| По отношению к проблеме | |
| Провести анализ собственных мнений | Подводить частичные итоги, выделять основные положения, делая предварительные выводы |
| Организовать процесс выбора окончательного решения | Сформулировать выделенные варианты, выделить их различия и специфику |
| По отношению к группе | |
| Настроить группу на коллективное решение, несмотря на то, что выбирается какое-то одно из предложений | Подчеркнуть, что коллективно выработанное решение будет более "принимаемым" всеми участниками |
| Сохранять единство группы | Способствовать продуктивному решению конфликтов |
| По отношению к каждому участнику | |
| Снимать индивидуальные обиды, возникшие из-за того, что в качестве итогового решения принято чужое решение | Отметить вклад каждого в коллективное решение |
Этап - подведение итогов дискуссии
| По отношению к проблеме | |
| Четкое и внятное подведение итогов | Формулировка вывода, решения или спектра решений |
| Сравнить итоги с поставленной целью | Напомнить цели, критерии результата, сопоставить с ней результаты дискуссии |
| Если тема не исчерпана, сформулировать продолжение дискуссии | Предложить продолжить дискуссию в другой раз, сформулировать тему следующей встречи |
| По отношению к группе | |
| Принятое решение должно быть групповым | При подведении итогов учитывать мнения всех членов группы. Каждый должен высказать свое мнение по поводу группового решения |
| Помочь группе прийти к согласованному мнению | Умелая постановка вопросов, обобщение полученных результатов |
| Сохранить деловую обстановку несмотря на возможную конфронтацию | Подчеркнуть важность разнообразия предложений для нахождения оптимальных альтернатив |
| По отношению к каждому участнику | |
| Добиваться того, чтобы у каждого или по крайней мере у большинства осталось чувство удовлетворенности от в участия дискуссии | Подчеркнуть вклад каждого в общий итог. Поблагодарить всех членов группы за участие в дискуссии |
Приложение3
Шкалы полярных профилей, характеризующие различные качества участника групповой дискуссии
| -1 | -2 | |||||
| Аргументированность речи | Речь без доказательств | |||||
| Четкость изложения мыслей | Нечеткость изложения мыслей | |||||
| Краткость изложения мыслей | Многословие | |||||
| Активность | Пассивность | |||||
| Оригинальность суждений | Стандартность | |||||
| Безразличие к теме | Увлеченность темой | |||||
| Независимость суждений | Конформизм | |||||
| Информированность, эрудиция | Узкий круг представлений | |||||
| Способность к диалогу | Монологичность |
Приложение 4






