Классификация управленческих решений

Решения классифицируются по разным критериям и признакам.

По функциональному содержанию решения можно подразделить на плановые, организационные, координационные, мотивирующие и кон­трольные. Возможны решения, затрагивающие одновременно несколько функций управления, однако в каждом решении, как правило, удается выделить доминирующую функцию управления.

По сфере действия выделяются экономические, организационные, социальные, технические, технологические решения. Эта классификация предназначена для распределения производственных проблем по подсис­темам социально-экономической системы.

По организации разработки управленческие решения делятся на единоличные, коллегиальные и коллективные.

Единоличные решения принимаются руководителями самостоятельно, без согласования и обсуждения их с другими лицами, чаще всего на нижних уровнях управления. Групповые или коллегиальные решения разрабатываются и принимаются совместно группой специалистов и менеджеров. Коллегиально гото­вятся обычно решения, которые требуют сбора большого объема информации, серьезной подготовки и имеют многоаспектное содержание. Это не исключают персональной ответственности руководителя за реализацию таких решений. Коллективные решения принимаются на общих собраниях всего коллектива. Они принимаются или отвергаются голосованием. Например, принятие коллективного договора, решения, принимаемые общим собра­нием АО и т. д.

По характеру целей и периоду действия решения могут быть: стратегические (2-5-10 лет), тактические (полугодие - год), оперативные (смена - сутки - неделя - месяц).

По иерархии управления выделяют решения, принимаемые на высшем, среднем и нижнем уровнях.

По масштабу охвата объекта управления различают решения глобальные, охватывающие все звенья и уровни системы управления, и локальные, затрагивающие отдельные звенья или адресованные конкретному лицу.

По степени определенности реализации выделяют:

решения, принимаемые в условиях определенности, когда известна полная и достоверная информация о проблемной ситуации, целях, ограничениях и последствиях решений;

решения, принимаемые в условиях риска, когда исходная информация характеризуется неполнотой или частичной недостоверностью. В таких условиях, как правило, менеджер может спрогнозировать возможные последствия при реализации решения с определенной вероятностью;

решения, принимаемые в условиях неопределенности, множества учитываемых факторов. Такие решения принимаются по новым задачам.

С точки зрения механизма (способа) принятия можно выделить:

Запрограммированные решения - когда известен алгоритм их выработки, подобно решению математического уравнения. Например, задача по размещению временно свободных денежных средств на определенный срок с наибольшей эффективностью. Какие при этом могут быть варианты? В Беларуси - это депозит, вексель, ГКО, ДГО. Выбор осуществляется в соответствии с предлагаемым процентом дохода.

Незапрограммированные решения принимаются, когда возникает новая ситуация, появляются неизвестные факторы и т. д. В таком случае руководитель сначала разрабатывает процедуру принятия решения и только потом его принимает. Например, определение целей, стратегии, миссии организации, усиление мотивации сотрудников и т. д..

На практике в чистом виде запрограммированные и незапрограммированные решения практически не встречаются. Очень немногие запрограммированные решения настолько структурированы, что полностью исключают инициативу лица, их принимающего. Например, наибольший процент по размещению временно свободных средств предлагается по векселю какой-либо конкретной организации, но при этом векселедатель вызывает сомнения, какой следует сделать выбор? С другой стороны, при выработке и принятии запрограммированного решения всегда можно использовать определенные структурированные методы.

С учетом мыслительных процессов (подходы к принятию решений) выделяют:

Интуитивные решения основаны на ощущении того, что выбор правилен. Здесь лицо, принимающее решение, не взвешивает «за» и «против», а принимает то решение, которое подсказывает ему интуиция. Другими словами, формально-логического объяснения, почему принято именно это решение, нет. – часто ошибочно.

Решения, базирующиеся на суждениях, - это такие решения, в основе которых лежат знания и накопленный опыт. Менеджеры, опираясь на здравый смысл, выбирают те решения, которые в аналогичной ситуации в прошлом принесли успех. Этот способ принятия управленческого решения подкупает своей быстротой и относительно небольшими затратами. Одна­ко далеко не всегда «здравый смысл» или отображение внешнего мира в го­лове менеджера соответствуют реалиям. Следовательно, и решения могут быть неправильными. Кроме того, использование предыдущего опыта неприменимо в принципиально новых ситуациях, вне поля зрения может оказаться новая, более эффективная альтернатива.

Рациональные решения не зависят от предыдущего опыта, а обосно­вываются с помощью объективного аналитического процесса и объектив­ных методов, которые в той или иной степени формализованы – наиболее рациональное решение.

Характер управленческих решений часто несет на себе отпечаток личности менеджера. В связи с этим различают решения уравновешенные, импульсивные, инертные, рисковые, осторожные.

Уравновешенные решения принимают менеджеры, критически отно­сящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке.

Авторы импульсивных решений легко генерируют в неограниченном количестве различные идеи, но не в состоянии глубоко проверить и оце­нить различные варианты. В таком случае решения оказываются недоста­точно обоснованными и надежными.

Инертные решения - результат осторожного поиска. В них уточ­няющие действия преобладают над генерированием идей. Такие решения не отличаются оригинальностью и новаторством.

Рисковые решения принимаются менеджерами, не нуждающимися в тщательном обосновании своих гипотез ине боящимися опасностей.

Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритическим подходом к проблеме. Они еще в меньшей степени, чем инертные, новы и оригинальны.

В зависимости от степени повторяемости проблемы все управленческие решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречающиеся в практике управления, и нетипичные, нестандартные, когда их поиск связан прежде всего с генерацией новых альтернатив.

По способу фиксации решения могут быть разделены на фиксированные или документированные (т. е. оформленные в виде приказа, распоряжения) и недокументированные (не имеющие документальной формы, устные). Большинство решений в аппарате управления оформляется доку­ментально, однако оперативные решения, а также решения, принятые в чрезвычайных, не терпящих промедления ситуациях, могут и не фиксиро­ваться документально.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: