При создании рабочей программы основной задачей было нахождение баланса между общеобразовательными целями художественной подготовки студентов и задачами их профессионально-художественной ориентации, между базовым эстетическим образованием и профессиональным обучением.
Обучение по данной программе предполагает реализацию дифференцированного подхода в виде многоуровнего усвоения учебного материала, что позволяет при обязательном выполнении минимума требований по курсу удовлетворить потребности студентов в более углубленном изучении отдельных разделов и тем программы в соответствии с целями и задачами их личностного и профессионального развития.
1-ый уровень содержания учебного материала предназначен для часто болеющих студентов, пропускающих занятия, для желающих заниматься в режиме экстерната. На данном уровне предполагается усвоение базового материала, основных тем, при использовании учебников и учебных пособий, проведении консультаций через учебный кабинет.
|
|
2-ой уровень содержания учебного материала - для студентов, желающих усвоить повышенный уровень, более углублённо изучить отдельные темы и желающих пересдать учебную аттестацию с целью повышения оценки. На данном уровне предусматриваются такие формы учебной деятельности студента как конспектирование источников, описание методики выполнения упражнений, составление памятки, аннотирование, рецензирование, составление тематического тезауруса, матрицы идей и т.д.
3-ий уровень содержания учебной деятельности студента предполагает раскрытие творческих, исследовательских способностей студентов, удовлетворение их потребности в поисковой и научно-исследовательской работе. Среди форм учебной работы на данном уровне написание рефератов, систематизация известных и составление новых способов художественной деятельности, моделирование учебных и производственных ситуаций, составление сценариев игр по искусству, художественно-эстетических ситуаций и т.д.
Предложенные студенту уровни усвоения учебного материала сводят функции преподавателя к информационно-контролирующей и консультационно-координирующей. В процессе обучения складываются принципиально иные отношения между преподавателем и студентом, позволяющие обеспечивать осознанно самостоятельное, личностно значимое достижение студентами заданного себе уровня теоретических знаний и практических умений в контексте своих планов образовательной и будущей профессиональной деятельности.
Гносеологический и онтологический подходы к произведениям художественной культуры позволяют студентам образовать собственные смыслы своей художественно-творческой деятельности. Поэтому одним из принципов структурирования эстетического образования студентов является системность, важным условием реализации которого выступает учебно-методический комплекс студента, состоящий из:
|
|
- конспектов лекций преподавателя;
- словаря научных терминов;
- дневника художественных наблюдений;
- практических работ по темам курса;
- папки художественно-творческих работ студента по курсу;
- блока методических рекомендаций по формам учебной деятельности.
УМК студента позволяет организовать студента на постоянный и непрерывный процесс самообразования, в результате чего добиться адекватной самооценки уровня своего эстетического образования, научиться корректировать и прогнозировать своё дальнейшее общехудожественное развитие.