Методические средства тренинга

Методические средства предназначены для словесной и несловесной передачи информации, создания насыщенной информационной среды, регуляции уровня удовлетворения потребностей и вовлечения в определенным образом организованную деятельность. Наряду с понятием методические средства используют понятие «техники» (особенно это характерно для зарубежной литературы).

Существуют различные классификации методических средств тренинга. Так, Ю. В. Макаров подразделяет методы социально-психологического тренинга на дискуссионные (групповые дискуссии, мозговой штурм, анализ конкретных поведенческих ситуаций и т.д.); игровые методы (ролевые и деловые игры, психодрама, транзактный анализ и т.д.); релаксационные методы (техники релаксации и медитации); психогимнастические упражнения. Т. С. Яценко выделяет следующую группу методов СПТ: групповые дискуссии, разыгрывание ролевых ситуаций, психодрама, психорисунок, психогимнастика. И. В. Вачков кроме групповой дискуссии и игровых методов называет методы, направленные на развитие социальной перцепции (вербальные и невербальные техники), методы телесно-ориентированной психотерапии и медитативные техники. С.И. Макшанов выделяет три группы средств: 1) техники предоставления информации; 2) имитационные техники; 3) техники создания реальной среды.

Основное назначение первой группы техник - осознание и передача информации. К ним можно отнести дискуссии, мини-лекции, систематические обзоры, программированные инструкции, групповой анализ оценок и самооценок, а также техники модерации (знаково-символическое отображение процесса и результатов работы в тренинге). К ряду из них (дискуссии, мини-лекции, систематические обзоры, программированные инструкции) предъявляются определенные требования:

1) новизна информации, которая может выражаться как в содержании, так и в форме (новый, необычный ракурс рассмотрения);

2) предоставление информации в разных модальностях с иллюстрированием ее в образной, метафорической (притчи) и юмористической форме (анекдоты, шутки, смешные истории из жизни и т.д.);

3) адресное предоставление информации с учетом потребностей группы в целом и отдельных ее участников.

Основная функция второй группы техник, имитационных, тренировка в безопасных условиях. К ним относят ролевые и деловые игры, метод инцидентов, психодраму, социодраму, а также психогимнастические упражнения различной направленности.

И наконец, третья группа техник (создание реальной среды) призвана научить действовать человека в ситуации реального риска. Возможны два варианта реализации данной группы техник:

1) выполнение в группе реальных задач;

2) выполнение упражнений на реальном рабочем месте.

Методические рекомендации по проведению тренинга

В самом общем виде схема может выглядеть следующим образом: от поведения на импульсивно-неадекватном уровне к осознанию неадекватности; получение ориентировочных основ; закрепление полученных знания в процессе ролевой игры; автоматизация действия и переход на импульсивный, но уже адекватный уровень. Более кратко процесс может быть представлен как движение от неосознаваемой некомпетентности к осознанной компетентности.

Для реализации данной схемы можно выделить два этапа: основной и контрольный. Основной включает в себя: 1) подготовку группы (разогрев и лабилизацию); 2) направленное обучение приемам и навыкам. Назначение второго этапа – контроль уровня достигнутых результатов, с одной стороны, и снятие остаточных напряжение у участников – с другой.

Особое внимание при подготовке тренинга должно уделяться подготовке группы к предстоящей работе. От эффективности разогрева, по сути, зависит весь ход дальнейшей работы. Целью его является включение в работу всех участников группы и первичная диагностика каждого участника.

Схема разогрева:

1) знакомство;

2) сбор сведений о самочувствии;

3) сбор сведений об ожиданиях;

4) сбор сведений о проблемах;

5) видеопроба (в ситуации видеотренинга);

6) введение групповых норм.

Некоторые элементы данной схемы могут быть объединены, например, сбор сведений об ожиданиях и сбор сведений о проблемах. Видеопроба может отсутствовать. Особое внимание должно быть уделено принятию групповых норм, так как они создают определенную групповую атмосферу, обеспечивают частичную безопасность участникам и позволяют более эффективно взаимодействовать внутри данной группы. К наиболее часто встречающимся нормам относят: конфиденциальность; принцип «здесь и теперь»; принцип активности (кто больше вкладывает, тот больше и получает); принцип «Я-высказвания»; безоценочность суждений; искренность и т.д.

Под лабилизацией понимается процесс создания мотивации к обучению через осознание участниками своей некомпетентности в той или иной ситуации. Она может проходить в разных вариантах. В качестве методического средства наиболее часто используются ролевые и деловые игры либо с отдельными участниками, либо с группой в целом.

Направленное обучение приемам и навыкам также происходит в различного рода игровых ситуациях и сопровождается мини-лекциями, дискуссиями и комментариями тренера.

Контрольный этап реализуется в форме игры, позволяющей охватить все аспекты исследуемого поведения и проверить насколько участник может применить полученные знания на практике. Снятие остаточных напряжений происходит за счет привлечения различных психогимнастических упражнений и заключительного шеринга.

При подготовке занятия можно пользоваться следующей схемой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: