После выбора цепи производится поверочный расчет, в котором выполняют подробные вычисления сопротивлений движению на всех участках трассы на основе предварительного расчета.
Сопротивление ходовых катков, Н
, (4.50)
где q – погонная нагрузка от массы груженной ветви, Н/м.
Сопротивление подшипников отклоняющих звездочек, Н
, (4.51)
где wб – коэффициент сопротивления подшипников звездочек, при подшипниках качения, wб = 0,002-0,008; при подшипниках скольжения wб = 0,015-0,025.
aп – угол перегиба цепи, град;.
Сопротивление подшипников приводной звездочки, Н
. (4.52)
Сопротивление отклоняющих звездочек, Н
, (4.53)
где wо – условный коэффициент сопротивления в зависимости от угла поворота тягового элемента, wо = 0,03–0,1.
Сопротивление приводной звездочки, Н
. (4.54)
.
Сопротивление от перегиба цепи на отклоняющей звездочке, Н
, (4.55)
где f 2 – коэффициент трения в шарнирах (табл. 4.12);
– диаметр валика цепи, м.
D о – диаметр начальной окружности звездочек или номинальный диаметр блоков, м.
|
|
Таблица 4.12
Коэффициент трения f 2 в шарнирах цепи
Условия работы конвейера | Смазка | ||
жидкая | консистентная | без смазки | |
Хорошие | 0,1-0,15 | 0,15-0,2 | 0,25 |
Средние | 0,15-0,2 | 0,2-0,25 | 0,35 |
Тяжелые | 0,2-0,25 | 0,25-0,3 | 0,45 |
Тяговое усилие на звездочке, Н
, (4.56)
где – сумма сопротивлений конвейера, Н
. (4.57)
4.3.3.1 Уточнение производительности конвейера
Производительность может быть штучной или массовой. Штучная расчетная производительность определяется
Z р = Пk рз / (k в k г) = 3600 iv / t, (4.58)
где П – плановая программа выпуска грузов-изделий, шт./ч;
k рз – коэффициент резерва и неравномерности загрузки конвейера (k рз = 1,1–1,2);
k в – коэффициент использования конвейера по времени (k в = 0,85–0,9);
k г – коэффициент готовности конвейера (k г = 0,96).
По вычисленной расчетной производительности окончательно устанавливают шаг подвесок и скорость их движения
t = 3600 iv / Z р, (4.60)
v = Z р t / (3600 i). (4.61)
В табл. 4.13 даны рекомендуемые шаги подвесок и штучная производительность при скорости v = 0,1 м/с и количестве груза на подвеске i = 1.
Массовая расчетная производительность
Z мр = Z р m г / 1000 = 3,6 m г v / t, (4.62)
где m г – масса одного груза, кг.
Таблица 4.13
Производительность конвейера при различных шагах подвесок
Шаг подвески t, мм | Значения коэффициента n при t, мм | Производительность Z, шт | Шаг подвески t, мм | Значения коэффициента n при t, мм | Производительность Z, шт | ||||
0,32 | - | - | 1,6 | ||||||
0,48 | - | - | 1,76 | - | - | 204,5 | |||
0,6 | - | - | 1,8 | - | - | ||||
0,64 | - | 562,5 | 1,92 | - | 187,5 | ||||
0,8 | - | 2,0 | - | - | |||||
0,96 | - | 2,4 | - | ||||||
1,0 | - | - | 2,56 | - | 140,6 | ||||
1,12 | - | - | 321,4 | 3,2 | 112,5 | ||||
1,2 | - | - | 300,0 | 3,36 | - | - | 107,1 | ||
1,28 | - | 281,2 | 3,4 | - | - | 105,9 | |||
1,4 | - | - | 257,1 | 3,52 | - | 102,3 | |||
1,44 | - | - | 250,0 |
4.3.3.2 Уточненный тяговый расчет конвейера
|
|
Подробный тяговый расчет выполняют путем последовательного суммирования линейных и местных сопротивлений на отдельных участках трассы конвейера, начиная с точки наименьшего натяжения (рис. 6.11). Первоначальное натяжение цепи грузонесущего конвейера обычно принимают S 0 = S min = 500–1000 Н.
Для горизонтального прямолинейного участка
, (4.63)
для поворотной звездочки или блока
, (4.64)
для роликовой батареи
, (4.65)
для вертикального перегиба
, (4.66)
где Sn и Sn –1 – натяжение в конце и начале рассматриваемого участка, Н;
q ´ – линейная нагрузка, Н/м (для загруженной ветви q ´ = q, для обратной ветви q ´ = q 0);
ℓ – длина горизонтальной проекции участка трассы, м;
h – разность высотных отметок в конце и начале участка, м.
Знак «+» в формуле используется на участках подъема, знак «–» – на участках спуска груза. Коэффициенты сопротивления для формул (4.64–4.66) выбирают по табл. 4.10.
Рис. 4.11. Схема трассы подвесного конвейера
4.3.3.3 Выбор элементов привода
Окружное усилие на приводных звездочках
W о = S нб - S сб + (S нб + S сб)(x - 1). (4.67)
Необходимая мощность двигателя
, (4.68)
где k з = 1,1 - 1,35 – коэффициент запаса;
h = 0,9 - КПД привода конвейера;
W о – окружное усилие на приводных звездочках, Н.
Выбираем двигатель с мощностью P (кВт) и частотой вращения n (мин-1) по табл. 1.П.А (прил. А).
Частота вращения приводного вала, мин-1
, (4.69)
где v – скорость тягового органа, м/с.
Требуемое передаточное число привода
. (4.70)
по передаточному числу выбирают редуктор по табл. 1.П.Б (прил. Б) с учетом передачи мощности P ред > P.
Выбираем муфту по наибольшему крутящему моменту (табл. 1.П.В, прил. В).
4.3.3.4 Выбор тормоза
Тормозной момент, Н∙м
, (4.71)
где k т – коэффициент запаса торможения; k т = 1,5–1,75;
М т.с – статический тормозной момент, Н.
Статический тормозной момент
. (4.72)
Выбираем тормоз по табл. 1.П.Г (прил. Г).
4.3.3.5 Выбор натяжного устройства
Усилие натяжного устройства конвейера
(4.73)
где – усилие в точке набегания цепи на натяжную звездочку.
Масса натяжного груза
, (4.74)
где k зв – коэффициент потерь на отклоняющих звездочках, k зв =1,05;
n зв– число отклоняющих звездочек.
Ход натяжного устройства конвейера, м (4.75)
Устанавливаем винтовое, пружинно-винтовое, пневматическое, гидравлическое или грузовое натяжные устройства.