По отношению к проблеме
|
Начать обмен мнениями (по возможности без оценок)
| Предоставить слово желающим или предложить высказаться участникам по кругу. Руководителю не рекомендуется брать слово первым
|
Собрать максимум предложений, постараться осветить все аспекты проблемы
| Выслушать каждого. Выступать со своими предложениями только после того, как выслушаны мнения всех участников
|
Держать в русле проблемы, не допускать отклонений от темы и повторов
| Тактично останавливать отклонившихся от темы, напоминать о целях и задачах дискуссии
|
По отношению к группе
|
Поддерживать высокий уровень активности всей группы
| Всем поочередно предоставлять слово, не допускать затянувшихся монологов и диалогов, чрезмерной активности одних за счет других.
|
Поддерживать деловую атмосферу
| Требовать ясного изложения мыслей, руководителю больше спрашивать и слушать, говорить немного, но по существу
|
Не допускать личной конфронтации участников
| Устранять недоразумения между участниками дискуссии, пресекать оценочные суждения, направленные на личные качества оппонента
|
Поддерживать теплую дружескую атмосферу
| Использовать поощрительные высказывания типа: "Хорошо мы продвигаемся" и улыбку
|
По отношению к каждому участнику
|
Уделять максимум внимания мнению каждого участника
| Выслушивать каждого, преждевременно не прерывать
|
Требовать ясной аргументации
| Уточнить неясные положения, просить объяснить или доказать свою точку зрения
|
Активизировать пассивных
| Обратиться к "молчуну" с вопросом, любезно попросить высказать свою точку зрения
|
По возможности сохранять беспристрастность
| Уделять внимание и оказывать поддержку всем участникам
|