстративный (истероидный) или артистичный и эгоистичный; д) дистимный или склонный к депрессии; е) конформный или приспособленческий, подверженный влиянию; ж) лабильный или крайне изменчивый, непредсказуемый; з) устойчивый или склонный к безделью, ищущий новых контактов; и) застревающий (параноидальный) или подозрительный и болезненно обидчивый; к) психастенический или мнительный, склонный к рассуждениям; л) сенситивный или впечатлительный и боязливый; м) циклоидный или медленно изменяющийся, неустойчивый; н) шизоидный или замкнутый и эмоционально холодный; о) эпилептоидный или склонный к злобно-тоскливому настроению, с проявлениями агрессивности.

ХАРАКТЕРИСТИКА СЛУЖЕБНАЯ – понятие служебной деятельности, которое обозначает официальный документ, представляющий собой систематизированное письменное изложение наиболее важных, отличительных свойств и качеств личности или коллектива. Х. обычно включает изложение отношения к труду и формам общения. Х. как служебный документ состоит из краткого описания трудового пути личности, её деловых, идейно-политических и нравственных качеств, её трудовой и общественной активности. В ХС на служащего должно быть отражено следующее: уровень профессиональной подготовки, знание руководящих документов, наставлений, своих обязанностей по занимаемой должности и их выполнение, готовность к выполнению обязанностей в сложной (чрезвычайной) обстановке, совершенствование профессиональных знаний в системе профессионально-должностной подготовки и самостоятельно, учёная степень и учёное звание, умение применять полученные знания на практике, область деятельности, в которой служащий проявил наибольшие способности и достиг высоких результатов, наличие боевого опыта; личная дисциплинированность и исполнительность, требовательность к себе и подчинённым; организованность в работе, умение определить главное направление в обеспечении высокого уровня професиональной готовности, способность качественно выполнять поставленные задачи, проявлять инициативу, быстро ориентироваться и умело действовать в сложной обстановке; умение руководить, обучать и воспитать подчинённый личный состав и сочетать высокую требовательность с заботой о нём; оценка состояния подразделения (части, соединения, объединения), которым командует, или участка работы, за который отвечает служащий: дисциплина, уровень укомплектованности, профессиональная готовность, боевая подготовка, освоение техники и ее состояние, технических средств, состояние профессионально-должностной подготовки, наличие резерва кандидатов для выдвижения на высшие должности, направления на учёбу и работа с ними, качество работы с младшими; способность критически оценивать свою деятельность, творчески подходить к делу, настойчивость в выполнении должностных обязанностей, авторитет в служебном коллективе, умение организовать обеспечение защиты государственных секретов, моральные и психологические качества; состояние здоровья в соответствии с медицинскими заключениями, работоспособность и физическая подготовка.

ХОЛЕРИК - индивид, характеризуемый высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью. Холерик вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам.

ЦЕННОСТЬ - понятие, с помощью которого характеризуется социально-историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов определенных явлений действительности.

ЧУВСТВА - высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях; устойчивые переживания человеком своего отношения к явлениям действительности.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ – психологическое понятие, компонент направленности личности. Обозначает разделяемые и внутренне принятые ею материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной зависимости. Ценностные ориентации служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения. Детерминантами ценностных ориентаций личности выступают условия жизни, деятельность, а также склонности, способности, интересы, потребности человека. В составе ценностных ориентаций выделяют: ценности социальные – общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и её результаты; и ценности личностные – это осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни. Их следует отличать от часто декларируемых назывных ценностей.

ЭГОИЗМ - нравственный принцип, признающий приоритет частного интереса над интересами общества и окружающих людей, превращающий этот интерес в основной мотив деятельности.

ЭЙФОРИЯ - повышенное радостное, веселое настроение; состояние благодушия и беспечности, не оправданное ни объективным состоянием человека, ни окружающей обстановкой.

ЭКСПЕРИМЕНТ - один из основных методов познания; отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя.

ЭМОЦИИ - психические процессы и состояния, связанные с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающие в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений для осуществления его жизнедеятельности.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ – психологическое понятие, понимаемое как неподверженность эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий, эмоциональная устойчивость – интегральное свойство психики, выражающееся в способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности. В числе показателей эмоциональной устойчивости – правильное восприятие обстановки, её анализ, оценка, принятие решений: последовательность и безошибочность действий по достижению цели, выполнение функциональных обязанностей; поведенческие реакции: точность и современность движений, громкость, тембр, скорость и выразительность речи, её грамматический строй; изменения во внешнем виде: выражение лица, взгляд, мимика, тремор конечностей и др. В совместной деятельности эмоциональная устойчивость поддерживается сплочённостью группы, коллектива, взаимным доверием и взаимоуверенностью, навыками успешных взаимодействий. Эмоциональная устойчивость является составной частью психологической устойчивости. Иногда употребляют понятие эмоционально-волевая устойчивость – способность психики сохранять высокую функциональную активность в условиях воздействия стрессов, фрустаторов как в результате адаптации к ним, так и в результате высокого уровня развития эмоционально-волевой саморегуляции, понимаемой как система приёмов последовательного самовоздействия личности в целях повышения эмоционально-волевой устойчивости в экстремальных ситуациях. В целях эмоционально-волевой устойчивости может применяться аутогенная тренировка. Различают три разновидности эмоциональной устойчивости: 1) эмоционально-волевая устойчивость – степень волевого владения личности своими достаточно сильными эмоциями; 2) эмоционально-моторная устойчивость – свойство личности, проявляющееся в степени нарушений психомоторики под влиянием эмоций; 3) эмоционально-сенсорная устойчивость – свойство личности, проявляющееся в степени нарушений сенсорных действий под влиянием эмоций.

ЭМПАТИЯ – психологическое понятие, представляет собой постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека. Термин введён американским психологом Э. Титченером. Различают эмоциональную, когнитивную и предикативную. Эмпатия понимается как процесс, способность или свойство личности. Эмпатия как процесс – это понимание и чувствование в переживании, эмоции психического состояния другого человека. Процесс эмпатии является в основном интеллектуальным и эмоциональным по своему содержанию. Процесс эмпатии рассматривается как системное образование, которое включает следующие стороны: понимание эмоционального состояния другого человека (когнитивный уровень); сопереживание или отсутствие его, которые испытывает субъект эмпатия в отношении к другому лицу (аффективный уровень); активное помогающее поведение субъекта (поведенческий уровень). Эмпатия как способность – это интуитивное познание психики другого в процессе непосредственного общения, определении эмоционального состояния, намерений, мыслей воспринимаемой личности. Она предполагает способность, выработанную в опыте жизни и СМВ, анализа микромимики в условиях сложившейся ситуации и знание особенностей изучаемого лица. Эмпатия основывается на высоком развитии сенсорной и эмоциональной чувствительности, глубины и гибкости ума. Она включает не только оценку состояния другого, но и сопереживание. Как и всякая способность, эмпатия может быть развита специальными упражнениями. Эмпатия как свойство исходит из того, что человек может испытывать переживание того же качества, или, если эмпатия носит искажённый характер, противоположного. Если человек одинаково реагирует на переживания различных людей в различных ситуациях, то его эмпатия проявляется как устойчивое свойство. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом тех или иных форм поведения и играет важнейшую роль в нравственном развитии личности. Важно также, чтобы эмпатия включала не только сочувствие в горе, несчастье, но и радость успеху, счастью другого. Эмпатия должна преобладать над завистью. Экспериментально установлено, что подавляющее большинство подростков, отличающихся делинквентным (противоправным) поведением, испытали в той или иной мере эмоциональную изоляцию: недостаток любви, эмпатии, недостаток родительской заботы. По данным Л. М. Зюбиной, таких подростков 92,2% от общего числа состоящих на учёте в ИДН.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - целеустремленное формирование и развитие ощущения, понимания и потребности в прекрасном, а также стремление жить и творить по законам красоты. На этом основано стремление привносить элементы красоты в быт, одежду, свой внешний вид, упоминать о ней в суждениях по поводу каких-либо поступков, явлений.

ЭТИКА - наука о морали, ее структуре и природе, особенностях происхождения и развития, о законах нравственного прогресса общества и личности.

ЭТИКЕТ СЛУЖЕБНЫЙ– понятие психологии и педагогики служебной деятельности, которая означает совокупность правил поведения служащих, соблюдения служебной вежливости, принятых и нормативно закреплённых в организации. Реализация норм этикета служебного осуществляется в трёх основных сферах служебных отношений в повседневной деятельности; в служебной обстановке; в сфере быта. Особенностями этикета служебного являются: а) соблюдение его правил обеспечивает нравственные стороны служебных отношений; б) овладение нормами и правилами способствует формированию гражданских качеств и чувств; в) по его соблюдению делается вывод и даётся оценка всем служебным коллективам. Выполнение этикета служебного начинается с соблюдения манер поведения служащего, к которым относят выправку, походку, жесты, позы и речь.

ЭФФЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ – психологическое понятие, которые называются события, имеющие психологическое объяснение и следующие за другими событиями, являющимися их причиной. К основным эффектам психологическим можно отнести: 1) Эффект бумеранга – наблюдается главным образом в психологической пропаганде и педагогической психологии эффект, заключающийся в том, что при некоторых воздействиях источника информации на аудиторию или на отдельных лиц получается результат, обратный ожидаемому. Возникает, как правило, если подорвано доверие к источнику информации, если передаваемая информация длительное время носит однообразный, не соответствующий изменившимся условиям характер, если субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь к себе у воспринимающеги эту информацию. 2) Эффект края – явление, заключающееся в том, что из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и в конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине. Установлен Г. Эббингаузом. Проявляется как при непосредственном, так и при отсроченном воспроизведении. 3) Эффект недавности – увеличение вероятности припоминания последних элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами ряда. 4) Эффект новизны – феномен социально-психологический, проявляющийся в том, что при восприятии человека человеком по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и запоминающейся является последняя, новая информация о ней, тогда как по отношению к незнакомой персоне наиболее значима впервые появившаяся информация, создающее первое впечатление от человека. 5) Эффект ореола – распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нём на восприятие его поступков и личностных качеств. Может выступать в форме позитивной или негативной оценочной пристрастности. 6) Эффект Зейгарник – незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершённые в 1,9 раз. Открыт Б. В. Зейгарник ученицей К. Левина (1979). Кроме того, известны эффекты заразительности; «обожжённых пальцев», «мы и они»; «плацебо»; «синицы в руке»; вербального затенения; консерватизма; наглядности; эгоцентризма; Ауберта; Махариши; Монте-Карло; Пуркинье; Раншбурга; Рингельмана; Стайлса-Кроуфорда; Струпа и др.

Я - результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой в отношении как прошлого, так и будущего.

ЯЗЫК - система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности.

Литература, использованная при составлении словаря-справочника основных терминов и понятий в курсе «Профессиональная этика и служебный этикет»

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога: 2 издание – СПб.: Питер, 2006. – 528с.

2. Большой психологический словарь под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – 3 издание, дополнение и переработка, - СПб.: прайм – ЕВРО ЗНАК, 2006. – 672с.

3. Большой толковый психологический словарь Т.1 (А-0); Т.2 (П-Я); Пер. с англ./Ребер – Артур – 000 издательство АСТ; Издательство «Вече», 2003, Т.1 – 592с.; Т.2 – 560с.

4. Военный энциклопедический словарь. – Редкол.: А.П. Горкин, В.А. Золотарёв и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, «Рипол КЛАССИК», 2002. – 1664с.

5. Гагин Ю.А. Концептуальный словарь – справочник по педагогической акмеологии/Учебное пособие. Издательство 2-е. СПб., СПб ГУПМ, Балт.пед. академия. 2000. – 222с.

6. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. – Мн.: «Хэлтон», 1998. – 399с.

7. Бардыго Н.С. и др. Справочник офицера – воспитателя. Серия «Право в Вооружённых Силах – консультант» - М.: «За права военнослужащих», 2003. – вып.35. – 368с.

8. Журавлёв П.В. и др. Персонал. Словарь понятий и определений. – М.: «Экзамен», 1999. – 512с.

9. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176с.

10. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь/И.М. Кондаков – 2-е издание, доп. и переработка. – СПб.: прайм – ЕВРО ЗНАК, 2007. – 783с.

11. Конюхова Н.И. Словарь – справочник практического психолога. – Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 1996. – 224с.

12. Кордуэлл М. Психология. А-Я: Словарь – справочник/пер. с англ. К.С. Ткаченко. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 1999. – 448с.

13. Педагогический энциклопедический словарь/Гл.ред. Б.М. Бим – Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. – 528с.

14. Правовые основы воспитательной работы в Вооружённых Силах Российской Федерации (юридический справочник). Серия «Право в Вооружённых Силах – консультант» - М.: «За права военнослужащих, 2005. – вып.59. – 656с.

15. Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е издание, исправления и доп. – М.: Полит издательство, 1990. – 494с.

16. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт/Гл. ред. В.В. Давыдов. – М., 1993, 1999.

17. Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Авт. – сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368с.

18. Словарь практического психолога/Сост. С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, М.: ООО «издательство АСТ», 2001. – 800с.

19. Словарь – справочник менеджера/Под ред. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА – М, 1996 – 608с.

20. Словарь – справочник по возрастной и педагогической психологии/под ред. Гамезо М.В. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 128с.

21. Словарь – справочник по социальной психологии/Сост. В. Крысько. – СПб.: Питер, 2003. – 416с.

22. Современный словарь по педагогике/Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: «Современное слово», 2001. – 928с.

23. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском, чешском языках. Редактор – координатор – академик РАН Г.В. Осипов. – М.: издательская группа ИНФРА – М. – НОРМА, 1998. – 488с.

24. Степанов С. Популярная психологическая энциклопедия. – М.: издательство Эксмо, 2003. – 640с.

25. Трифонов Е.В. Психофизиология профессиональной деятельности. Словарь. СПб., 1996. – 320с.

26. Управление персоналом: Энциклопедический словарь/под. ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 1998. – 453с.

27. Этнопсихологический словарь/Под ред. В.Г. Крысько. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. – 343с.

Приложение 5

Этический кодекс психолога-консультанта [11, 12, 27]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: