Обобщенный расчет конвейера

Исходными данными для расчета являются:

длина трассы конвейера L, м;

плановая производительность конвейера Z п, шт./час;

скорость цепи конвейера v, м/с;

загрузка подвесок – ручная;

разгрузка подвесок – ручная;

масса подвески m п, кг;

число грузов на подвеске i, шт;

масса груза m г, кг;

размеры груза (высота h г, ширина b г, длина l г), м;

режим работы конвейера – средний;

условия работы – средние.

Рис. 4.8 Схема к расчету подвесного конвейера

4.3.2.1 Определение шага подвесок и кареток

В качестве тягового элемента конвейера может быть выбрана любая цепь или канат. Для конвейеров с пространственной трассой применяются специальные разборные цепи, которые имеют возможность поворачиваться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Наибольшее распространение имеют разборные цепи с шагом звена 80–160 мм (рис. 4.9). Предварительно необходимо выбрать разборную цепь по табл. 4.5.

Рис. 4.9. Разборные холодноштампованные цепи:

а – с фиксированными валиками; б – с искривленными пластинами;

1 и 2 – пластины; 3 – валик

Таблица 4.5

Техническая характеристика разборных цепей (ГОСТ 589 – 74)

Тип цепи Шаг звена t ц, мм Диаметр валика, мм Ширина звена В, мм Шаг зацепления, мм Длина валика l, мм Расстояние между наружными звеньями, мм Разрушающая нагрузка, кН Масса 1 м цепи, кг
Р2 – 80–106               3,2
Р2 – 100–220               5,2
Р2 – 160–400               9,1

Расчетный шаг подвесок (4.10)

, (4.32)

где v – скорость цепи конвейера, м/с;

i – число грузов на подвеске, шт;

Z п – плановая производительность конвейера, шт./час.

Шаг подвесок t проверяют на проходимость груза при огибании звездочек по условию

tt min, (4.33)

где t min – минимальный шаг, при котором подвески не задевают друг друга при обходе звездочек, м (рис. 4.10, а);

t min = 2 R оaт, (4.34)

где R о – радиус делительной окружности звездочки, м;

aт – половина угла между подвесками;

, (4.35)

где b л – ширина подвески с грузом вдоль оси цепи, м;

D – минимальный зазор между грузами, исключающий возможность их столкновения, м; для грузонесущих конвейеров D ≥ 0,15–0,2 м; для толкающих конвейеров D ≥ 0,2–0,3 м;

k 1 – расстояние от края подвески до оси цепи, м;

Наименьший шаг между осями подвесок t min определяется проходимостью груза наибольших габаритных размеров:

на наклонных участках трасы конвейера (рис. 4.10, б)

t min ≥ (b max + D) / cosbmax (4.36)

где b max – наибольшая габаритная длина груза и подвески в плоскости движения конвейера, м;

bmax – наибольший угол наклона конвейера, град;

на вертикальных участках (рис. 4.10, в)

t minh max + D (4.37)

где h max – наибольшая габаритная высота груза с подвеской, м.

Выбранный расчетный шаг подвесок должен быть кратным двум шагам звеньев разборной цепи, т. е. удовлетворять условию

t = 2 n t цt min, (4.38)

где n –коэффициент, в зависимости от длины груза (n = 1–10);

t ц – шаг звена цепи, м.

а б в

Рис. 4.10 Схемы для расчета шага подвесок на участке:

а – горизонтальном; б – наклонном; в – вертикальном

Для двухшарнирной и стержневой цепи вышеуказанное условие необязательно.

Шаг кареток принимается t к = t, если t £900 мм. При этом шаг подвесок t должен быть кратным удвоенному шагу t ц разборной цепи.

При наличии вертикальных перегибов подвесного пути шаг кареток или подвесок не должен превышать 10 t ц.

Если t >900 мм, то устанавливаются промежуточные каретки с шагом t к, кратным удвоенному шагу t ц цепи, но не более 900 мм.

Предварительно необходимо выбрать параметры каретки по табл. 4.6.

Таблица 4.6

Основные параметры кареток конвейеров с разборной цепью (ГОСТ5946-79)

и ходовым путем из двутавровой балки (ГОСТ 8239-72)

Шаг звена цепи,мм Предельная грузоподъемность каретки, кН Номер катка подшипника Масса каретки, кг Номер профиля пути D к, мм Н, мм В, мм
  2,5   3,0        
  5,0   5,5        
  8,0   13,0        

Шаг кареток выбирается по нормальному ряду ГОСТ 5946-70 для цепи с шагом звена:

t ц = 80; t к = 160*; 320; 480; 640; 800;

t ц = 100; t к = 200*; 400; 600; 800; 1000;

t ц = 160; t к = 320*; 640; 960; 1000; 1280.

Значения, отмеченные звездочкой, применяются только для траверсных кареток.

Для измерения направления движения тягового элемента на горизонтальных поворотах служат поворотные устройства, выбор типа которых зависит от конструкции тягового элемента, его натяжения, радиуса и угла поворота (табл. 4.7).

Таблица 4.7

Рекомендации для выбора типа поворотного устройства

Тип поворотного устройства Тип тяговой цепи Диапазон радиусов поворота, м   Область применения
  Звездочка Пластинчатая, разборная, секционная   0,20–0,85 Повороты на угол до 180º с повышенным натяжением цепи (до 60 % от допускаемого натяжения)
  Блоки с гладким ободом и с выемкой   Пластинчатая, разборная, круглозвенная; канат   0,18–0,80 Повороты на угол до 180º с пониженным натяжением цепи (до 60 % от допускаемого при отсутствии выемки и до 80 % – при наличии выемки в ободе блока для среднего звена разборной цепи)
  Роликовые батареи Пластинчатая, разборная, круглозвенная, секционная   0,63–2,50 Повороты на 15, 30, 45, 90 и 180º с большим радиусом при пониженном натяжении (до 50 % от допускаемого)
Направляющие пути Двухшарнирная, звеньевая   0,5–2,0 Повороты на угол до 180º в пределах допускаемой нагрузки на катки цепи

Основные размеры поворотных устройств со звездочкой и блокам даны в табл. 4.8. Наиболее простым и долговечным является устройство с поворотным блоком, оно рекомендуется для широкого применения.

Таблица 4.8

Основные параметры поворотных устройств на звездочках и блоках

подвесных конвейеров с разборной цепью

  Шаг звена цепи, мм Число зубьев звездочки, шт. Диаметр делительной окружности звездочки, мм   Диаметр блока, мм Радиус горизонтального поворота, мм
    413,5 514,9 667,7 820,6 1022,0    
    390,7 516,9 643,6 834,6 1025,7 1277,5 – –  
    625,7 827,1 1029,8 1335,4 1641,2 – –  

4.3.2.2 Определение погонных нагрузок

Погонная нагрузка от массы холостой (обратной) ветви без учета пропуска неразгруженных подвесок, Н/м,

, (4.39)

где m п – масса подвески, кг;

m к – масса каретки, кг (табл. 4.6);

m ц – масса 1 м цепи, кг;

Погонная нагрузка от массы холостой ветви с учетом пропуска на обратную ветвь неразгруженных подвесок, Н/м

, (4.40)

где k пр = 0,08–0,12 – коэффициент пропуска неразгруженных подвесок на обратную ветвь;

q г – погонная нагрузка от массы транспортируемого груза, Н/м,

, (4.41)

m г – масса груза, кг.

Погонная нагрузка от массы груженой ветви, Н/м,

. (4.42)

4.3.2.3 Максимальное и минимальное натяжение цепей

На всем контуре трассы конвейера тяговая цепь должна быть натянута (т. е. нагружена усилием растяжения, так как цепь на сжатие не может работать) и минимальное натяжение S min не должно быть ниже заданных пределов: для грузонесущего конвейера S min ≥ 500–1000 Н; для толкающих и грузоведущих конвейеров S т min ≥ 1500–3000 Н.

Максимальное натяжение тяговой цепи, Н,

, (4.43)

где S о – первоначальное натяжение цепи, S о = S min =500–1000 Н;

– коэффициент сопротивления движению кареток на прямолинейном участке на трассе конвейера (табл. 4.9);

– горизонтальные проекции длины загруженной и холостой ветви соответственно, м;

– коэффициент концентрации местных сопротивлений, меньшее значение принимается для конвейеров, имеющих более пяти поворотов;

Н – общая высота подъема груза на трассе конвейера, м;

k м – суммарный коэффициент местных сопротивлений.

Таблица 4.9

Коэффициенты сопротивления движению кареток на катках

с шарикоподшипниками на прямолинейных участках трассы подвесных

конвейеров с разборными цепями и ходовым путем из двутавра

Условия работы конвейера Значения расчетного коэффициента с при массе груза, подвешенного на каретке, кг
До 50 51–70 71–100 Более 100
Работа в отапливаемых помещениях при температуре выше 0
Хорошие 0,020 0,018 0,014 0,012
Средние 0,026 0,024 0,020 0,016
Тяжелые 0,032 0,028 0,025 0,020
Работа в неотапливаемых помещениях зимой при температуре до –20°С;
Средние 0,038
Тяжелые 0,045

(4.44)

где – соответственно коэффициенты сопротивления движению каретки на вертикальном повороте, горизонтальном повороте на звездочке или блоке и на роликовой батарее (табл. 4.10);

– количество вертикальных поворотов, горизонтальных поворотов на звездочке или блоке и на роликовой батарее соответственно.

Таблица 4.10

Коэффициенты сопротивления движению на поворотных устройствах

и вертикальных поворотах трассы подвесных конвейеров

Условия работы конвейера Поворотных звездочек и блоков на подшипниках качения x Роликовых батарей l Вертикальных поворотов j
при углах поворота, град
    до 30         до 20    
Работа в отапливаемых помещениях при температуре выше 0
Хорошие 1,020 1,030 1,020 1,025 1,030 1,040 1,07 1,010 1,015 1,025
Средние 1,025 1,035 1,025 1,030 1,040 1,050 1,09 1,012 1,020 1,030
Тяжелые 1,035 1,050 1,030 1,040 1,045 1,060 1,10 1,015 1,025 1,035
Работа в неотапливаемых помещениях зимой при температуре до –20°С;
Средние 1,040 1,050 1,035 1,040 1,045 1,065 1,10 1,025 1,035 1,045
Тяжелые 1,055 1,065 1,040 1,050 1,055 1,070 1,15 1,030 1,040 1,050

Типоразмер цепи выбирается по максимальному расчетному натяжению из условий прочности, выносливости и износа. Выбор типоразмера цепи должен удовлетворять условию

S рз S maxn п, (4.45)

где S рз – разрушающая нагрузка цепи, кН;

S max – максимальное расчетное натяжение, кН;

n п – коэффициент запаса прочности на растяжение цепи

, (4.46)

где n´ п.ном – номинальный коэффициент запаса прочности для цепи с термообработанными деталями (при расчете по нагрузкам установившегося движения n´ п.ном = 5, при поверочных расчетах по пусковым нагрузкам n´ п.ном = 3);

k р – коэффициент режима работы конвейера (при ВЛ k р = 1,2; при Л k р = 1,1; при С k р = 1,0; при Т k р = 0,9; при ВТ k р = 1,2);

k т – коэффициент конфигурации трассы конвейера (для горизонтальной k т = 1; для наклонной прямолинейной k т = 0,9; для наклонно-горизонтальной k т = 0,85);

k о – коэффициент ослабления расчетного сечения деталей цепи (при предельно допускаемом износе k о = 0,8–0,9);

k дин – коэффициент динамических нагрузок, принимается в зависимости от скорости (при v £ 0,1, k дин = 1; при v = 0,1-0,3, k дин = 0,9; при v > 0,3, k дин = 0,8).

Допускаемое натяжение горячештампованных разборных цепей по долговечности на основе рекомендованный значений давлений в шарнире цепи дано в табл. 6.11 для среднего режима работы конвейера. Для других режимов работы величины, указанные в табл. 4.11 необходимо умножить на коэффициент режима работы. Для цепей без термообработки допускаемые натяжения под долговечности примерно в два раза ниже значений, указанных в табл. 4.11.

Таблица 4.11

Допускаемые натяжения по долговечности термически обработанных

горячештампованных разборных цепей для среднего режима работы конвейера

Условия работы конвейера Скорость цепи, м/с Допускаемое натяжение (кН) цепи с шагом звена, мм
     
Конфигурация трассы
простая сложная простая сложная простая сложная
Хорошие £ 0,15            
0,16–0,3            
> 0,3            
Средние £ 0,15            
0,16–0,3            
> 0,3            
Тяжелые £ 0,15            
0,16–0,3            
> 0,3            

Примечание. Конфигурация трассы: простая – с общим количеством поворотов в горизонтальной и вертикальной плоскостях не более 20; сложная – с более чем 20 поворотами.

Допускаемое натяжение цепи по условию прочности

S д.п = S рз / n пS max∙ (4.47)

Исходя из условий, необходимо выбрать цепь по табл. 4.3, табл. 4.5.

При проектировании конвейеров используют типовые или стандартные каретки с заданной статической расчетной нагрузкой [ P ], равной предельной грузоподъемности (табл. 4.6).

Расчетная статическая нагрузка на каретку, Н

. (4.48)

Выбор типоразмера каретки должен удовлетворять условию

P рз £ [ P ]. (4.49)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: