Требования, предъявляемые к управленческим решениям

Управленческие решения должны удовлетворять определенным требованиям, игнорирование которых, полное или частичное, может привести к ошибкам и неудовлетворительным результатам. Соблюдение же этих требований повышает результативность принимаемых решений на всех уровнях организации. К таким требованиям относятся следующие:

1.Стратегия и цели организации должны быть настолько четко сформулированы, чтобы позволяли принимать решения общего характера, касающиеся новых видов деятельности, выходящих за пределы сегодняшних потребностей.

2.Решение должно отражать объективные закономерности развития организации и системы управления ею. (Если это требование не выполняется, то решение будет блокироваться либо отвергаться работниками, что в свою очередь приводит к замедлению реакции организации на изменение условий, требует расходования дополнительных ресурсов и т. д.)

3.Решение должно основываться на полной и достоверной информации (т.е. всесторонняя обоснованность решения). Необходимо иметь достаточное количество надежных данных об изменяющейся обстановке для поддержания эффективных связей между менеджерами разных уровней и структурных подразделений организации. Важно производить отбор имеющихся данных таким образом, чтобы менеджеры высшего уровня имели в своем распоряжении только те факты, которые им действительно нужны, и не были перегружены не относящимся к делу фактическим материалом.

4. Учет риска. Какой бы полной и достоверной ни была информация, решения, принимаемые менеджером, устремлены в будущее, которое всегда содержит элементы неопределенности. Могут возникнуть новые проблемы (возможности), которые затрудняют либо облегчают достижение поставленной цели. Могут появиться новые конкуренты, принципиально новые технологии, законодательные акты, может измениться спрос на продукцию, могут возникнуть новые возможности для привлечения капитала и т. д. Поэтому умение предвидеть ход событий в области профессиональной деятельности, просчитывать риск отличает профессионального менеджера. Чем выше профессионализм менеджера, тем выше процент решений, приводящих к достижению поставленной цели.

5. Каждое управленческое решение должно уравновешивать противоречивые цели, ценности, критерии. Надо понимать и воспринимать как данность тот факт, что любое решение может иметь какие-то отрицательные последствия. На практике встречается очень мало таких однозначных ситуаций, когда результат даже наилучшего решения будет только благом для всех. С позиций системного подхода принимается такое решение, которое будет: а) наилучшим с точки зрения конечных результатов, т. е. для всей организации; б) эффективно в перспективе.

6. Решение должно быть реальным в исполнении, т. е. исходить из реально существующих ресурсов и времени, а также содержать механизм реализации. В содержание решения включаются разделы, охватывающие организацию, мотивацию и контроль при его реализации.

7. Требование оперативности. Решение должно готовиться, приниматься и выполняться в реальном масштабе времени протекания процессов, которыми управляют, с учетом возможных скоростей развития ситуации. На динамично развивающихся рынках считается лучшим принять несколько вариантов решения, адекватно реагируя на изменяющуюся ситуацию, чем пытаться принять единственное, всесторонне изучая ситуацию и обосновывая оптимальный вариант.

8. Экономичность и эффективность решения предполагает, что цели должны быть достигнуты при минимальных затратах.

9. Полномочность решения означает, что оно должно приниматься органом или лицом, имеющим на это право в соответствии со своими полномочиями. Принимая решение, руководитель берет на себя ответственность за его последствия. Превышение полномочий создает предпосылки невыполнения решения. Принятие решений, входящих в компетенцию подчиненных, означает неэффективное расходование руководителем своего рабочего времени.

10.Решение должно быть непротиворечивым. Принимая решение, необходимо учитывать, что оно будет осуществляться не изолированно, а во взаимодействии с ранее принятыми, должно развивать и дополнять их. Непоследовательность в принятии решений, их взаимоисключаемость резко снижают эффективность управления, не способствуют авторитету руководителя.

11. Своевременность принятия управленческого решения означает, что с момента возникновения проблемной ситуации до принятия решения в организации не должно произойти необратимых процессов, делающих это решение непродуктивным. Кроме того, своевременно принятое реше­ние должно быть своевременно реализовано.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: