Словарь-справочник основных терминов и понятий в курсе «Профессиональная этика и служебный этикет» 7 страница

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ - стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим соответствующее поведение.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД – общенаучное понятие, представляющее собой методологический принцип, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; он ориентирует исследователей на раскрытие целостности объекта, выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Разработан австрийским биологом Л. фон Берталанфи (1968). Система понимается как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность и единство. Общими характеристиками системы являются: целостность, структурность, взаимосвязь со средой, иерархичность, множественность описаний. В служебной деятельности командира подразделения СП проявляется как взаимосвязь трех элементов системотехнической деятельности (деятельности по управлению социальными и техническими системами) офицера: системный охват, который служит для выявления и анализа всех положительных и отрицательных факторов, влияющих на результат функционирования подразделения, установление взаимосвязей между элементами системы управления, определение возможных вариантов действий; системное представление всех типовых и внезапно возникающих служебных задач, позволяющее определить проблему как системный объект или процесс, устанавливать свойства и связи проблемы; системная организация, создаваемая для решения сложных управленческих задач, которая предусматривает наличие всестороннего и своевременного обеспечения, планирования необходимых действий и мероприятий с использованием своевременных методов и психологических рекомендаций, твердую и неуклонную реализацию принятого решения.

СКЛОННОСТЬ - любое положительное, внутреннее мотивированное отношение (влечение, интерес и пр.) к какому-либо занятию.

СЛУХИ - специфический вид межличностной коммуникации, в процессе которой сюжет, до известной степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной аудитории.

СЛУШАНИЕ социально-психологическое понятие, представляющее собой вид коммуникативной деятельности в процессе общения, связанный с восприятием и пониманием речи участников и реагированием на нее. Различают: Слушание рефлексивное слушание с анализом, уточнением, перефразированием. Слушание эмпатическое а педагогическом взаимодействии – метод слушания, основанный на способности учителя понять собеседника и сопереживать ему, т.е. находиться в том же эмоциональном состоянии, которое испытывает воспитанник (родитель, коллега и т.д.).Слушание нерефлексивное внимательное молчание, без уточнений и других элементов обратной связи.

СОВЕСТЬ - междисциплинарное понятие, в психологии понимается как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. С. проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживаний. С. основана на самосознании или понимании человеком своего поведения, нравственного облика, способностей, качеств, внешности и пр; самооценке или приписывании индивидом ценностей себе или отдельным своим качествам; самоконтроле личности или умении управлять собственным поведением и деятельностью. С. как изначально нравственное побуждение является врожденной, но благодаря внешнему влиянию может развиться или заглохнуть.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – базовое социально-психологическое понятие, понимаемое как организованная система активно взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Отличительными признаками СД является: 1)пространственное и временное соприсутствие участников; 2) наличие единой цели; 3) наличие органов организации и руководства; 4) разделение процесса СД между участниками; 5) возникновение в процессе СД межличностных отношений. СД – вид групповой деятельности, в которой действия ее участников подчинены общей цели. СД – сознательное взаимодействие двух или нескольких человек в процессе достижения общей цели в труде, игре, спорте, обучении, воспитании, лечении, руководстве и т.д. Высший вид СД – коллективная деятельность. Иногда СД трактуют как процесс группового достижения цели. Группа выступает как совокупный объект СД с определенными ее мотивами, способами и межличностными отношениями. Общие знания, взгляды и представления образуют групповое сознание, которое отражает существенные черты СД. На достижение положительных результатов СД влияют: а) значимость ее целей; б) распределение ролей соответственно групповым нормам поведения и притязания личностей; в) организация самоуправления; г) этичная регуляция межличностных отношений; д) психологическая совместимость членов группы. В СД с педагогом учащиеся усваивают новые знания, переживают этот процесс как открытие еще неизвестного им знания, как понимание научных действий.

СОЗНАНИЕ - высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

СОРЕВНОВАНИЕ - форма общения, деятельности людей, когда его участники стремятся превзойти друг друга в достижении какой-либо цели.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - базовое социально-психологическое понятие, обозначающее двухсторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания систем социальных связей и отношений, в которых он развивается, с др. стороны. С. имеет пять характерных особенностей: осуществляется как в формальных институтах, так и в неформальных объединениях; может быть регулируемой и целенаправленной (называется воспитанием) или нерегулируемой и стихийной; носит субъективный характер; одновременно является приспособительным и развивающим процессом; продолжается непрерывно всю жизнь. С. имеет три составные части: ориентировку в системе связей; центрирование вокруг главного вида деятельности; освоение ролей социальных. С. одновременно осуществляется в сферах деятельности, общения и самосознания личности. По мнению А.Н. Леонтьева, правомерно выделять два этапа С.: первый (дошкольный возраст) и второй (подростковый возраст). Исходя из отношения к трудовой деятельности выделяют три основные стадии С. – дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Освоение опыта предшествующих поколений осуществляется с использованием типовых схем, которые называют механизмами С. Они могут быть организованными (традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный и рефлексивный) и стихийными (сдвиг мотива на цель, идентификация, принятие и освоение социальных ролей). Основными институтами С. является семья; детские дошкольные учреждения, школа, трудовой (учебный, воинский) коллектив; неформальные группы и объединения. С. как процесс отличается неравномерным характером, который может привести к частичной утрате и последующему восстановлению навыков приобретения социального опыта. Для этого и социализируются понятия десоциализации (утраты социального опыта в результате болезни, изоляции от общества и др.); ресоциализации (восстановления социального опыта) и ассоциализации (усвоения антиобщественных способов поведения).

СПЛОЧЕННОСТЬ СЛУЖЕБНОГО КОЛЛЕКТИВА – понятие психологии служебной деятельности, под которым понимается феномен, проявляющийся в степени интеграции служебного подразделения, включающий единство ценностных ориентаций, прочность межличностных взаимоотношений, согласованность поведения его членов в основных сферах деятельности. СВК проявляется в таких сферах деятельности, как: морально-психологическая, где единство проявляется как отсутствие антогонистических противоречий между служащими, общность их мировоззрения, взаимное доверие; служебно-профессиональная, где сплочённость проявляет себя как боевая сработанность, слаженность, взаимопонимание служащих; межличностно-служебная, где сплочённость проявляется как психологическая совместимость, бесконфликтность общения. Воспитательная работа по формированию СВК включает в себя: 1) оптимизацию взаимоотношений, представления собой преобразование общности взглядов в субъективное чувство взаимного доверия; 2) формирование боевой сработанности с использованием наставничества, взаимной осведомлённости членов коллектива; совершенствование психологической совместимости в формах использования традиций, поддержки молодого поколения, работы с неформальными лидерами.

СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

СРАВНЕНИЕ - установление черт сходства или различия между объектами.

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ - совокупность материальных или духовных элементов, условий общественной жизни, необходимых для осуществления процесса воспитания.

СТАТУС ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – базовое социально психологическое понятие, которое имеет следующие значения: 1) объективное место индивида или группы в социальной системе в соответствии с их характеристиками (природными, профессиональными, этническими и др.); 2) положение субъекта в системе его межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. СЛ через социальную роль определяет поведение человека. Существенные расхождения в СЛ, которые приобретает индивид в группах, различающихся по уровню развития группового, содержанию деятельности и общения, нередко становится причиной фрустрации, конфликта. Важнейшим показателем СЛ выступают такие критерии, как уровень дохода и образования, объём властных полномочий, престиж профессии. СЛ может быть формальным (должностным) и неформальным (определяемым личностными свойствами и авторитетом). Кроме того, различают предписанный (обусловленный происхождением, семьёй) и приобретённый (определяемый усилиями личности).

СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ – социально-психологическое понятие, обозначающее формируемые под влиянием определённых условий восприятия или под воздействием представителей тех или иных общностей и распространяемые посредством языка и культуры в определённых социальных группах схематизированные устойчивые образы и представления о фактах действительности, приводящие к упрощённым и искажённым оценкам и суждениям со стороны индивидов. Термин введён американским журналистом У. Липманом (1922). СС может быть истинным, ложным, прогрессивным и реакционным. Историческая практика показывает, что СС, приводящий к формированию негативных предубеждений, обусловлен недостатком жизненного опыта, отсутствием информации или наличием ложной, непроверенной информации, излишне эмоциональным восприятием, манипулированием обыденным сознанием. Разновидностью СС выступает педагогический стереотип или упрощённое представление о каком-либо педагогическом явлении.

СТИМУЛ - воздействие, обусловливающее динамику психических состояний индивида и относящееся к ней, как причина к следствию.

СТИМУЛИРОВАНИЕ – междисциплинарное понятие, обозначающее в общем смысле создание такой ситуации, которая могла бы заинтересовать объект в определённом поведении. В психологии управления понимается как способ управления трудовым поведением работника, состоящий в целенаправленном воздействии на трудовую деятельность посредством влияния на условия его жизнедеятельности, используя мотивы, движущие его действиями. Различают С. деятельности как сочетания материальных и моральных факторов и С. труда как побуждение через стимул.

СТРАДАНИЕ – междисциплинарное понятие, в широком смысле обозначающее состояние, противоположное удовольствию. В психологии имеются следующие значения: 1) фундаментальная эмоция, которая выражается в ощущении одиночества, падении духа, жалости к себе; 2) отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной или кажущейся достоверной информации о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, часто протекает в форме эмоционального стресса; 3) форма переживания физической или психической боли. Причины, вызывающие С. многообразны – от неудачи до смерти родственников. Остроту С. может уменьшить сочувствие и сопереживание др. людей. По Фрейду, основными источниками С. являются: 1) превосходящие силы природы; 2) бренность человеческого тела; 3) недостатки интуиций, регулирующих взаимоотношения в семье, обществе и государстве.

СТРАСТЬ - сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил.

СТРАХ - психологическое понятие, представляющее собой фундаментальную эмоцию, возникающую в ситуациях реальной или воображаемой угрозы существованию организма и направленную на источник опасности. В отличие от боли страх возникает при предвосхищении реального действия опасных для существования факторов. Страх может проявляться в виде опасения, боязни, испуга и ужаса. Функционально страх служит предупреждением человеку о предстоящей опасности, побуждает искать пути её избегания. Наиболее нежелательны случаи, когда страх достигает силы аффекта и паники, для которых характерны нарушения сознания, а иногда и полная его потеря. В социальном развитии человека С. выступает как одно из средств воспитания: так, сформированный страх осуждения используется как фактор регуляции поведения. Т. к. С. способен длительно сохраняться, то воспитание устойчивости к нему обычно направлено не на избавление от С., а на выработку умений владеть собой при его наличии. В условиях служебной деятельности эту задачу выполняет психологическая подготовка служащих.

СТРЕМЛЕНИЕ - первичное побуждение, чувственное переживание потребности, тяготение к объекту.

СТРЕСС - междисциплинарное понятие, понимаемое как одновременно и особое нервное состояние и приспособительная реакция. С. – это биологически целесообразная реакция организма, направленная на обеспечение самосохранения. Термин введён канадским биологом Г. Селье в 1956 г. Он выделил три фазы С.: 1) состояние тревоги; 2) состояние повышенной резистентности; 3) состояние истощения. Различают физиологический и психологический С., последний подразделяется на информационный и эмоциональный. В психологии С. понимается как психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях; неспецифическая реакция организма на резко изменившиеся условия среды. С. может оказывать как положительное, оптимизирующее влияние на деятельность, так и отрицательное, вплоть до полной дезорганизации (дистресс). С. вызывается ситуацией опасности, возрастания ответственности, необходимостью быстро принять важное решение, большими умственными и волевыми нагрузками. По данным исследований ВЦИОМ, каждый третий россиянин хотя бы раз в неделю по окончании трудового дня испытывает стресс, а 13% - почти каждый день. Только 2% опрошенных обращается за помощью к специалистам. Наиболее распространённые способы снятия стресса у россиян – телевизор (46%), музыка (43%), алкоголь (19%), еда (16%), медикаменты (15%), спорт (12%), секс (9%), техника расслабления (йога или медитация – 2%). Важной характеристикой личности является стрессоустойчивость, характеризующая некоторую совокупность личностных качеств, позволяющие работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. Высокий уровень стрессоустойчивости относится к числу ПВК. Стрессоустойчивость – это качество, которое можно развивать (повышать) тренировкой (психотренинг), привычкой к ежедневному напряженному творческому труду.

СТРУКТУРА - совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе.

СТЫД – междисциплинарное понятие, в широком смысле понимаемое, как состояние осознания несоответствия собственных поступков и помыслов не только нормам и ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении. В психологии имеет два значения: 1) фундаментальная эмоция, свидетельствующая о возможности потери самоуважения, возникновении чувства бездарности, несоответствия, ущербности, часто связана с виной; 2) переживание неудовлетворённости собой, самоосуждение или самообвинение. С. полностью обусловлен социально (в отличие от совести), он может быть связан не только с собственным поведением, но и с поступками близких людей. Стремление избегать С. является мощным мотивом поведения, направленного на самосовершенствование, приобретение знаний и умений (самообразование), на развитие способностей (саморазвитие). С. считается самой рефлексирующей эмоцией.

СУБОРДИНАЦИЯ – социально-психологическое понятие, обозначающее подчинённость одного субъекта другому в процессе управления единым объектом. Отношения С. имеют место как между органами управления, так и на индивидуальном персонифицированном уровне. Отношения С. – это отношения распорядительства и администрирования, с одной стороны, исполнительности – с другой стороны. ОС складываются как между руководителями и исполнителями, так и между руководителями различных уровней. ОС возникают в рамках официальных (формальных) структур. Суть этих отношений состоит в том, что руководитель на основе существующего правового статуса и нормативных актов обязывает исполнителя чётко выполнять предписания руководства. ОС может быть линейными и функциональными. ЛОС состоят в том, что у руководителя много подчинённых, а у подчинённых – только один руководитель. Эффективны в коллективах и организациях, которые невелики по своим размерам и решают сравнительно простые задачи. ФОС строятся на основе специализаций функций управления между людьми, занятыми в различных функциональных подразделениях. На практике чаще всего имеют место ОС смешанного характера. В условиях служебной деятельности С. – это служебное подчинение младших старшим, нижестоящих органов вышестоящим, в более широком смысле слова – исполнение правил служебной дисциплины во взаимоотношениях между различными по служебному положению и званию лицами.

СУБЪЕКТ - индивид или группа как источник познания действительности.

СУЖДЕНИЕ - форма логического мышления, связь между несколькими понятиями в виде утверждения или отрицания чего-либо.

ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ - соблюдение преподавателем принципа меры в общении с учащимися, умение найти правильный подход к ним в процессе учебы и вне ее.

ТАЛАНТ - высокий уровень развития способностей, прежде всего, специальных. Результаты деятельности должны отличаться новизной, оригинальностью подхода.

ТВОРЧЕСТВО - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

ТЕМПЕРАМЕНТ - психическое свойство индивида, проявляющееся в интенсивности, скорости, темпе и ритме психических процессов.

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ - системное изложение основных целей, закономерностей, принципов, методов и форм формирования и развития личности в конкретных исторических условиях.

ТЕСТ - краткое стандартизированное, обычно ограниченное во времени, психологическое испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах межиндивидуальных различий.

ТОЛПА - бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

ТРАДИЦИИ - механизм хранения, передачи воспроизводства и закрепления социального опыта, способ реализации устойчивых общественных отношений, поддерживаемых силой общественного мнения, массовых привычек и убеждений.

ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ - междисциплинарное понятие. Требовательность – это средство организации людей, установления и поддержания служебной дисциплины. Требовательность должна быть направленной; применяемой ко всем служащим; несовместимой с грубостью и унижением.

ТРЕВОГА - реакция на грозящую опасность, эмоциональное состояние безобъективного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы.

ТРЕВОЖНОСТЬ – психологическое понятие, имеет следующие значения: 1) тревожность как состояние целесообразного подготовительного направления в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх; 2) тревожность как черта личности, выражающаяся в фоновом снижении порога чувствительности по отношению к стрессорам; 3) тревожность как комплексная эмоция, сочетающая фундаментальные эмоции страха, горя – страдания, гнева, стыда, вины и иногда интереса, волнения. Различают тревожность ситуативную (связанную с конкретными внешними условиями) и личностную (как стабильного свойства личности). В целом тревожность – субъективное проявление неблагополучия личности, она может быть повышена у людей с девиантным поведением, переживших конфликт внутриличностный, травму психическую или страдающих заболеваниями. Тревожность может явиться предвестником или симптомом невроза, она входит в посттравматический синдром (комплекс переживаний, обусловленных пережитой психической или физической травмой).

ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – базовое социально-психологическое понятие, обозначающее совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимодействий людей в группе. Основными средствами ТСП являются упражнения, групповая дискуссия и ролевая игра в различных их модификациях и сочетаниях. ТСП применяется как в целях формирования и совершенствования общей коммуникативной готовности личности, так и для выработанных специфических коммуникативных навыков у представителей тех профессий, которые предполагают интенсивный контакт с другими людьми. Тренинг социально-психологический следует отличать от тренировки: а) тренинг осуществляется по специально разработанной методике; б) тренингом руководит квалифицированный тренер; в) тренинг отличается творческой направленностью; г) тренинг больше подчинен решению практических задач. В настоящее время общепринятой классификации тренинга социально-психологического не получено, однако большинство авторов включает его в состав следующие разновидности: 1) тренинг социально-психологический межличностного общения; 2) тренинг социально-психологический делового общения; 3) тренинг коммуникативной компетентности (поведенческий тренинг); 4) сенситивный тренинг; 5) ассертивный тренинг (тренинг преодоления неуверенности в общении); 6) психолого-педагогический тренинг; 7) ролевой тренинг; 8) тренинг личностного роста. В проведении тренинга социально-психологического выделяют четыре этапа: знакомство; конфронтацию; согласие и сотрудничество; интеграцию. К тренинговым процедурам, как составным частям тренинга социально-психологического, подлежащим модификации, относятся психогимнастика; упражнения; дероминг; шеринг; дебрифинг; ролевая игра; диагностические и самодиагностические процедуры.

ТРУДНЫЕ СЛУЖАЩИЕ – новое понятие педагогики, которое означает лиц, по тем или иным причинам создающих трудности в работе с ними, в том числе и в воспитании. Общепринятой классификации трудных служащих не разработано, однако их можно разделить на три группы: служащие, отличающиеся девиантным поведением; трудновоспитуемые служащие (сознательно или бессознательно сопротивляющиеся целенаправленному воспитательному воздействию); служащие, испытывающие трудности в общении с сослуживцами. Кроме того, для классификации трудных служащих можно использовать типологическую схему, объединяющую девять типов трудных людей: возбудимых; неустойчивых; лгунов и фантастов; странных и чудаков; патологических спорщиков; одержимых влечениями; нонконформистов; безвольных; антисоциальных; конструкционно-глупых. Общая схема воспитательной работы с трудными служащими содержит следующие этапы: а) анализ поведения трудных служащих, заканчивающихся отнесением их к какому-либо типу или группе; б) выбор стратегии, методов и форм социально-психологических (воспитательных) воздействий с определением необходимости оказания им психологической помощи; в) оказание (в необходимых случаях) психологической помощи в форме превенции (предупреждения и профилактики) или интервенции (преодоления, коррекции или реабилитации); г) практическое осуществление воздействий с использованием методов, форм приёмов и средств превентивной педагогики и перевоспитания; д) оценка достигнутых результатов.

УБЕЖДЕНИЕ - междисциплинарное понятие, синоним уверенности в чем-либо. В психологии понимается как форма направленности личности, выражающаяся в глубоко осмысленной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, органически сливающейся с чувствами и волей человека и получившей для него личностный смысл. Система убеждений человека отражает его мировоззрение. В социальной психологии убеждение – это способ вербального (словесного) влияния, которое включает в себя систему доводов, выстроенных по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис. В психологии управления убеждение – это воздействие на сознание, чувства, волю людей посредством сообщения, разъяснения и доказательства важности того или иного положения, взгляда, поступка либо их недопустимости с целью заставить слушающего изменить существующие взгляды, установки, позиции, отношения и оценки либо разделить мысли или представления говорящего. В педагогике убеждение представляет собой ведущий метод воспитания, ему принадлежит определяющая роль в формировании важнейших качеств человека – научного мировоззрения, сознательности и убежденности. В применении метода убеждения используются два основных, неразрывно связанных средства: убеждение словом и убеждение делом. Наиболее распространенными приемами и средствами УС является разъяснение, доказательство, опровержение, сравнение, сопоставление, аналогия, ссылка на авторитет. При УД наиболее часто используются приемы: показ, поручение, анализ ситуаций, явлений, личный пример. Убеждение требует больших затрат времени, использования разработанных сведений и ораторских приемов. Оптимальными условиями применения убеждения в воспитании являются: а) построение его на фактах; б) опора на правдивость, точность и достоверность фактов; в) убежденность самого воспитателя; г) эмоциональность воспитателя; д) авторитет и доверие к воспитателю; е) учет индивидуальных психологических особенностей воспитанников.

УБЕЖДЕННОСТЬ - качество личности, определяющее общую направленность всей ее деятельности и выступающее регулятором ее сознания и поведения.

УМЕНИЕ - базовое междисциплинарное понятие, в общем смысле понимаемое как владение способами (приёмами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Умение можно рассматривать в различных аспектах: а) общепедагогический аспект – возможность эффективно выполнять действия (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать; б) психологический аспект – основанный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков; в) военный аспект –структурный компонент личности (комплекс знания и способа деятельности), опредёлённая возможность осуществления деятельности; психическое состояние, включающее систему навыков и систему знаний и формирующееся на базе знаний и навыков, относящихся к определённому виду деятельности. Умение – это способность быстро, точно и сознательно выполнять определённые действия на основе полученных знаний и приобретённых навыков. По своей сути, умение – это экстериоризация, т.е. воплощения З и Н в реальные действия. Умения шире Н., они предполагают разные варианты действий. Однако до сих пор не уточнены соотношения между понятиями «умения» и «навыки». Большинство психологов и педагогов считают, что умение – более общая психологическая категория, чем Н. Педагоги-практики придерживаются обратной точки зрения: Н. представляют более высокую стадию овладения физическими упражнениями и трудовыми действиями, чем умения. Одни авторы под умениями понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность, при этом умение формируется на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями. Поэтому Н. предшествуют умения. Другие авторы под умениями понимают возможность осуществлять какие-либо действия, операции. У них умение предшествуют Н., который рассматривается как более совершенная стадия овладения действиями. В военном деле придерживаются следующей последовательности: знания-навыки-умения; что зафиксировано в руководящих документах.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - форма логического мышления, когда из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

УПРАЖНЕНИЕ - педагогическое понятие, обозначающее повторное выполнение действия с целью усвоения. В рамках упражнения осуществляются все компоненты учения – уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация. Упражнение является как методом обучения, так и методом воспитания. В обучении упражнение представляет основной метод профессионального обучения, с помощью которого в процессе изучения технических и специальных дисциплин у учащегося формируются умения использования полученных знаний. В воспитании упражнение направлено на формирование привычки правильного поведения. В военной педагогике упражнение отличают от тренировки, как основной организационной формы приобретения индивидуальных и коллективных навыков. Здесь упражнение понимается как метод и форма воинского обучения подразделения в целом, проведение которого позволяет судить о степени боевой слаженности (сработанности). В связи с этим различают боевое упражнение, тактическое упражнение, групповое упражнение и упражнение на тренажерах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: