| По отношению к проблеме | |
| Начать обмен мнениями (по возможности без оценок) | Предоставить слово желающим или предложить высказаться участникам по кругу. Руководителю не рекомендуется брать слово первым |
| Собрать максимум предложений, постараться осветить все аспекты проблемы | Выслушать каждого. Выступать со своими предложениями только после того, как выслушаны мнения всех участников |
| Держать в русле проблемы, не допускать отклонений от темы и повторов | Тактично останавливать отклонившихся от темы, напоминать о целях и задачах дискуссии |
| По отношению к группе | |
| Поддерживать высокий уровень активности всей группы | Всем поочередно предоставлять слово, не допускать затянувшихся монологов и диалогов, чрезмерной активности одних за счет других. |
| Поддерживать деловую атмосферу | Требовать ясного изложения мыслей, руководителю больше спрашивать и слушать, говорить немного, но по существу |
| Не допускать личной конфронтации участников | Устранять недоразумения между участниками дискуссии, пресекать оценочные суждения, направленные на личные качества оппонента |
| Поддерживать теплую дружескую атмосферу | Использовать поощрительные высказывания типа: "Хорошо мы продвигаемся" и улыбку |
| По отношению к каждому участнику | |
| Уделять максимум внимания мнению каждого участника | Выслушивать каждого, преждевременно не прерывать |
| Требовать ясной аргументации | Уточнить неясные положения, просить объяснить или доказать свою точку зрения |
| Активизировать пассивных | Обратиться к "молчуну" с вопросом, любезно попросить высказать свою точку зрения |
| По возможности сохранять беспристрастность | Уделять внимание и оказывать поддержку всем участникам |






