Независимо от типологии деловые игры имеют ряд общих моментов в своей организации и построении. В ряде исследований предлагается учитывать ряд принципов, обеспечивающих эффективность применения деловых игр:
1. Репрезентативность и достаточность элементов игровой ситуации. Это означает, что составные части, или компоненты, игры должны достаточно полно представлять имитируемую ситуацию в аспекте, соответствующем целям деловой игры, и содержать информацию, позволяющую понять суть проблемы и принять адекватное решение. При моделировании конкретной ситуации приходится сокращать информацию о ней, выбирать и отображать главным образом лишь существенные для принятия решений факторы и фрагменты действительности.
2. Модульный характер игры. Понятие «модуль» означает комплекс материалов, служащих одной, имеющей прикладное значение учебной цели. В этот комплекс обычно входят: теоретическая часть, описание ситуации (кейса), примеры, иллюстрации, схемы, вопросы, ответы, методические рекомендации. Модульный подход способствует глубокому, всестороннему и активному усвоению материала. Применительно к структуре деловой игры обычно выделяют несколько сравнительно простых модулей, каждый из которых представляет собой комплекс элементов, образующих организационное и/или функциональное единство. Это могут быть следующие модули:
|
|
- организационные модули: модуль участника игры (он содержит всю информацию, необходимую для игрока, которым может быть целая команда); модуль руководителя игры, характеризующий весь комплекс действий (в том числе расчетов) руководителя;
- функциональные модули деловой игры; они имитируют отдельную, относительно автономную функцию или область деятельности;
- этапные модули, характеризующие комплекс задач и действий
определенного, относительно завершенного этапа игры.
Модульная структура деловой игры позволяет отрабатывать ее отдельные элементы, или фрагменты, в зависимости от целей обучения, интересов участника и темпов усвоения материала каждым обучаемым.
3. Системность использования деловой игры, ее включенность в обучающую программу. Деловая игра приносит желаемый эффект лишь тогда, когда она опирается на теоретические знания, ясные представления о той области деятельности, которую она имитирует, и является логическим продолжением учебного процесса, его переходящим в практическую поведенческую стадию заключением.
Проведение деловой игры в учебном процессе позволяет сформировать следующие позитивные установки слушателей:
- интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые
моделируются и разыгрываются в игровом процессе;
- усвоение больших объемов информации, способствующих творческому поиску решений производственных задач;
- формирование объективной самооценки обучаемых;
- возможность адекватного анализа реальной производственной
ситуации;
- развитие инновационного, аналитического, психологического и экономического мышления.