Стадия оценки

На стадии оценкив дело вступают "критики". В классическом варианте критическую оценку производит другая группа, а не та, которая участвовала в мозговом штурме. Это связано с тем, что к продуктам своего творчества трудно отнестись объективно. В рамках предметно-содержательного обсуждения происходит сортировка поступивших предложений: отсеиваются непригодные, откладываются спорные, принимаются очевидные удачи. В конечном итоге группа получает довольно богатый опыт различных вариантов решения проблемы. Эта процедура в отличие от "мозгового штурма" включает критическое мышление и опирается на его закономерности. Для критического отбора идей можно использовать следующие приемы оценки идей:

- оценка с помощью выделения критерием эффективности,

- идеи группируются по соответствующим основаниям,

- идеи анализируются метод "от противного" (почему данная идея не может быть реализована),

- отсекаются "дикие идеи",

- каждый участник проделывает личную мозговую атаку, создавая на основе зафиксированных идей нечто новое.

- группа располагает идей по степени важности.

Ведущий на этом этапе катализирует процесс, обозначая наиболее конфронтационные суждения, чаще всего это является подведением частичных итогов, позволяющих переходить к следующему этапу обсуждения.

На стадии оценки в рамках реализации эффективной коммуникации в группе важным является вопрос о препятствиях критического мышления.

Препятствия критического мышления, проявляющиеся в групповом процессе:

1. Опасение быть агрессивным. Мы часто учим наших детей, что критиковать – значит быть невежливым.

2. Боязнь возмездия. Критикуя чужие идеи мы можем вызвать ответную критику своих.

3. Переоценка собственных идей. Когда нам слишком нравится то, что мы создали, мы неохотно делимся с другими нашим решением.

4. Критическое мышление нужно отличать от критической установки. Несмотря на то, что в силу специфики своего подхода к решению задач критическое мышление запрещает некоторые идеи или отбрасывает их за непригодностью, его конечная цель конструктивна. Напротив критическая установка деструктивна по своей сути. Стремление человека критиковать ради критики имеет скорее эмоциональный, чем когнитивный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: