Понятие и атрибуты, типология, компоненты игры

В настоящее время можно встретить многочисленную методическую литературу, посвященную различным видам игровых техник. В разнообразных источниках предпринимаются попытки определения деловой игры. Например, ее рассматривают как область деятельности и научно-технического знания, как имитационный эксперимент, как метод обучения, метод исследования, метод решение практических задач.

Для выявления сущности деловой игры рассмотрим основные ее характеристики, назначение и структуру. Основными атрибутами деловых игр являются:

1. Имитация того или иного аспекта целенаправленной
человеческой деятельности.

2. Роли, которые получают участники игры, и которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре.

3. Система правил, регламентирующая игровые действия.

4. Пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности, их преобразование.

5. Условный характер игры.

6. Блоки, составляющие контур регулирования игры: концептуальный, сценарный, постановочный, сценический, блок критики и рефлексии, судейский и блок обеспечения информацией.

Более полное и конкретное представление можно получить при знакомстве с типологией деловых игр, в основе которой лежат различные признаки: функциональное и целевое назначение деловой игры; характер коммуникаций между участниками; используемые средства; формы проведения и др. Отметим, что широкое разнообразие типов игр неизменно связано с организационными (производственными) особенностями и спецификой профессиональной деятельности.

Охарактеризуем подробнее каждый из признаков данной классификации.

Среди деловых игр в зависимости от их функций и целевого назначения различают: обучающие игры. Они имеют широкое распространение в подготовке специалистов и служат для развития у них социально-психологических свойств и способностей, а также формирования профессиональных знаний, умений и навыков. Производственные игры. Они применяются для коллективной или индивидуальной подготовки кадров в принятии решений по проблемам производства с учетом многообразия влияющих на ситуацию факторов. Квалификационные или аттестационные, деловые игры. Они проводятся для выявления уровня профессиональной компетентности, квалификации специалистов; оценки и аттестации кадров предприятия. Исследовательские игры. Используются при внедрении нововведений для анализа поведения отдельных сотрудников или целых коллективов в зависимости от изменения внешних или внутренних условий их деятельности. Исследовательские деловые игры моделируют конкретные организационные ситуации в режиме «что будет, если..?», создавая прогноз возможным последствиям.

Характер коммуникаций участников игры отражает зависимость или независимость действий ее участников друг от друга и выступает одним из важнейших показателей ее динамизма. Деловая игра может быть интерактивной за счет вовлечения большого числа участников, деятельность которых объединена общими целями. Если же в процессе игры ее участники действуют самостоятельно, принимают решения независимо от других, то игра является неинтерактивной.

В зависимости от используемых средств, инструментов деловые игры подразделяются на ручные и компьютерные. Ручные игры обычно включают игры, несложные с точки зрения их условий и параметров. Игры, предусматривающие сложный аппарат моделирования организационных процессов, обычно предполагают использование компьютеров, прогрессивных мультимедийных инструментов и программных продуктов. К компьютерным играм относится подавляющее большинство проектных деловых игр, а также многие обучающие и исследовательские игры.

По форме или регламенту проведения деловые игры делятся на очные и заочные. Характеристикой заочной игры может быть возможность применения компьютерных технологий при дистантном обучении с использованием как локальных сетей, так и интернет-возможностей.

Игра как метод построения учебного процесса включает следующие компоненты:

1) игровые роли и их принятие;

2) игровые действия;

3) технология игры.

Ведущим компонентом игры выступает роль и ее принятие. Роль представляет собой комплекс требований, ожиданий, предъявляемых производственной ситуацией к данному человеку, его поведению. Исполнение роли предполагает точное воспроизведение деятельности человека в типовой модели производства. Принятие роли осуществляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Оно реализуется через присвоение внешних черт и норм поведения, а также задач, присущих роли, ее исполнению.

Игровые действия могут задаваться по-разному: сценарием, ведущими (преподавателями или фасилитаторами) игры, нормативными документами или же формируются самими игроками в соответствии с их собственным видением ситуации и поставленными перед ними целями. Поэтому ролевые действия отдельных участников игры могут существенно отличаться друг от друга. Игровые роли предписываются игрокам условиями игры.

Технология игры включает в себя возможное игровое моделирование - создание макетов, замещающих объекты реальной ситуации, а также манипулирование ими с целью замены реального экспериментирования искусственно сконструированными поведенческими образцами. Модель игры реализуется, приводится в действие с помощью ее правил. Правила отражают соотношение всех компонентов игры. Они могут быть перенесены в игру из реальной ситуации, в которой развертывается игровой процесс, или же придуманы.

В профессиональной подготовке игровые методы используется, прежде всего, для квалификационной оценки потенциальных ресурсов слушателей, а также для нахождения оптимальных управленческих решений.

Деловая игра позволяет успешно решать следующие задачи:

- определить индивидуальные и коллективные способности слушателей, степень их подготовленности к профессиональным требованиям;

- повысить интерес участников к процессу деятельности, их вовлеченность в решение организационных задач;

- наглядно представить реальную ситуацию, прочувствовать ее и определить возможные стратегии собственных действий;

- изучить составные части организационной проблемы, выявить важнейшие из них и отработать ее комплексное поэтапное решение в имитационном режиме;

- приобрести навыки решения проблем в условиях, максимально приближенных к реальной ситуации;

- научить работать с применением современных технологий,
например с компьютерной техникой, при решении разнообразных
задач в диалоговом режиме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: